Личность и деятельность Г.М. Маленкова

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение проблемы влияния личности на ход истории, особенно в переходные периоды, всегда было делом сложным, требующим кропотливого, взвешенного анализа того вклада, который исторический деятель оставил в жизни конкретной эпохи. В этой связи весьма актуальным является современное осмысление места и роли в партийно-государственномительстве такого видного деятеля партии и советского правительства как Г.М. Маленков. Изучение его теоретических изысканий и практической деятельности в 1939-1957 гг. позволяет более детально осмыслить эволюцию советской политической системы, уточнить и расширить представления не только о ходе формирования советской модели социализма, но и о социально-экономических последствиях проводившихся в 1930-50-х гг. преобразований. Это помогает понять происходящие в настоящее время в России процессы и в определенной мере прогнозировать ее будущее.

При этом необходимо учитывать, что политический вес Г.М. Маленкова в партийно-государственном аппарате постоянно менялся под давлением объективных и субъективных факторов, действовавших тогда в госструктурах и обществе.

Историография. Деятельность Г.М. Маленкова, несмотря на свою значимость, вплоть до настоящего времени практически не подвергалась комплексному специализированному исследованию. При жизни И.В. Сталина это было невозможно ввиду закрытости для исследователей подлинного содержания политической деятельности первых лиц государства, кроме того, как известно, руководители ранга Г.М. Маленкова, В.М. Молотова, А.И. Микояна и др. всегда находились «в тени» великого вождя. После разгрома «антипартийной группы» и фактического отстранения Г.М. Маленкова от власти стало нежелательным даже само упоминание его имени как в научной, публицистической, так и в мемуарной литературе. Историографическая ситуация в данном вопросе существенно не изменилась и после распада СССР в 1991 г. Партийно-государственной деятельности Г.М.Маленкова не было посвящено не только ни одной диссертационной работы, но даже ни одной специальной монографии, что на наш взгляд отчасти объясняется спецификой и закрытым характером его политической работы.

В отечественной историографии сложилось три взаимосвязанных блока исторической литературы, различных не только по хронологии проводившихся исследований, но и по своей концептуальной направленности: первый, советский, с вполне определенной идеологией, второй, перестроечный, с размытой идеологией и третий, постсоветский, с окончательно еще не определившейся концептуальностью, в том числе и при освещении политической деятельности лидеров советского государства.

В годы господства в историографии классово-формационного подхода в научный оборот вошли значительные по фактическому материалу, но идеологически односторонние работы о выдающихся деятелях партии и советского государства. Особое внимание советские исследователи придавали участию руководителей высшего звена в организации производства, поддержке трудовых коллективов различных отраслей промышленности, их выступлениям на митингах и рабочих демонстрациях, где представители партийно-государственной элиты оглашали официальную позицию партии и правительства[1]. Большинство этих работ не содержало концептуального анализа административной и хозяйственной деятельности советских вождей.

В советское время проблема лидерства получила явно недостаточное освещение в исторической и публицистической литературе. Такие исследователи, как Г.К. Ашин и А.А. Галкин занимались в основном отдельными ее аспектами, главное внимание обращали на проблемы власти, ее характер, механизмы осуществления, отношения господства и подчинения, анализ причин и негативных сторон практики концентрации власти в руках узкого круга лиц[2]. Вплоть до конца 1980-х гг. советские историки исследовали партийно-государственную деятельность Г.М. Маленкова лишь эпизодически, как правило, в контексте общеполитических исследований эпохи 1940-1950-х гг., причем о нем всегда говорилось как о близком соратнике И.В. Сталина, иногда даже без указания объема и характера его работы[3].

Историография периода перестройки - это поиск новых подходов и методологии по любой из проблем отечественной истории. Одним из перспективных направлений исторических исследований стала тенденция рассмотрения деятельности лидеров советского государства с точки зрения их вклада в государственное строительство на различных этапах истории. В то же время, многие историки переходной эпохи стремились к сенсационности, нередко достигавшейся путем субъективной оценки известных исторических событий[4].

На рубеже 1980-1990-х гг. заметно повысился интерес исследователей к работам биографического жанра, связанный с ликвидацией белых пятен в отечественной истории советского периода[5]. На закате перестройки стали появляться брошюры в жанре политической биографии, раскрывающие деятельность членов Политбюро и ЦК в 1930-40-е гг.[6] Однако до научного освещения политической биографии Г.М. Маленкова в то время исследователи так и не дошли.

