Личность и деятельность
1. Психологическая теория деятельности
Основной постулат теории деятельности |
Психика наблюдается только в деятельности и в деятельности она развивается. |
Авторы: Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Лурия А.Р., Запорожец А. В., Гальперин П. Я.
Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах Леонтьева → в книге «Деятельность. Сознание. Личность».
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней:
• уровень особых видов деятельности (игра, обучение, труд, общение);
• уровень действий;
• уровень операций;
• уровень психофизиологических функций.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (игра, обучение, труд, общение) |
Действие |
Цель |
Операция |
Мотив |
Психофизиологические функции |
Потребности |
осознанно |
не всегда осознанно |
Операционно-техническая сторона |
Мотивационно-личная сторона |
Организационно-техническая сторона деятельности.
Действие – основная единица анализа деятельности.
Действие – это процесс, направленный на реализацию цели деятельности.
Цель – это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.
Имеется в виду сознательный образ результата: удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет смысла: цель всегда сознательна.
Можно ли что-то делать, не представляя себе конечного результата? Конечно, можно. Например, бесцельно бродя по улицам, человек может оказаться в незнакомой части города. Он не отдает себе отчета в том, как и куда попал, а это означает, что в его представлении не было конечного пункта движения, т. е. цели.
В понятии действия отражены основные исходные положения, или принципы, теории деятельности:
1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания);
2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения);
3) деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности);
4) действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Следующим, нижележащим уровнем по отношению к действию являются операции. Операцией называется способ выполнения действия.
Например: чтобы найти определенное место в книге, обычно пользуются закладкой, но можно попытаться вспомнить номер страницы, или перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. → несколько разных способов достижения одной и той же цели.
Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операции. Характер выполняемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.
Говоря о психологической характеристике операций, следует отметить, что главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за их протеканием. По существу уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками.
Итак, согласно теории деятельности:
1) операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие – из действий путем их автоматизации;
2) операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми;
3) всякое сложное действие состоит из действий и операций.
Последний, самый низкий уровень в структуре деятельности составляют психофизиологические функции.
Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей организма человека: способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др.
Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, однако, несмотря на это, последние выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Они достаются субъекту деятельности от природы; он ничего не должен делать, чтобы их иметь, и находит их в себе готовыми к использованию.
Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.