Личность и деятельность в журналистике

Интересные зависимости выявлены в ходе анализа взаимосвязей между уровнем развития личностных качеств журналистов и их отношением к различным аспектам профессиональной деятельности.
Деятельность журналиста–профессионала включает в свой состав множество разнообразных действий, требующих для своей эффективной реализации, во–первых, особых навыков, умений и способностей, а во–вторых, более или менее положительного к себе отношения, поскольку на одном лишь профессиональном автоматизме их осуществление весьма затруднено.
Специально проведенный опрос журналистов позволил нам выделить 10 основных типов профессиональных действий, устойчиво повторяющихся в деятельности работников печатных средств массовой информации разного типа и уровня. Это такие комплексы действий, как:
1) руководство редакцией, отделом;
2) подготовка собственных материалов;
3) работа с авторами;
4) правка материалов других сотрудников;
5) макетирование газетных полос;
6) работа с редакционной почтой;
7) прием посетителей редакции;
8) дежурство по номеру;
9) выступления с обзорами публикаций на планерках и летучках;
10) участие в подготовке и проведении "круглых столов", массовых мероприятий, праздников газеты и т.п., то есть в том, что обозначается понятием организационно–массовая работа.
Разумеется, каждый из выделенных типов действий обладает своей, иногда довольно сложной структурой. Так, например, "подготовка собственных материалов" связана с необходимостью изучать действительность, то есть общаться с людьми, анализировать документы, наблюдать, осмысливать информацию, формулировать предложения по изменению ситуаций действительности, излагать свои мысли и наблюдения в общепонятной и доступной форме и т.д. Однако на данном этапе этими тонкостями можно пренебречь, чтобы попытаться получить ответ на основной интересующий нас вопрос: существует ли взаимосвязь между привлекательностью типов профессиональных действий и личностными качествами журналиста. Но вначале укажем на существенные и устойчивые различия в отношениях журналистов к разным видам профессиональных действий.
Самый высокий индекс позитивного отношения (0,83) – при максимуме в 1,0 – у такого вида деятельности как "подготовка собственных материалов". Значительно отстают по уровню позитивного отношения такие виды деятельности как "работа с авторами" (0,34); "работа с редакционной почтой" (0,25); "прием посетителей редакции" (0,25) и "руководство редакцией, отделом" (0,22). Практически безразлично журналисты относятся к массово–организационной работе (0,11). Все остальные типы действий вызывают более или менее сильную негативную реакцию. Особенно – правка материалов других сотрудников (–3,2).
Таким образом, вновь подтверждается вывод, сделанный много лет назад Л.Г.Свитич и А.А.Ширяевой о том, что подавляющее большинство работников печати ориентированы на самореализацию в сфере собственно публицистической деятельности и достаточно прохладно относятся ко всем другим типам действий.14 Вместе с тем следует подчеркнуть, что какой бы тип профессиональных действий мы ни взяли, всегда обнаруживаются три группы журналистов: демонстрирующие устойчивое положительное, устойчивое негативное и неустойчивое (иногда положительное, иногда отрицательное) отношение к этим действиям. Даже такой тип деятельности как "подготовка собственных материалов", вызывающий устойчивое положительное отношение у 83 журналистов из ста, у некоторых вызывает раздражение. 13 человек из ста с удовольствием правят материалы своих товарищей, хотя в целом этот вид деятельности обладает самым высоким индексом негативного отношения. Следовательно, если знать, какие именно типы действий вызывают у журналиста позитивное или негативное отношение, то распределение обязанностей можно было бы осуществлять куда более успешно. Ведь даже "дежурство по номеру" доставляет удовольствие 12 процентам журналистов (табл.7.6).