Основной массив публикаций о Г.М. Маленкове был создан только в 1990-е гг. - начале XXI в. Появившиеся в это время новые информационные и идеологические возможности в развитии исторической науки, расширение архивной базы исследований, открытие доступа к фонду Г.М. Маленкова в РГАСПИ позволило вывести разработку темы на качественно новый уровень. Период сталинизма стал одним из наиболее изучаемых в постсоветской историографии. Исследователи отмечали, что сосредоточение власти в руках партийного аппарата существенно повысило роль его руководителей, которые были призваны играть роль вождей масс. Однако о самих партийных вождях, действовавших в этот период, написано немного работ[7]. В большинстве своем они освещали вклад харизматических лидеров в строительство социализма, победу в войне и процесс становления советской системы власти[8].

В 1990-е гг. в исторической науке появились работы, аккумулировавшие как старые, так и новые источники[9]. Многие ученые постепенно уходят от предвзятого отношения к советскому периоду в целом и к оценке деятельности вождей СССР - в частности. К исследованиям, посвященным изучению деятельности верхних эшелонов партийной власти в СССР относится монография О.В. Хлевнюка «Политбюро. Механизм политической власти в 1930-е годы», написанная на основе анализа целого блока документов и материалов политбюро, секретариата и оргбюро ЦК ВКП(б), Совнаркома СССР, многих личных фондов. Материалы, собранные О.В. Хлевнюком, особенно важны для понимания процессов вхождения Г.М.

Маленкова во власть, где он находился плоть до разгрома «антипартийной группы» в 1957 г. На основе изученных архивных документов, О.В. Хлевнюк, например, опровергает известный вывод о том, что в Политбюро в 1930-40-е гг. происходило противоборство «умеренных» и «радикалов», так как зачастую один и тот же член Политбюро в разные периоды своей карьеры занимал разные позиции[10].

По мнению О.В. Хлевнюка, многие члены Политбюро, в том числе и Г.М. Маленков, занимали «ведомственные» позиции (В.М. Молотов - Совнарком, А.И. Микоян - Наркомат снабжения, В.В. Куйбышев - Госплан, К.Е. Ворошилов - военное ведомство, А.А. Андреев - наркомат путей сообщения, С.В. Косиор и С.М. Киров -Украина и Ленинградская область). Он уточняет, что в архивах сохранилось много документов, отражающих межведомственные столкновения, в которых участвовали члены Политбюро, возглавлявшие различные ведомства. Споры шли по поводу распределения кадров, оборудования, капитальных вложений. Но автор отмечает, что, несмотря на наличие этих конфликтов, они не носили политической окраски.

Со второй половины 1990-х гг. начинается детальное исследование проблемы организации власти и механизмов ее формирования и функционирования в сталинский период советский истории. Однако такой важнейший аспект, как борьба между различными группировками внутри Политбюро, особенно в последние годы перед смертью Сталина и вплоть до разгрома «антипартийной группы» до недавнего времени вообще был фактически не изучен. Появляются только первые работы по этой проблеме, как, например, монография А.А. Данилова и А.В. Пыжикова «Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы»[11]. Авторам удалось обобщить и проанализировать новые материалы, раскрывающие глубинные процессы противоборства между партийными функционерами и Советом Министров СССР, а также между различными альянсами внутри ближайшего окружения вождя в конце 1940-х -начале 1950-х гг.

В последние годы заметно повысилось внимание исследователей к политическим биографиям партийных и государственных деятелей СССР 1930-1950-х гг.[12] В них авторы сквозь призму деятельности конкретных личностей в той или иной степени затрагивают и проблемы формирования партийно-государственной идеологии и политической культуры, анализируют их отдельные аспекты[13]. В немногочисленных работах, непосредственно посвященных Г.М. Маленкову, отмечалась его высокая трудоспособность, упорство в достижении поставленных целей, способность к политическому расчету[14].

Таким образом, к настоящему времени, усилиями ряда историков и представителей смежных дисциплин были обозначены главные направления деятельности Г.М. Маленкова в период его пребывания в высших эшелонах государственной власти в СССР. Однако целостного и всестороннего анализа его работы, основанного на принципе историзма, пока еще не проведено.

В данной связи, целью диссертации является комплексный, научный анализ партийно-государственной деятельности Г.М. Маленкова в 1939-1957 гг. на фоне масштабных перемен в общественно-политической жизни страны.

