А что именно происходит на группе и как это может изменить мою жизнь? (ИЗМЕНЕНИЯ) часть 2
Но молчание все же редко затягивается надолго и кто-то, наконец говорит «Хорошо!» (тут все облегченно и благодарно вздыхают) «Думаю я начну. У меня такая сложность. Каждый раз, как я…» - и пошло-поехало.
Этот человек говорит о своей проблеме таким же как он, людям и делится своими переживаниями. Встречает живую реакцию на них.
Это парадоксально, но часто впервые на группах люди учатся замечать, что их проблемы и они сами, а так же их поведение, могут волновать других людей. Могут каким-то образом на них влиять. Часто они впервые видят, что их поведение может задеть или, наоборот, поддержать.
Это становится для них крайне удивительным опытом – они вдруг замечают, что не живут плотно изолированными в своем вакуумном мешке, а оказывается, беспрерывно контактировали с другими все это время. Они замечают, что всю свою жизнь что-то получали от других и что-то давали им, но просто не замечали этого. А если и замечали, то не умели управлять.
Их жизнь среди других вдруг перестает быть непредсказуемой, потому что они начинают смотреть на это взаимодействие, а не только на себя. Зачастую именно на группах появляется связь между тем, что если «я» что-то делаю, то «другой» реагирует на это.
На группах люди понимают, что мы взаимосвязаны, и бессмысленно это игнорировать. Этим очень полезна групповая психотерапия – по своей сути это не только решение личных проблем, но и исследование, как я общаюсь с другими, как я с ними взаимодействую? Это важнейшая часть жизни, которая зачастую впервые попадает в фокус внимания. И это меняет все.
Кого вы встретите на группе?
Таких же людей, как и вы.
Но на самом деле, зачастую этот вопрос может взволновать – ведь на группе, помимо самого клиента, будут еще и другие.
Какие они будут?
Что они будут говорить?
Что, в свою очередь сказать им?
Как вести себя с ними?
Не будут ли они агрессивны?
Смогут ли они понять мою проблему и не обойдутся ли они с ней пренебрежительно?
И так далее.
Множество подобных вопросов может порождать тревогу и побуждает некоторых людей вообще отказаться от групповой психотерапии. Хотя именно такая тревога указывает, что как раз этот метод работы и был бы максимально полезным. Примерно, как трудности при выполнении спортивного упражнения побуждают обращать внимание именно на него.
Кроме того, вероятно, это указывает на некоторые трудности и при общении в жизни?
Страх оценки со стороны других, опасение быть осмеянным, невыслушанным и так далее – вот то, что можно с максимальной эффективностью исследовать на группе и от чего на группе наиболее легко избавляться.
На группе вы встретите людей, которые, скорее всего, опасаются примерно того же самого, что и вы. Представьте себе только, 10 взрослых людей, которые сидят в кругу и бояться быть невыслушанными друг другом!
Это было бы смешно, если бы весь мир не был устроен примерно таким же образом. Невнимание к друг другу, стремление обращать свое внимание исключительно на себя и свои тревоги – вот то, что зачастую сопровождает нас всю нашу жизнь. И какую ценность приобретает в этом случае поддержка с чьей-либо стороны! Поистине колоссальную. Хотя самому человеку она мало чего стоит.
На группе вы встретите людей, которые, возможно, захотели научиться давать ее и получать – стоит ли бояться в таком случае?
Скорее уж стоит бояться так и не научиться этого делать.
Группа Николая Медведева и Александры Колосовой
Нас часто спрашивают: «Что лучше – индивидуальная работа или групповая?».
Четкого ответа на этот вопрос нет, но в группе четко видны механизмы ваших отношений с другими.
Группа – это повторение того, как вы ведете себя в жизни, и только здесь вы сможете рассмотреть эти процессы и спросить ведущих и других участников – почему все получается ТАК?
О группе.
Нам ни разу не встречался человек, который жил бы полностью изолированно, ни разу не встречаясь с другими людьми, избегая контакта с другими, сознательно бежал бы от людей на край света и был бы там абсолютно счастлив в своем одиночестве.