Таблица 7.6

Отношение журналистов к основным видам профессиональных действий

Виды профессиональной деятельности Отношение журналистов к данным видам профессиональных действий (в % к числу ответивших)     Индекс отношений Ранг типа действий
устойчиво позитивное иногда позитивное, иногда негативное устойчиво негативное    
Руководство редакцией, отделом 46.5 29.0 24.5 0.22 V
Подготовка собственных материалов 83.4 15.8 0.8 0.83 I
Работа с авторами 43.2 48.1 8.7 0.34 II
Правка материалов других сотрудников 13.3 41.5 45.2 – 0.32 X
Макетирование 36.9 24.9 38.2 – 0.01 VII
Работа с редакционной почтой 40.2 44.9 14.9 0.25 III
Прием посетителей редакции 37.8 49.8 12.4 0.25 IV
Дежурство по номеру 12.0 32.0 56.0 – 0.2 IX
Выступления с обзорами на летучках 22.8 52.7 24.5 – 0.02 VIII
Участие в массово–организационной работе 33.6 43.6 22.8 0.11 VI


Обратившись к вопросу о взаимосвязи личностных качеств журналиста и уровня привлекательности для него различных видов профессиональных действий, следует прежде всего указать на то, что то или иное отношение к разным типам действий определяется двумя рядами факторов: внешними по отношению к данной личности и внутренними, то есть обусловленными особенностями данной личности. В качестве внешних факторов выступают, например, престижность того или иного типа действий в системе журналистского сообщества, возможность, которую данный тип действий дает для реализации журналистом его способностей или удовлетворения потребности в самореализации и т.д. Сюда же, по–видимому, относится и то, что можно назвать профессиональным автоматизмом, возникающим в случае, если журналист из года в год выполняет одни и те же действия (например, только макетирует, или только руководит редакцией), не умея выполнять никаких других действий и даже не пытаясь ими овладеть.
К внутренним психологическим факторам относятся те самые личностные качества, о которых мы говорили выше. Полученные данные свидетельствуют о глубокой и устойчивой взаимосвязи уровня развития личностных качеств журналиста и привлекательности как журналистики в целом, так и различных видов профессиональных действий в частности.
Так, например, есть совершенно однозначная зависимость между уровнем внутренней мотивации и интересом к выполнению большинства из названных видов профессиональных действий. Повышение индекса внутренней мотивации ведет к повышению индекса заинтересованности по всем видам профессиональных действий, кроме правки материалов других сотрудников, где проявляется обратная зависимость. Да и в целом соотношение уровня внутренней мотивации в группах журналистов, которым "обычно нравится выполнение разных видов действий", "иногда нравится, а иногда нет", и "обычно не нравится", говорит само за себя – 8,4; 8,0; 7,4.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мера заинтересованности журналиста в выполнении различных видов профессиональных действий определяется не столько содержанием этих действий, сколько уровнем его внутренней мотивации.
Совсем иная картина проявляется при сравнении привлекательности различных видов профессиональных действий с уровнем социальной мотивации. Напомним, что под социальной мотивацией понимаются устойчивые личностные ориентации на мнения значимых других – стремление получить поощрение или избежать осуждения, нежелание конфликтовать с руководством, стремление к психологически комфортной работе и т.п. Оказалось, что повышение уровня социальной мотивации ведет к падению привлекательности большинства видов профессиональных действий (кроме правки материалов других сотрудников). По всей видимости, деятельность журналиста дает мало материала для удовлетворения мотивов, входящих в эту группу. Можно, с достаточной осторожностью, конечно, сделать вывод о том, что индивиды с высоким уровнем социальной мотивации вряд ли будут хорошими газетчиками.