Исходя из поставленной цели и для наиболее полного раскрытия темы, автором определены следующие задачи:

- выявить место и роль Г.М. Маленкова в работе на руководящих постах в аппарате ЦК ВКП(б) в 1939-1946 гг.;

- осветить главные направления деятельности Г.М. Маленкова на посту Зам. Председателя Совета министров;

- проанализировать участие Г.М. Маленкова в борьбе за власть поле смерти Сталина в период с 1953 по 1957 гг.

Личность и деятельность Г.М. Маленкова

Биография Г.М. Маленкова

Родился в дворянской семье, отец - крупный железнодорожный служащий, мать - дочь хозяина кузницы. Рано остался без отца. На казенный кошт с золотой медалью окончил классическую гимназию. В 1919 записался добровольцем в Красную Армию, в 1920 вступил в партию большевиков. В 1925 закончил электротехнический факультет Московского высшего технического училища, где был секретарем парторганизации. Маленков - единственный в ближайшем окружении Сталина человек с законченным высшим образованием. Он был женат на В. А. Голубцовой, в 1942-1951 гг. она возглавляла Московский энергетический институт[15].

Реализуя лозунг «Кадры решают все!», Сталинпоручил Маленкову работу с руководящими партийными кадрами сначала в Москве (1930-1934); затем с 1934 - в масштабах всей партии. Ни о какой самостоятельности Маленкова на занимаемых им ключевых партийных постах не могло идти и речи. Стремительный взлет Маленкова - свидетельство того, что он неукоснительно выполнял волю Сталина, его ответственные задания. Именно на годы работы Маленкова в аппарате пришлись разгром ленинской гвардии, смерть Кироваи последовавшие за ней репрессии, все политические процессы 1936-1938 гг[16].

В 1937 по поручению Сталина Маленков «для проверки положения с руководящими кадрами» выезжал в Белоруссию, Армению, Казань и областные центры РСФСР, где в ходе его инспекции были проведены повальные аресты. Но уже в январе 1938 на Пленуме ЦК Маленков был вынужден выступить с докладом «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии и формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков», а в августе 1938 он подал Сталину записку «О перегибах», которая стала составной частью обвинительного заключения, предъявленного наркому НКВД Н. И. Ежову[17].

Архивный фонд Маленкова содержит огромное количество документов, свидетельствующих о кропотливой кадровой работе, регулярных докладах Сталину о состоянии и изменениях в партийной, советской, государственной номенклатуре; в этот период Маленков оказывал значительное влияние на назначения, смещения, аресты, выдвижения. Он не только соединял в единое бюрократическое целое партию, госбезопасность, руководителей государства, Советов и промышленности, но сколачивал клан функционеров, лично ему обязанных карьерой. М. З. Сабуров, в дальнейшем первый заместитель Председателя Совмина СССР; М. Г. Первухин, председатель Государственного комитета Совмина СССР по внешним экономическим связям; П. Н. Поспелов, С. Д. Игнатьев, министр государственной безопасности СССР (1951-1953), Секретарь ЦК КПСС (1953) были креатурами Маленкова.

С момента создания в 1941 Государственного комитета обороны (ГКО) Маленков являлся его членом, отвечающим за оборонную промышленность (персонально - за авиапромышленность). Он неоднократно выезжал на фронт, назначался членом военных советов фронтов, не проявив военных стратегических талантов. В 1943 Маленкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1944 он был назначен председателем комитета по восстановлению хозяйства на освобожденных территориях, принял активное участие в восстановлении угледобычи в Донбассе, железных дорог и важнейших мостов. Маленков - один из тех, кто санкционировал создание отрядов саперов-подростков 14-16 лет, которые после краткого курса обучения по разминированию противопехотных и противотанковых мин направлялись на разминирование территорий. Потери среди плохо подготовленных, голодных, малограмотных подростков в десятки раз превышали потери среди армейских саперов[18].

В 1946 Маленков попал в опалу, скорее всего, вследствие интриг А. А. Жданова. Сталин исключает его из секретариата ЦК и отсылает в Сибирь на хлебозаготовки. Место второго человека в партии, а именно таково было положение Маленкова в большевистской верхушке, занимает Жданов, его давний оппонент. В июле 1948 Сталин возвратил Маленкова на пост секретаря ЦК и главы Оргбюро, его положение укрепляется после скоропостижной смерти Жданова в августе 1948[19].