Нам ни разу не встречался такой человек, который был бы абсолютно доволен тем, что происходит с его жизнью среди других людей, который был бы абсолютно счастлив своей ролью при общении с другими и ничего не хотел бы изменить в этом.
Ведь дело в том, что мы никогда не живем полностью изолированно – мы всегда находимся среди других и при общении с ними мы всегда принимаем какие-то роли.
С одними людьми из нашей жизни мы ведем себя одним способом (мы веселые, громкие, активные), с другими людьми мы ведем себя совершенно иначе - мы становимся менее активными, мы прислушиваемся к ним, мы можем испытывать страх, тревогу, напряжение или, наоборот, неожиданную симпатию, радость, желание помогать – в общем, какие-то переживания, не совсем понятные нам самим.
- Почему так?
- Почему нам не совсем ясно, что происходит при нашем общении с теми или иными людьми?
- И как именно мы ведем себя с ними?
Иногда бывает так, что мы пытаемся измениться, решаем жить по-другому «с понедельника» и нашего запала хватает на несколько дней и тогда ценой колоссального (а иногда и просто – вредоносного) напряжения мы становимся кем-то, кем нам очень хотелось бы стать. Человек спокойный притворяется развязным болтуном (принимая это за роль «души компании»), человек с лидерскими задатками решает стать скромнее, чтобы «дать место другим». И тогда наступает кризис. Кризис понимания себя – когда не ясно кто я и как мне вести себя с другими.
Мы все находимся во взаимной зависимости друг от друга и влияем друг на друга нашими поступками и словами. Когда мы говорим что-то, то для кого-то это может оказаться важным, так же, как и для нас может оказаться важным то, что говорит он. Нелепо игнорировать это, но тем не менее, это именно то, что и пытаются делать большинство людей, которых не устраивают роли, которые они сами принимают при общении с другими.
Когда попытки измениться не удались несколько раз, и когда нет понимания, как именно меняться, то остается только игнорировать все это – самый известный, но далеко не самый лучший способ обходиться с реальностью.
Гораздо более действенным и естественным способом является иной метод – когда мы понимаем, как именно надо меняться, для чего и какими способами.
В тех изменениях, которые мы пытаемся провести самостоятельно, нет системы и нет безопасности. Нам бывает страшно меняться и страшно признавать свои ошибки. Стоит ли говорить о том, что мало что получается? В этот момент мы напоминаем не просто слона в посудной лавке, а скорее, слона в кабине летящего самолета, когда пилот вышел куда-то.
Работа на групповой психотерапии дает вам возможность, может быть, впервые в жизни, разобраться с тем, а как же на самом деле, выглядит со стороны ваше поведение?
Как в реальности, для других, слышаться ваши слова?
Что вы доносите на самом деле до других, когда говорите, то, что хотите сказать?
Ведь зачастую люди слышат что-то совсем другое.
Группа дает участникам возможность узнавать – почему при общении с другими иногда возникает тревога, напряжение и страх и, самое главное, что с этим делать?
Ведь, чтобы пробовать изменения в реальной жизни, может быть, придется пожертвовать какими-то отношениями. Не все люди готовы выдерживать наши эксперименты по изменениям себя и слова «ты меня используешь» часто звучат, как прощальные.
В этом смысле группа – это лаборатория, полигон для испытания, хорошее и безопасное место для опыта жизни.
Эти изменения вы можете приносить в жизнь уже не так опасаясь за результат, ведь вы имеете относительную ясность по поводу того, что делаете.
Самое главное, что на группах люди понимают, что мы взаимосвязаны, и бессмысленно это игнорировать. Этим очень полезна групповая психотерапия – по своей сути это не только решение личных проблем, но и исследование, как я общаюсь с другими, как я с ними взаимодействую? Это важнейшая часть жизни, которая зачастую впервые попадает в фокус внимания. И это меняет все.