Что касается материальной мотивации, то ее влияние на привлекательность различных видов профессиональных действий однозначному толкованию не поддается. Можно заметить, что повышение уровня материальной мотивации связано с повышением привлекательности таких видов профессиональных действий, как правка материалов других сотрудников, макетирование и дежурство по номеру. По остальным видам действий различие в уровнях материальной мотивации у журналистов, которым нравится или не нравится заниматься этими видами действий, незначительно.
Прослеживается четкая взаимосвязь между уровнем общей активности журналиста и уровнем заинтересованности в выполнении различных видов профессиональной журналистской деятельности. Достаточно сказать, что средний индекс общей активности в группе журналистов, которым нравится выполнение различных видов деятельности, равен 5,7 пункта, в группе тех, кому эти действия иногда нравятся, иногда нет – 5,4, в группе тех, кому все не нравится – 5,3. Другими словами, чем выше уровень общей активности, тем больше шансов, что журналист будет с удовольствием выполнять различные профессиональные обязанности. Но это – средние данные по всей совокупности. Если же проанализировать результаты исследования с точки зрения отдельных видов деятельности, то предстанет следующая картина. Журналистам с высоким уровнем общей активности нравится заниматься такими видами деятельности, как подготовка собственных материалов, работа с редакционной почтой, прием посетителей, дежурство по номеру, выступления с обзорами на летучках и планерках, массово–организационная работа. Этим же журналистам не нравится руководить редакцией или отделом, многие из них не любят заниматься приемом посетителей. Журналистам с низкими значениями общей активности в основном все не нравится.
Существенно влияет на отношение журналиста к разным видам своей профессиональной деятельности и такое его качество, как раскованность (расторможенность, импульсивность). Повышение раскованности, импульсивности выше определенного уровня (примерно 4,5 – 5,2 пункта) приводит к падению интереса практически ко всем видам профессиональной деятельности. Этот вывод опирается на данные, свидетельствующие о том, что у журналистов, которым различные виды деятельности не нравятся, средний индекс расторможенности выше, чем у журналистов, выражающих позитивное отношение к данным видам деятельности. Есть лишь одно исключение, связанное с правкой материалов других сотрудников. По этому виду деятельности средний индекс раскованности у тех, кому это дело не нравится, ниже, чем у тех, кто выполняет эти обязанности с удовольствием.
Влияние интеллектуальных способностей журналиста (в том виде, в котором их можно было измерить с помощью данного теста) проявляется довольно противоречиво. По нескольким видам профессиональных действий – руководство редакцией или отделом, подготовка собственных материалов, зависимость однозначная: чем выше уровень интеллектуальности, тем выше привлекательность этих видов действий. А по всем другим видам действий наиболее высокий индекс интеллектуальности демонстрируют те, кто дает ответ "иногда нравится, иногда нет".
Можно предположить, что высокий уровень интеллектуальных способностей связан с нежеланием давать простые и однозначные ответы.
Характеризуя такое качество, как общительность, можно констатировать, что уровень его развития приводит к возрастанию интереса практически ко всем видам журналистской деятельности, обеспечивающей выпуск периодического издания. Исключение составляет правка материалов других сотрудников. Здесь средний индекс общительности журналистов, проявляющих интерес к данному виду деятельности, немного ниже соответствующего индекса у тех, кому эта работа не нравится.