В 1949 начинает фабриковаться «ленинградское дело». Сталин направил в Ленинград именно Маленкова. В «ленинградском деле» причудливо переплелись интересы Сталина, Маленкова, Берии, секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецова, курировавшего карательные органы, и Н. А. Вознесенского.В результате внутрипартийной борьбы Кузнецов, Вознесенский и руководители ленинградской партийной организации были уничтожены. В 1951 через своего ставленника, министра государственной безопасности С. Д. Игнатьева, Маленков принял закулисное участие в «деле врачей», зловещий образ которого до сих пор преследует советских людей старшего поколения. На XIХ съезде партии, в октябре 1952, Маленкову было поручено сделать отчетный доклад, это был знак особой приближенности к Сталину[20].

После смерти Сталина в марте 1953 два высших поста в стране, главы партии и главы правительства, были разделены. Главой правительства стал Маленков, первым секретарем ЦК КПСС был избран Н. С. Хрущев.Возникли условия противоборства государственных и промышленно-технократических структур, с одной стороны, и партократии, с другой. Первоначально позиции Маленкова были предпочтительнее: в народном сознании именно Маленков нанес удар по Берии; решением правительства Маленкова были отменены налоги на личное имущество крестьянского двора, разрешено было значительно увеличить приусадебные участки. При Маленкове рост производства товаров для населения несколько превысил рост производства средств производства; в магазинах стали появляться товары народного потребления. Маленковым была задумана реформа социального обеспечения: повышение нищенских пенсий и стипендий[21].

Глава советского правительства при посредничестве Уинстона Черчилляпошел на подписание перемирия между Северной и Южной Кореей. Маленков неоднократно выступал и сторонником воссоединения Германии. Он первым ввел в политический обиход термины «культ личности» и «мирное сосуществование систем с различным политическим строем». Противостояние в высших эшелонах власти усиливалось. Хрущев явно претендовал на руководство не только партийными, но и государственными структурами. Никакие полумеры его устроить не могли[22].

В январе 1955 в своем выступлении на Пленуме ЦК КПСС Хрущев обвинил Маленкова в экономическом ревизионизме, поисках дешевой популярности и нежелании вести внешнюю политику с позиции силы. В результате Хрущеву удалось сместить Маленкова с его поста. Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. А. Булганин. Маленков был понижен до поста министра электростанций СССР[23].

Неоднозначное отношение к решениям ХХ съезда КПСС (1956) и авантюристическая политика Хрущева, как внутри страны, так и на внешнеполитической арене: события в Польше, Венгерские события 1956,и главное, намерения Хрущева ввязаться в Суэцкий кризиси послать на Ближний Восток советские войска - заставили Маленкова летом 1957 предпринять неудачную из-за предательства Булганина попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК[24].

В результате последовало постановление июньского Пленума ЦЕ КПСС 1957 об «антипартийной группе», в которой Хрущев механически объединил Маленкова, Кагановича, Молотоваи «примкнувшего к ним Шепилова». Маленков был исключен из ЦК, смещен со всех постов и сослан в Усть-Каменогорск директором ГЭС, затем он был назначен директором ТЭЦ в Экибастузе, где проработал десять лет (1958-1968)[25].

В 1961 был исключен из рядов КПСС, в том же году отправлен на пенсию. Циркулировавшие слухи о том, что Маленков пьянствовал, пел на клиросе и впал в старческий маразм лишены всякого основания, они распускались органами госбезопасности по указанию Хрущева и Брежнева. До конца дней Маленков сохранял здравый рассудок, интересовался политической жизнью страны, с одобрением встретил горбачевскую перестройку и сетовал на то, что начать ее можно и нужно было значительно раньше.

Неофициальный наследник Сталина не смог удержаться на троне. Предпринятые им некоторые позитивные шаги во внутренней и внешней политике во время краткого пребывания на вершине власти не могли принципиально изменить ситуацию. Маленков пал в результате подковерной внутрипартийной борьбы и долгой памяти по себе не оставил.

