Структура дипломной работы
Введениепредставляет собой очень важную часть текста, в которой отражаются все достоинства и особенности проделанной работы, поэтому и рекомендуется приступать к написанию окончательного варианта Введения после того, как будет завершена основная часть работы. Введение (3-5 стр.) имеет достаточно строгую структуру, в нем должны быть максимально кратко, но четко изложены:
- обоснование выбора темы, ее актуальности, где раскрывается научная, социальная и практическая значимость выбранной проблемы (почему автор выбрал именно эту тему);
- проблема (в чем ее суть);
- определение объекта и предмета исследования (что исследуется в работе);
- изложение научной гипотезы; определение основной цели исследования и подчиненных ей задач(для чего оно проводится);
- теоретическая и методологическая база исследования;
- перечисление используемых научно-исследовательских методов. (как проводится исследование);
- теоретическая и практическая значимость исследования.
Различают теоретическую и практическую значимость исследования. Например, можно указать, что полученные результаты вносят вклад в представления о закономерностях выбора профессии подростками и будут полезны в работе школьного психолога при изучении проблемы профессионального самоопределения.
Если дипломная работа выполнена как социальный заказ, то это должно быть подтверждено справкой о внедрении.
Теоретическая часть исследования. Как правило, описание любого исследования начинается с изложения его теоретической части. Оно обычно содержит:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме работы для показа того, что уже сделано другими в данной области и каково состояние исследования изучаемой проблемы на сегодняшний день.
2. Методологические и теоретические предпосылки авторского исследования с изложением теоретических положений, а также интерпретации основных понятий, на основе которых автор строит свое исследование.
Повествование должно идти логически, от общего к частному: описание рассматриваемой проблемы, ее причины и место среди других явлений, разнообразие подходов к пониманию ее сущности, ее механизмы и закономерности, прикладное значение.
Основная цель данной части исследования – на основе проведенного анализа вычленить проблемную область, которая определяет цель дипломного исследования. В заключение главы приводятся основные теоретические выводы, вытекающие из анализа литературы, и формулируется в общем виде цель эмпирической части исследования.
Эмпирическая часть исследования содержит два раздела:
1. Программа эмпирического исследования
Определение проблемы, цели и задач исследования. Автор работы должен обосновать целесообразность обращения к данной теме как с точки зрения наличия реальной проблемной ситуации в обществе (практическая сторона проблемы), так и с точки зрения выхода за пределы изученного в системе психологических знаний (гносеологическая сторона проблемы).
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретически-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Наибольшие трудности для студентов при написании этой части дипломных работ связаны с установлением объекта и предмета исследования, определением его целей и задач, формулировкой гипотезы ивыбором методов исследования.
Всегда нужно различать объект познания и его предмет. Первый существует сам по себе, независимо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело – предмет науки. Она его строит с помощью специальных средств, своих методов, теорий, категорий.
Объектисследования – часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению. Определяя объект исследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объектом исследования могут быть реальные психологические или социально-психологические процессы и явления, социальные общности и группы, молодежная субкультура, игровая деятельность детей, управленческая деятельность, психологический климат малой группы и т.д., т.е. то, на что направлен процесс познания.
Помимо объекта выделяется также предмет изучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы. Предмет исследования – это элемент или аспект объекта, который изучается в работе. Например, в качестве предмета психологического исследования может выступать влияние подростковой субкультуры на агрессивность школьников; конфликтные отношения в игровой деятельности детей; психологическая компетентность руководителя; особенности психологического климата в группах разного уровня развития. Иными словами, предметом исследования могут быть психологические особенности, процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния между ними и т.д.
Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе. Определяются также эмпирические объекты исследования, т.е. дается описание и обоснование выборки, ее характеристика, основные параметры. Например, объектом исследования может быть студенчество как социально-демографическая группа, а в выборку войдет определенное количество студентов определенных вузов с учетом их возраста, пола и других характеристик.
Определение проблемы. Требуется обоснованность обращения к данной теме как с точки зрения реальной ситуации (в обществе) (практическая сторона проблемы), так и с точки зрения выхода за пределы изученного в системе психологических знаний (гносеологическая сторона проблемы).
Цельработы формулируется в соответствиис объектом и предметом исследования. Цель исследования может заключаться в описании психологического феномена, выявлении различных взаимосвязей и их характера, изучении возрастной динамики психических процессов, создании классификации, методики и т.д.
При формулировке цели рекомендуется использование отглагольных существительных: исследование, разработка, изучение, выявление, описание, рассмотрение, анализ и др.
Задачи работы вытекают из ее цели и связаны с частными вопросами, рассматриваемыми в исследовании.
При перечислении задач обычно используются глаголы в начальной форме: изучить, описать, установить, определить, выявить, разработать, проанализировать, рассмотреть, предложить и т. д.
Формулирование гипотез. Гипотезы – это логически обоснованные предположения о структуре психологических, социально-психологических объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми психологическими и социально-психологическими явлениями. Иными словами, это предположение о возможных конечных результатах исследовательской работы. В ходе исследования гипотеза может быть подтверждена или опровергнута как не оправдавшая себя. Основные гипотезы должны быть развернуты в цепочку гипотез-следствий. В эмпирических исследованиях проверяются именно гипотезы-следствия, сформулированные в менее общих понятиях. Лишь при подтверждении всех гипотез-следствий можно говорить о подтверждении основной гипотезы.
Чтобы построить «хорошие» научные гипотезы, следует помнить, что гипотезы не должны:
1) содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы;
2) содержать ценностных суждений;
3) включать много ограничений и допущений;
4) должны быть проверяемы при помощи наличной техники.
Описание методов и техники сбора данных.Методы исследованияможно разделить на теоретические и эмпирические. К первым относятся теоретический анализ научных источников и литературы, математические и статистические методы, сравнительно-сопоставительный и некоторые другие. Эмпирические методы в большей степени зависят от конкретной научной сферы. В число универсальных входят экспериментальный метод, метод наблюдений, моделирование и др. Выбор конкретного метода исследования определяется спецификой научной дисциплины (социальной психологии) и конкретной проблемой, исследуемой в работе.
Необходимо не простое перечисление методов сбора информации, следует показать, почему выбраны именно эти, а не другие методы. Описана должна быть процедура, т.е. способ организации исследования.
Все методики, которые используются в исследовании, относящиеся как к сбору информации, так и к ее обработке, должны быть кратко описаны с указанием источников, в которых они опубликованы. Текст оригинальных, авторских и малоизвестные методик приводится в приложении, в тексте дипломной работы дается характеристика ее направленности, способ обработки, данные валидизации.
Следует стремиться к полноте и четкости представления программы, но не всякое исследование включает все рекомендуемые компоненты программы. Например, в программе исследования, которая носит поисковый характер, могут отсутствовать гипотезы.