Несколько неожиданными оказались данные, полученные при сопоставлении уровня привлекательности различных видов профессиональной деятельности с уровнем интроверсии – экстраверсии. Оказалось, что повышение привлекательности как в целом журналистики, так и различных видов профессиональных действий связано с повышение интроверсии, а не экстраверсии, как это принято думать.
Рассматривая взаимосвязь уровня впечатлительности журналистов с уровнем привлекательности разных видов профессиональных действий, следует указать, что средний уровень впечатлительности в группах журналистов, отметивших позиции "не нравится" и "иногда нравится, иногда нет" выше, чем в группе тех, кому нравится заниматься разными видами деятельности. По–видимому, повышение впечатлительности выше какого–то среднего уровня ведет к понижению заинтересованности в журналистской деятельности. Особенно отчетливо это проявляется в отношении к таким видам действий, как "руководство редакцией, отделом", "прием посетителей редакции", "правка материалов других сотрудников" и т.д.
Артистичность, так же как и впечатлительность, мало влияет на привлекательность разных видов профессиональных действий. Исключение составляют "подготовка собственных материалов", "дежурство по номеру" и "правка материалов других сотрудников", где повышение артистичности однозначно связано с понижением привлекательности.
Аналогичная картина возникает и в ходе рассмотрения такого качества, как рефлексивность. В качестве тенденции можно указать на четкую закономерность: чем ниже рефлексивность, тем привлекательнее журналистская деятельность. Однако по отношению к макетированию, массово–организационной работе, работе с почтой зависимость обратная.
Очень интересно проявляется взаимосвязь между отношением журналиста к различным видам деятельности и таким качеством, как "стеснительность, робость". Оказалось, что с возрастанием индекса робости повышается интерес к руководящей работе, правке материалов других сотрудников, макетированию. По всем другим видам деятельности возрастание личностной робости приводит к падению привлекательности работы.
Качеством, которое имеет самые высокие индексы развитости, является, как уже указывалось, ответственность. Вместе с тем следует отметить, что оно играет в деятельности журналиста весьма противоречивую роль. Так, в таких видах деятельности, как "руководство редакцией, отделом", "работа с авторами", "правка материалов других сотрудников", "макетирование", "дежурство по номеру", "выступление с обзорами публикаций" и "массово–организационная работа" возрастание индекса ответственности влечет за собой возрастание интереса к работе. А "подготовка собственных материалов", "работа с редакционной почтой" связаны с индексом ответственности отрицательной связью: чем выше ответственность, тем ниже интерес. Более того, самый высокий интерес к подготовке собственных материалов проявляют журналисты, индекс ответственности которых имеет минимальные (в рамках средней нормы, разумеется) значения.
Очень противоречиво сказывается на отношении журналиста к разным видам профессиональной деятельности уровень развитости такого личностного качества, как независимость. Оказалось, чем выше независимость (в пределах нормы, разумеется), тем выше привлекательность руководящей работы, макетирования, массово–организаторской работы и тем ниже привлекательность подготовки собственных материалов, работы с авторами, работы с редакционной почтой. По остальным видам деятельности существенной разницы в уровнях независимости журналистов, которым эти виды деятельности "нравятся" или "не нравятся" не обнаруживается.
Зато тревожность демонстрирует однозначное негативное влияние на привлекательность практически всех видов журналистской деятельности, кроме "дежурства по номеру".