Реформы Г.М. Маленкова

Маленков последовательно проводил линию по отстранению партии от власти. В 1942 г. был ликвидирован институт военных комиссаров. В августе 1944 г. решением политбюро упразднены должности отраслевых секретарей - крайкомов, обкомов, ЦК компартий союзных республик. В 1944 году Маленков подготовил проект решения о совмещении должностей первых секретарей КПСС и Председателей Исполкомов. Первый секретарь ЦК коммунистической партии союзной республики, крайкома, обкома, окружкома, горкома, райкома партии должен был стать одновременно и председателем совнаркома союзной (автономной) республики, исполкома краевого, областного, окружного, городского, районного Совета депутатов трудящихся. Сталин проект поддержал. Но 26 января 1944 г. вместо пленума состоялось заседание политбюро, на котором проект этого постановления не только категорически отвергли, но и вычеркнули вообще из повестки дня пленума. В мае 1953 года была отменена главная привилегия партократов, конверты. По инициативе Маленкова было принято постановление правительства о пересмотре норм денежного вознаграждения для партийных и хозяйственных чиновников. Раньше, например, руководитель отдела ЦК КПСС приравнивался по размеру денежного довольствия к министру, заместитель заведующего отделом - к замминистра и так далее. По новым правилам партийные чиновники должны были получать меньше хозяйственников, при этом те и другие теряли часть своих доходов, особенно тех, что выдавались в пресловутых "конвертах". Конечно, это вызвало возмущение аппаратчиков. Маленков замахнулся на "святая святых" - на привилегии партийных чиновников. И вот этого Маленкову простить потом не смогли.

Как председатель Совета Министров, в мае 1953-го Маленков отменил «конверты», официально введенные Совмином еще до войны всему партийному аппарату, то есть денежные доплаты первым, вторым, третьим и прочим нумерованным секретарям, заведующим отделами и так далее, от ЦК КПСС до райкома партии. В дополнение к основной эти люди получали еще как минимум три зарплаты, не облагаемые налогом. Плюс «вертушка», кремлевский телефон, кремлевская поликлиника, кремлевская столовая, кремлевский санаторий и т. д. И вот все это было отнято. Более того, тут же была прибавлена зарплата всем работникам советского аппарата. Если прежде первый секретарь обкома получал в четыре-пять раз больше председателя облисполкома, то теперь председатель облисполкома оказался более обеспеченным.

Перед сентябрьским Пленумом 53-го года Хрущев из кассы ЦК, поскольку он контролировал средства партии, выплатил ее функционерам все, что «недоплатил» Маленков. Так Хрущев заручился поддержкой партноменклатуры, вернув им конверты. Из благодарности по предложению Маленкова они единодушно избрали Хрущева своим первым секретарем. В сентябре 1953 г. именно Хрущев на пленуме ЦК объявил о реформе сельского хозяйства. 3 сентября 1953 года на пленуме ЦК был утвержден пост Первого (с БОЛЬШОЙ буквы - С.М.) секретаря ЦК. На этом же пленуме по предложению Маленкова Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС.

Через месяц Хрущев стал заместителем председателя правительства. Маленков думал, что, сделав первого секретаря ЦК КПСС одним из своих заместителей, он таким образом поставит партию под правительственный контроль, и поручил ему самый трудный участок работы: сельское хозяйство.

Маленков пошел дальше. 25 января 1954 года президиум ЦК принял постановление О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата. Этим постановлением значительно сокращались штаты центрального аппарата министерств и ведомств, что автоматически увеличивало права ЦК и СМ республик.

Хрущев приобретал все больший авторитет среди партаппаратчиков. Весной 1954 г. или в ноябре 1953 года, как указывает Милов, Маленков выступил перед партийным и хозяйственным активом страны.

Реформы финансов и промышленности. После войны существенно изменилась система управления. Увеличилось число министерств. Теперь министрами работали профессионалы, а члены ПБ отвечали за крупные сектора экономики, как политические лидеры. Республики практически не имели прав в управлении собственной экономикой. После смерти Сталина количество министерств стало увеличиваться вновь. 11 апреля 1953 года вышло постановление Совмина увеличивающее роль министерств и главков за счет Госплана и ЦК. Они получили возможность в пределах гослимитов изменять численность персонала на своих предприятиях, перераспределять оборудование, материалы и ресурсы, утверждать планы малых и среднего размера инвестиций. Вроде бы мелочь, но обратите внимание, какими бесправными были министерства до этого.

1 апреля 1953 года было проведено очередное сталинское снижение цен. Как показали последующие события снижение было чрезмерным. В среднем цены снижались на 10%, но некоторые цены были снижены еще более без существенных на то оснований. Например, цены на мясо были снижены на 15%, но мяса и так не хватало. особенно абсурдным было снижение цен на картофель и овощи на 50%. Естественно, резко возрос спрос на картофель и овощи. Немедленно возникли очереди на многие товары. Нехватка достигла в 1954 году 34%[26].

