Методы психической саморегуляции спасателей( идиомоторные упражнения)

Идиоматорное упражнения- для восстановления работоспособности во время работы в ЧС. Дать себе психологическую разгрузку сделать физ.зарядку. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подер­жать на вытянутой руке, на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербаль­ном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояни­ях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия.

Задача упражнений - осознать и запомнить ощущение расслабленной мышцы по контрасту с ее напряжением. Каждое упражнение состоит из 3-х фаз: «напрячь - прочувствовать - расслабить».

В начальной фазе напряжение избранной группы мышц нарастает плавно, затем несколько секунд держится максимальное напряжение до дрожания мышц, а сбрасывание напряжения (фаза расслабления) осуществляется резко. Нужно учитывать, что полностью расслабленная мышца как бы «провисает», и в ней возникает ощущение тяжести. Медленному напряжению соответствует и медленный вдох, расслабление синхронно со свободным полным выдохом. Каждое из упражнений повторяется 3-4 раза.

Впервые 2-3 дня тренировок после выполнения идеомоторных приемов нужно сесть и просто посидеть несколько минут пассивно, как бы нейтрально (глаза закрывать следует не сразу, а только если они сами закрываются). При этом возникает чувство пустоты в голове.

Это реабилитационное состояние, в котором происходит психологическая разгрузка и накопление новых сил. Приемы можно выполнить стоя, или сидя, или лежа - как удобнее.

Когда это делается стоя, вы сразу убеждаетесь в их высокой эффективности, потому что они позволяют получить комфортное состояние (и при желании - даже очень глубоко расслабиться), и без необходимости изменять положение тела.

Пример: «Расхождение рук ».

Держите руки удобно и дайте мысленную команду рукам, чтобы они начали расходиться в стороны как бы автоматически, без мышечных усилий.

Подберите себе для этого удобный образ, помогающий добиться этого движения.

Представьте себе, например, что они отталкиваются друг от друга как однополярные магниты, или подберите какой-либо другой, образ. Как удобнее. Можно начать с разведения рук обычным механическим движением, а потом - идеомоторно. Для того чтобы ваша воля «сработала», и руки сами стали расходиться, нужно снять препятствие между волей и организмом (создать связь между волей и организмом), т.е. найти в себе состояние внутреннего равновесия. Для этого нужно внутренне расслабиться, ощутить в себе комфорт. Делайте как приятнее, перебирайте варианты (отклоняйте или склоняйте голову, сделайте глубокий вдох или выдох, задержите на мгновение дыхание и т. д.), главное - найти это чувство внутреннего комфорта, при котором ваша воля начнет влиять на автоматику движения.

Можно делать с открытыми или закрытыми глазами. Если руки устают, то опустите их, встряхните, затем попробуйте опять.

Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре

Основная задача спасателей при пожаре – поиск и оказание помощи пострадавшим. Спасательные работы осуществляются:– при нахождении пострадавших вне зоны пожара;– при непосредственной угрозе пожара здоровью жизни людей;– при угрозе взрыва или обрушения конструкций;– в ситуациях, когда люди не могут самостоятельно покинуть опасные места;– при возникновении паники.Руководитель отряда спасателей обязан лично возглавить руководство спасением людей на пожаре, используя для этого все имеющиеся средства и сочетая эту работу с руководством по тушению пожара.Подача стволов для обеспечения спасения людей обязательна, когда людям непосредственно угрожает огонь, когда пути спасения отрезаны или могут быть отрезаны огнем.

5 Топографические карты, схемы местности и планы, определения. Особенности их составления и использования для ориентирования на местности.

Карта и схема.