То же самое можно сказать и по поводу такого качества, как "невротизм". Исключение составляют лишь "макетирование" и "дежурство по номеру", где высокий уровень невротизма связан с оценкой "нравится", а низкий – с оценкой "не нравится". Другими словами, чем ближе к норме уровень невротизма журналиста, тем большее удовольствие он испытывает от реализации самых разных видов профессиональных действий. И наоборот, с повышением невротизма все большая часть профессиональных обязанностей вызывает раздражение, концентрируя интерес журналиста на действиях, не требующих обширных контактов с другими людьми. Это чисто качественное описание может быть дополнено данными о числовых значениях средних индексов невротизма, характерных для разных групп журналистов, испытывающих позитивное, амбивалентное или негативное отношения к разным видам деятельности.
Аналогично обстоит дело с таким личностным качеством, которое обозначается понятием "психотизм" и связано со стремлением человека либо обособиться, отделиться от других, либо, наоборот, подчиниться другим, полностью в них раствориться. Возрастание уровня психотизма влечет за собой снижение привлекательности практически всех видов деятельности, кроме "дежурства по номеру".
Депрессия, как уже указывалось выше, характеризует такое личностное качество, как глубина субъективных переживаний, возникающих при снижении доминирующего фона настроения. Для людей с низкими оценками по этой шкале характерна естественная жизнерадостность, оптимизм, непринужденность. Высокие оценки по этой шкале говорят о том, что данный человек нерешителен, быстро утомляется, легко теряется в сложных обстоятельствах. Неудивительно, что уровень депрессивности журналиста тесно связан с его отношением к различным видам деятельности. Самый низкий уровень депрессивности (4,0) присущ журналистам, которым нравится принимать посетителей редакции. Это понятно: нужно иметь большой запас жизненного оптимизма, чтобы заниматься этой работой. Несколько выше индекс депрессии у журналистов, которые получают удовольствие от таких видов деятельности, как "выступление с обзорами публикаций" (4,5), "массово–организационная работа" (4,7) и "руководство редакцией, отделом" (4,8). Все остальные виды журналистской деятельности вызывают положительное отношение у журналистов с довольно высоким уровнем депрессии (5,0; 5,3; 5,4). Вместе с тем отчетливо проявляется зависимость падения привлекательности того или иного вида деятельности от повышения индекса депрессии. Исключение составляет такой вид деятельности, как подготовка собственных материалов. Здесь все наоборот: чем ниже депрессия, тем меньший интерес вызывает этот вид деятельности.
Таким образом, можно выделить ряд личностных качеств, высокий уровень развития которых позитивно сказывается на отношении к журналистике в целом и к различным видам профессиональных действий. Это внутренняя мотивация, общая активность, интеллект, общительность, интроверсия, ответственность.
В другую группу могут быть включены личностные качества, повышение развитости которых влечет за собой падение привлекательности либо журналистики в целом, либо ряда профессиональных действий. Это социальная мотивация, раскованность (расторможенность), впечатлительность, рефлексивность, тревожность, невротизм, психотизм, депрессия.
Естественно, как и в предыдущих случаях, нужно сделать существенную оговорку, что проанализированные выше взаимосвязи носят не фатальный, жестко детерминированный, а вероятностный характер.
Анализ показывает, что всегда можно найти журналистов, "нарушающих" проявившиеся в ходе массового обследования закономерности.
Это свидетельствует о высокой пластичности человеческой натуры, о больших возможностях разнообразных компенсаторных механизмов и требует сугубой осторожности при решении вопроса о судьбе того или иного конкретного журналиста.
Тем не менее, можно, хотя бы в чисто исследовательских целях, построить личностные профили журналистов, относящихся "только положительно", "амбивалентно" или "только отрицательно" как к журналистике в целом ( табл. 7.7), так и к разным видам профессиональных действий.