Другой популистской мерой Маленкова, которая, с моей точки зрения, еще больше усугубила ситуацию стало снижение так называемой добровольно-принудительной торговли. Суть ее заключалась в том, что одновременно с товаром пользующимся очень высоким спросом, например, мясом, продавались товары ограниченного спроса, например, книги (в те времена они еще не были так широко популярны). Тем самым удавалось сбалансировать финансовое обращение. Такая торговля была снижена с 35,7 млрд, рублей в 1952 году до 15,3 млрд рублей в 1953 г. Если учесть, что одновременно были на 3% увеличены в среднем зарплаты, то в целом такие меры привели к увеличению покупательной способности населения по товарам широкого спроса на 8%. Это стало еще одной из причин очередей. Но Маленков не остановился на этом. В августе на сессии Верховного Совета он объявил о снижении сельскохозяйственных налогов и об увеличении закупочных цен, почти как в гитлеровской Германии - розничные цены падали, а закупочные росли.

План начавшейся с 1951 года пятой пятилетки был пересмотрен в пользу легкой промышленности. Летом 1953 года предприятия ВПК получили задание начать производство товаров народного потребления. Только 8 августа 1953 года был принят бюджет. По воспоминаниям, тогдашнего министра финансов Зверева, впервые в СССР появился дефицит госбюджета в 10%, что составило не менее 50 млрд. рублей. В бюджете 1953 года были в 2 раза сокращены расходы на Вооруженные силы, что вызвало недовольство армии. Но Маленков сумел добиться согласия Берия и Булганина на ущемление собственных ведомств. Как и почему?

Маленков считал, что промышленность, производящая товары народного потребления, должна расти быстрее, чем промышленность, производящая средства производства. 23 октября 1953 года Маленков объявил об ускорении плана выпуска товаров народного потребления. Были намечены амбициозные планы. Инвестиции в индустрию товаров потребления в 1954 г планировалось довести до 5,85 млрд рублей, против 3,14 млрд. рублей в 1953 г. В 1953 г. производство товаров народного потребления увеличилось на 13%, против 12% увеличения производства средств производства[27]. Общие же капиталовложения увеличились только на 4%, так как экономика адаптировалась к волюнтаристским вмешательствам.

В течение последней недели 1953 года была воссоздана старая структура СМ СССР, фактическое разделение экономического сектора между несколькими направлениями. В 1954 г. власть министерств и главков увеличилась еще больше. Это было связано с тем, что партийные лидеры стали министрами и начальниками главков. Все эти пертурбации привели к резкому нарушению координируемости планов, что и стало одной из главных причин реформы 1957 года[28].

В апреле 1954 г. было очередное снижение потребительских цен, но в основном на промышленные товары. Цена на хлеб в 1954 году равнялась 1/3 от его цены в 1947 г. Все эти популистские меры, принятые скопом, существенно нарушили торговый баланс в СССР. Курировал Совмин и министерство финансов Маленков. На нем и лежит ответственность за разбалансировку товарооборта. Интересно, что все эти решения были отменены после отставки Маленкова.

Особенно популярной стала реформа рабочего времени, объявленная 25 августа 1953 г. Было решено нормализовать рабочий день во всех учреждениях, особенно в правительственных. Сталин работал ночами и поэтому гос- и партчиновники вынуждены были оставаться на своих местах ночами. Они редко видели свои семьи. Но эта реформа не смогла скрасить недовольство номенклатуры отменой конвертов.

Реформы сельского хозяйства. В послевоенные годы сельское хозяйство оставалось в очень тяжелом положении. Зерна не хватало. Но государство продолжало использовать крестьян, как основной источник дохода для финансирования промышленности, хотя конечно многое делалось в плане технологического переоснащения промышленности.

Дважды, в 1948 и 1952 гг., повышался сельскохозяйственный налог, форсированными темпами шел процесс укрупнения колхозов. Но жизнь на селе была тяжелой. К началу 50-х гг. бегство из деревни, несмотря на наличие паспортного режима в городах, стало массовым явлением: только за четыре года - с 1949 по 1953 г.- количество трудоспособных колхозников в колхозах (без учета западных областей) уменьшилось на 3,3 млн. человек. Положение в деревне было настолько катастрофическим, что подготовленный проект увеличения сельхозналога в 1952 г. до 40 млрд. руб. не был принят[29].

