Требования к результатам освоения содержания дисциплины
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология конфликта – отдельная отрасль психологических знаний. Предметом ее изучения являются закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия.
«Психология конфликта» представляет собой дисциплину, формирующую у студентов профессиональные знания о сущности, целях, задачах и основных принципах преодоления психологических личностных конфликтов, возникающих в сфере профессиональной деятельности таможенников, навыков и умений организации управления и разрешения внутриличностных, межличностных и профессиональных конфликтов, организационных трудностей и проблем в разрешении значимых противоречий. «Психология конфликта» читается, как дисциплина по выбору в цикле ГСЕ.
Прикладная направленность психологии конфликта, наряду с ее теоретическим значением, реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения, дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Цель преподавания
- формирование у студентов знаний методологии, теории и практики психологического анализа различных видов конфликтов, умений и навыков психологической экспертизы и управления конфликтами на разных уровнях (личностном, межличностном, внутригрупповом).
Задачами изучения дисциплины являются:
– формирование знаний основных методологических подходов, принципов осуществления психологического исследования и диагностики конфликтов;
– закрепление опыта психологического анализа конфликтных ситуаций, прогнозирования динамики развития конфликтов;
– уяснение общих вопросов организации урегулирования конфликтов с участием третьей стороны, технологий, методов, форм и условий конструктивного разрешения конфликтов;
– обучение студентов навыкам ведения переговорного процесса как способа разрешения конфликтов;
– повышение теоретической и практической подготовки к передаче специалистом таможенной службы элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений осуществления профилактики конфликтов, их предупреждения и разрешения, распространения конфликтологических знаний.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Психология конфликта» является программой по выбору и относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы. Ее изучение предшествует освоению других дисциплин данного цикла: социологии и политологии. Специальные знания к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов не предусматриваются.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Исторические предпосылки возникновения конфликтологических идей; методологические основы психологии конфликта в системе общей конфликтологии; основные подходы к изучению конфликтов в отечественной социальной психологии; причины возникновения конфликтов; структура и динамика конфликта; конфликт как тип трудных ситуаций; технологии возникновения конфликтов; стратегии поведения личности в конфликте; методы изучения и разрешения конфликтов; конфликт в деятельности специалиста таможенных органов; внутриличностные конфликты; общая характеристика переговорного процесса как способа разрешения конфликтов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В общей структуре психологических знаний дисциплина «Психология конфликта» выступает как практическая, междисциплинарная отрасль исследований, направленная на выработку умений и навыков оказания помощи людям в разрешении конфликтных ситуаций, преодоления противоречий, возникающих в процессе осуществления совместной деятельности, общения и социального взаимодействия.
В результате изучения дисциплины «Психология конфликта» студенты должны:
знать:
– основные подходы, техники и технологии предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов;
–теоретические основы психологии конфликта, понятие, сущность, содержание и признаки конфликта;
– основные диагностические методики изучения конфликтов;
– субъективные и объективные факторы возникновения конфликтов, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные причины конфликтов;
– структуру, функции и динамику развития конфликта, динамические характеристики конфликтного взаимодействия, классификацию конфликтов;
– особенности и характеристики внутриличностных конфликтов, психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов;
– общую характеристику переговорного процесса как способа разрешения конфликтов, динамику переговоров, психологические механизмы и условия ведения переговоров.
уметь:
– использовать системный подход к изучению конфликтов, методы диагностики конфликтных ситуаций;
– выбирать целесообразные методы, приемы, средства и технологии для конструктивного разрешения конфликтов;
– использовать в практической деятельности специалиста таможенных органов знание фундаментальных основ и современных достижений психологии конфликта и психологической науки в целом;
– осуществлять мероприятия по предупреждению конфликтов в различных сферах человеческой жизнедеятельности;
– психологически грамотно выстраивать взаимоотношения с оппонентами при разрешении конфликтов;
– организовать переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.
владеть:
-навыками изучения предконфликтных ситуаций, назревания собственно конфликта по ситуативным, поведенческим и эмоциональным критериям;
- методами анализа развития конфликта в организации, применять методы разрешения конфликтов на практике.