Таблица 7.7&127;

Личностные профили журналистов,положительно, безразлично или негативно относящихся к своей деятельности

Личностные качества Индексы развитости личностных качеств журналистов, которые относятся к журналистике, как к типу деятельности    
  позитивно амбивалентно негативно
Внутренняя мотивация 8.4 8.0 7.4
Социальная мотивация 4.6 4.7 5.1
Материальная мотивация 4.9 4.7 4.8
Активность 5.7 5.4 5.3
Импульсивность, раскованность 4.9 5.0 5.7
Интеллект 5.7 5.7 5.5
Общительность 7.2 6.9 6.4
Интроверсия 6.4 6.1 5.8
Впечатлительность 6.6 6.8 6.8
Артистичность 6.0 6.0 6.2
Рефлексивность 4.6 5.3 5.2
Робость 5.4 5.4 5.6
Ответственность 7.8 7.4 7.2
Независимость 6.4 6.3 6.4
Тревожность 5.1 5.2 5.8
Невротизм 6.3 6.5 7.2
Психотизм 3.6 3.6 4.6
Депрессия 4.9 5.2 5.8

Личностные качества журналиста влияют и на характер затруднений, испытываемых им при осуществлении различных профессионально–творческих операций. Рассмотрим эти зависимости на примере таких действий, как:
– самостоятельный выбор темы;
– общение с людьми в процессе сбора необходимой информации;
– изучение документов, связанных с темой предстоящего выступления;
– целенаправленное, систематическое наблюдение за действиями людей – героев будущей публикации;
– анализ, осмысление информации, полученной из разных источников с помощью разных методов;
– поиск решения проблемы, которая стала предметом журналистского размышления;
– подбор аргументов для отстаивания своего видения анализируемой журналистом проблемы;
– поиск композиционного решения будущего текста;
– процесс написания текста;
– саморедактирование.
В предлагавшемся опрашиваемым журналистам опросном бланке они должны были оценить – на основе собственных субъективных ощущений – меру затруднений, испытываемых ими при выполнении каждого из названных выше комплексов действий. Были предложены всего три оценки:
– выполняется легко, без затруднений;
– вызывает некоторые затруднения;
– вызывает большие затруднения.15
Обработка полученных результатов позволила выявить следующее. Журналистов, которые совсем не испытывали бы затруднений при выполнении профессиональных операций, в нашем исследовании обнаружено не было. (Напомним, что все участники исследования имеют стаж профессиональной работы не менее 5 лет, а большинство работают в различных средствах массовой информации от 5 до 10 лет). Есть журналисты, которые испытвают затруднения при выполнении всех десяти выделенных комплексов действий. Таких, правда, немного – менее одного процента. В основном затруднения испытываются при выполнении одних действий и не испытываются при выполнении других. При этом по некоторым комплексам действий такие затруднения испытывают единицы, а по другим – большинство журналистов.
Прежде всего нет ни единого комплекса операций, который бы осуществлялся всеми журналистами без затруднений. Чтобы наглядно сопоставить соотношение меры затруднений, испытываемых журналистами, по каждому такому комплексу был рассчитан специальный "индекс владения навыком".
Расчет проводился по следующей формуле:

а – в
Ип = ––––––––,
а+б+в

где: а – количество выполняющих данную процедуру без затруднений;
б – количество выполняющих данную процедуру с некоторыми затруднениями;
в – количество выполняющих данную процедуру с большими затруднениями.
Если обобщить полученные данные, то они могут быть представлены следующим образом (табл.7.8).

Таблица 7.8

Данные о количестве журналистов, испытывающих
и не испытывающих затруднения при осуществлении профессиональных операций

профессиональные операции Количество журналистов, испытывающих и не испытывающих затруднения при выполнении этих операций в % к числу ответивших)     Индекс владения Мера трудности
Затруднений не испытывают Испытывают некоторые затруднения Испытывают большие затруднения навыком  
Самостоятельный выбор темы 76.6 22.1 1.3 0.75
Общение с людьми 71.8 25.7 2.5 0.69
Изучение документов 42.7 51.8 5.5 0.37
Целенаправленное наблюдение 31.6 51.6 16.8 0.15
Анализ, осмысление фактов 44.1 52.5 3.4 0.4
Поиск решения проблемы 19.1 68.7 12.2 0.07
Подбор аргументов 29.0 64.7 6.3 0.23
Поиск композиционного решения 27.9 62.9 9.2 0.18
Процесс написания текста 39.1 54.6 6.3 0.33
Саморедактирование 44.5 42.5 13.0 0.32