Основой топографической подготовки является работа с картографическим материалом, а также глазомерная съемка маршрута и изучение теории картографии.
В практике используются различные картографические материалы: карты, планы, специальные туристские картографические издания.
Карта (план) - уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе.
Географические карты принято классифицировать по содержанию и масштабам. По содержанию они делятся на общегеографические и тематические.
На общегеографических картах изображаются населенные пункты, пути сообщения, гидрографическая сеть, рельеф, растительность, границы. Эти элементы отбираются в их взаимосвязи и значении для народного хозяйства, науки, культуры. Содержание географических карт разрабатывается на основе согласования требований к картам различных организаций.
На тематических картах подробно изображаются отдельные явления, составляющие тему карты (например, растительные зоны пли полезные ископаемые). Содержание карты в этом случае разрабатывается так, чтобы элементы, составляющие ее тему, четко выделялись на фоне изображения общегеографических элементов местности.
Географические карты по масштабу изображения подразделяются на ряд типов.
Обзорно-географические карты(масштаб мельче 1:1000000) содержат изображение значительных частей земной поверхности (областей, стран) и применяются главным образом при изучении географии. Карты этого масштаба удобны для общего ознакомления с районом.
Обзорно-топографические (масштаба 1:200 000-1:500 000) и политико-административные (масштаба 1 : 500 000-1 :750 000) карты более подробны и точны, чем обзорно-географические, удобны для изучения районов и для расчетов, не требующих высокой точности.
Топографические карты благодаря крупным масштабам отличаются богатством содержания и высокой геометрической точностью. Чаще используются выкопировки из карт масштаба 1:100000.
Гипсометрические карты - основное содержание их составляет рельеф, изображенный горизонталями - кривыми замкнутыми линиями. Каждая горизонталь обозначает горизонтальный контур соответствующей неровности, все точки которого расположены на местности на одной высоте над уровнем моря. Высоты сечений для изображения рельефа горизонталями зависят от масштаба, в котором составлена карта. Нормальной, установленной для карт, считается высота сечения, равная 0,02 величины масштаба карты (5 м при масштабе 1:25000, 20 м - при 1:100000, 40 м -при 1:200000, 100 м -при 1:500000, 200 м -при 1: : 1000 000). Для гипсометрических карт важно, чтобы положение объектов в плане, а также пространственные формы и размеры земной поверхности изображались с наибольшей точностью и подробностью, допускаемыми масштабом карты.

БИЛЕТ №8

1Основные причины возникновения и поражающие факторы при ЧС на автомобильном транспорте. Тактико-технические характеристики используемого инструмента.

Основными причинами ЧС на автотранспорте являются столкновения, наезды, опрокидывания, прочие. ДТП могут возникать по вине водителей или пешеходов, по причине технической неисп­равности транспортного средства или дорожной регулировочной системы, низкого качество до­рожного покрытия, по независя­щим от водителей, пешеходов, транспортных средств причинам.

Характерными особенностями ЧС на автотранспорте являются внезапность, практически мгновенная остановка транспортного средства, его деформация. заклинивание дверей. В ряде случаев автомобильные аварии сопровождаются взрывами, пожарами, выбросами отравляющих веществ, попаданием автомобилей в пропасть, воду. Нередки случаи попадания автотранспортных средств в лавины, селевые потоки, под снегопады и камнепады. Эти ЧС отличаются тяжелыми и трагическими последствиями.

Аварии на автотранспорте приводят к травмированию и гибели людей. Типичными травмами автодорожных ЧС - следствием внезапного динамического удара, взрыва, пожара - являются ушибы, переломы костей, сотрясение головного мозга, повреждения внутренних органов, ожоги.

Основные поражающие факторы при ЧС на транспорте:

- удары вследствие метательного и деформирующего воздействия неуправляемой механической энергии транспортного средства и энергии взрывов;

- воздействие высокой температуры вследствие пожаров, взрывов;

- воздействие потоков жидкостей (газов), находящихся под высоким давлением;

- воздействие химически и биологически опасных веществ;

- воздействие ионизирующих излучений;

- воздействие электрического тока;

- недостаточное количество кислорода для дыхания (при длительном пребывании в замкнутых пространствах, выгорании);

- нервно-психологические воздействия и дезорганизация трудового процесса.

При ведении АСР в ходе ликвидации последствий ДТП применяются гидравлические, пневматические, электрические и ручные инструменты, а также автомобильные краны и лебедки.

Для разборки повреждённых автомобилей используются только гидравлические и пневматические ручные инструменты.

Гидравлические аварийно-спасательные инструменты (ГАСИ) используются при стабилизации, разборке и подъёме (приподнимании) повреждённого автомобиля. Данные операции выполняются с помощью различных типов ГАСИ: резаков, ножниц, разжимов, ножниц-разжимов, силовых цилиндров и домкратов

Наши рекомендации