Думается, здесь есть материал для размышлений для организаторов системы подготовки и переподготовки журналистских кадров.
Данные о затруднениях, испытываемых журналистами при реализации различных профессиональных операций, сопоставлялись с уровнем развития их личностных качеств.
Анализируя взаимосвязи между психологическими особенностями журналиста и испытываемыми им трудностями в профессиональной деятельности, следует прежде всего отметить то обстоятельство, что эти зависимости существуют объективно, но проявляются лишь как статистически вычисляемая величина. Другими словами, фатальной, однозначной зависимости между, допустим, уровнем тревожности и способностью эффективно общаться с людьми не существует. Среди тех, кто не испытывает трудностей в общении, есть журналисты и с низким, и со средним, и с высоким уровнем развития невротизма (а также, добавим, психотизма, депрессии и всех других личностных характеристик). Точно также среди тех, кто испытывает большие затруднения в осуществлении профессиональных действий, также есть журналисты с самыми разными уровнями развитости основных личностных потенциалов.
Однако, если рассчитать средние индексы развитости личностных потенциалов у журналистов, испытывающих и не испытывающих затруднения в профессиональной деятельности, то скрытые прежде зависимости станут явными.
Прежде всего следует указать на то обстоятельство, что в ходе данного исследования была сделана попытка выявить средние значения развитости личностных качеств, характерных для трех групп журналистов: не испытывающих затруднений в процессе профессиональной деятельности, испытывающих некоторые затруднения, испытывающих значительные затрудения.
Анализ полученных данных показал, что для каждой из этих групп характерен устойчивый профиль личностных качеств. Журналисты, не испытывающие затруднений при выполнении тех или иных профессиональных операций, существенно отличаются от коллег, эти затруднения испытывающих, по всем психологическим параметрам. У них ниже средние показатели по невротизму, психотизму, депрессии, расторможенности, неуверенности в себе, склонности к самоанализу, и выше по таким личностным качествам, как интеллектуальный потенциал, ответственность, общая активность, общительность, впечатлительность, внутренняя и материальная мотивация.
Полученные в ходе данного исследования материалы дали возможность не только выявить средние показатели развития личностных качеств журналистов, испытывающих и не испытывающих затруднения в профессиональной деятельности, но и проанализировать взаимосвязи между уровнем развития каждого личностного качества журналиста и мерой испытываемых им затруднений по каждому виду профессиональных операций. Есть основания для утверждения о том, что существуют определенные для каждого вида деятельности оптимальные уровни развития личностных качеств. Слишком значительное отклонение от этого уровня приводит к тому, что журналист начинает испытывать чрезмерные трудности при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Так, например, полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи мотивации журналиста и испытываемых им профессиональных трудностях. Чем выше внутренняя мотивация, тем легче осуществляется самостоятельный выбор темы, изучение документов и целенаправленное наблюдение, подбор аргументов, поиск композиционного решения, написание текста, саморедактирование. Но есть и такие виды профессиональных действий, где высокая внутренняя мотивация связана с ощущением затрудненности. Это общение с людьми, анализ и осмысление информации.
Для журналистов с высоким уровнем социальной мотивации характерны легкость в подборе аргументов. Одновременно они ощущают затруднения в общении с людьми, при изучении документов, в процессе саморедактирования.
Что касается материальной мотивации, то высокий уровень ее развития облегчает самостоятельный выбор темы, изучение документов, целенаправленное наблюдение, подбор аргументов и затрудняет общение с людьми, анализ и осмысление информации, поиск решения проблем и практически не влияет на осуществление других видов профессиональных операций.
Анализируя данные о взаимосвязи уровня развитости такого личностного качества журналиста, как "общая активность", и характера испытываемых профессиональных затруднений, можно заметить, что более высокие индексы общей активности характерны для журналистов, испытывающих затруднения при самостоятельном выборе темы и саморедактировании. По всем остальным видам профессиональных действий повышение общей активности связано с легкостью осуществления профессиональной деятельности. Можно констатировать, что уровень общей активности является одним из самых значимых факторов успешности профессиональной деятельности в сфере журналистики.
Существенное влияние на характер испытываемых журналистом профессиональных затруднений оказывает уровень развития такого личностного качества, как раскованность, расторможенность. Высокий уровень развитости этого качества присущ журналистам, которые испытывают профессиональные трудности в процессе самостоятельного выбора темы, написания текста, саморедактирования. Зато для таких журналистов нет проблем при общении с людьми, целенаправленном наблюдении, поиске решения проблем, подборе аргументов. И наоборот, низкий уровень расторможенности связан с затруднениями, испытываемыми в процессах получения и осмысления информации и относительно легким процессом подготовки и саморедактирования текстов.
Разница интеллектуального потенциала журналистов, испытывающих большие затруднения, испытывающих некоторые затруднения и не испытывающих никаких затруднений при осуществлении профессиональных действий хотя и очевидна, но не очень значительна. Высокий (относительно некоторой характерной для журналистов величины) интеллектуальный потенциал облегчает общение с людьми, поиск решения проблем, подбор аргументов. Одновременно затрудняется осуществление таких действий, как самостоятельный выбор темы, написание текста.
Мера затрудненности выполнения остальных видов действий от уровня интеллекта практически не зависит.
В обыденном сознании, в том числе и профессиональном, прочно закрепилось представление о журналисте как человеке общительном. И результаты проведенного исследования подтвердили правомерность этого образа. Действительно, средний уровень общительности в группе журналистов, не испытывающих профессиональных затруднений, равен 7,0 и уступает лишь ответственности – 7,4. Снижение общительности тесно связано с возрастанием затрудненности при выполнении всех профессиональных действий в сфере журналистского творчества. Разумеется, разные виды действий связаны с общительностью в неодинаковой степени. Так, например, средний индекс общительности у журналистов, не испытывающих затруднений при самостоятельном выборе темы, равен 7,0; испытывающих некоторые затруднения – 6,6; испытывающих большие затруднения – 6,0. Еще отчетливее эта зависимость проявляется в процессе общения с людьми: 7,4; 6,0; 4,6. А использование такого метода получения информации, как изучение документов, уже мало зависит от уровня общительности – 6,8; 7,0; 6,4. Но в целом можно констатировать высокий уровень значимости такого личностного качества, как общительность, для эффективного осуществления всех видов профессиональных действий в сфере журналистики.
Характеризуя взаимосвязь между испытываемыми журналистами затруднениями в профессиональной деятельности и такой характеристикой личности, как экстраверсия/ интроверсия, следует указать на то, что по разным видам профессиональных действий средние уровни интроверсии довольно сильно колеблются. Повышение интроверсии затрудняет общение с людьми, поиск решения проблем, подбор аргументов и одновременно облегчает осуществление целенаправленного наблюдения, анализа информации и практически не сказывается на других видах профессиональных действий.
Обратимся к такому личностному качеству, как впечатлительность. Если взять средний индекс впечатлительности по группам журналистов, испытывающих большие затруднения в профессиональной деятельности, испытывающих некоторые затруднения и не испытывающих никаких затруднений, то он будет равен во всех трех группах 6,8 пункта. Однако, если посмотреть по разным видам профессиональных действий, то можно обнаружить, что понижение впечатлительности относительно этой средней величины ведет к уменьшению трудностей при самостоятельном выборе темы, анализе и осмыслении информации, поиске решения проблем, написании текста, а повышение впечатлительности – к возрастанию трудностей по каждому из названных выше видов профессиональных действий. И наоборот, повышение впечатлительности благотворно влияет на успешность целенаправленного наблюдения, поиск композиционного решения, а понижение уровня развития этого личностного качества приводит к ощущению чрезмерной трудности этих видов профессиональных действий.
Столь же противоречиво влияние на творческий процесс такого качества, как артистичность. Высокий уровень артистичности благоприятен для целенаправленного наблюдения, анализа информации, поиска композиционного решения, подбора аргументов, написания текста и неблагоприятен для изучения документов, поиска решения проблем.
Рефлексивность, или склонность к самоанализу, также является весьма значимым для журналистской деятельности качеством. Низкий уровень рефлексивности существенно затрудняет самостоятельный выбор темы, целенаправленное наблюдение, анализ и осмысление информации, подбор аргументов, написание текста.
Анализ взаимозависимости между уровнем затрудненности профессиональной деятельности и уровнем развития такого качества, как робость, позволил зафиксировать негативное влияние высокого уровня развитости этого личностного качества на успешное осуществление практически всех видов профессиональных действий. Однако следует предостеречь против сугубо механического, линейного

Наши рекомендации