Очень плохо обстояло дело с учетом сборов зерна. Например, в октябре 1952 года Маленков, выступая на XIX сьезде КПСС, объявил, что зерновая проблема в СССР решена, поскольку урожай достиг 130 млн. т. В августе 1953 года тот же Маленков заявил, что эта цифра была завышена, поскольку была основана на биологической статистике[30].

В 1953 году плохой урожай поставил страну на грань голода. Резервы производства зерна были почти исчерпаны. Новые лидеры СССР сходились в том, что положение с продовольствием критическое. Эту проблему следовало решить в первую очередь. Требовалось что-то делать. Поэтому и было принято решение о начале реформ.

Выступая перед Верховным Советом в июле 1953 года, Маленков предложил усилить материальное стимулирование крестьян. 25 августа Маленков в Верховном Совете заявил о необходимости повысить уровень жизни не только крестьян, но и страны в целом. Было решено подключить колхозы к единой электрической системе, увеличить производство тракторов, продажу колхозам строительных материалов. Была существенно повышена роль МТС и парторганизации в МТС. Партсекретари МТС были непосредственно подчинены первым секретарям районных комитетов. МТС были усилены кадрами.

По мнению Зубковой, аграрная политика образца 1953 г. напрямую не была связана с именем Хрущева. Когда Хрущев вышел со своей речью по аграрным проблемам на Пленум ЦК КПСС в сентябре 1953 г. он выступал не как инициатор нового курса, а как его транслятор. Разработка новых подходов в области сельского хозяйства в марте 1953 г. шла в Совете Министров, т. е. через аппарат Маленкова[31].

Как пишет Зубкова, "уже в марте 1953 г. Министерством финансов для Маленкова был подготовлен проект докладной записки о налоговой политике в деревне. На основе расчетов доходности крестьянских хозяйств в соотношении с ростом налогов за 1949-1953 гг. в записке был сделан вывод о возникновении "диспропорции в сторону экономически неоправданного увеличения налогового обложения крестьян"[32].

Первоначально Пленум ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства намечалось провести в августе 1953 г. С докладом на нем должен был выступать Маленков. Основные положения своего доклада Маленков изложил на заседании Президиума ЦК в июле 1953 г. Как вспоминает присутствовавший на том заседании Суханов, позиция Маленкова по аграрному вопросу вызвала тогда возражения со стороны большинства членов Президиума ЦК. Пленум был перенесен на сентябрь, и выступать на нем было поручено уже не Маленкову, а Хрущеву[33].

Снова предоставим слово Зубковой. "В августе 1953 г. Маленков все-таки делает свое первое большое публичное выступление, но не на Пленуме ЦК КПСС, а на сессии Верховного Совета. Это выступление носило программный, а по ряду положений новаторский характер. Маленков говорил о необходимости смены приоритетов во внутренней политике, о повороте экономики лицом к человеку. Под этим углом зрения предлагалось пересмотреть соотношение темпов роста тяжелой индустрии и промышленности, работающей непосредственно на нужды населения, развернуть социальные программы, включающие развитие жилищного строительства, торговли, здравоохранения и т. д. Особое внимание в докладе Маленкова уделялось обоснованию нового курса в аграрной политике. На той же сессии Верховного Совета был принят новый закон о сельскохозяйственном налоге, представлявший собой коренную реформу системы налогообложения, действующую с 1939 г." [34]

До 1953 г. сельскохозяйственный налог был построен на принципе прогрессивных ставок, т. е. исчислялся от общей суммы доходов с крестьянского хозяйства по отдельным видам продукции, независимо от размеров хозяйства. В результате наиболее продуктивные хозяйства оказывались в самом невыгодном положении. С 1 июля 1953 г. вводился принцип твердого налогообложения, т. е. с 1 га приусадебного хозяйства, независимо от его доходности. Общая сумма сель- сельскохозяйственного налога в результате реформы снизилась с 9,5 млрд. руб. в 1952 г. до 4,1 млрд. руб. в 1954 г. После выступления в августе 1953 г. имя Маленкова, особенно среди крестьян, стало очень популярным.

Как пишет Зубкова, "позиция Хрущева в аграрном вопросе на тот момент вряд ли могла быть инициативной еще по одной причине: в 1951 г. он уже "обжегся" на сельскохозяйственной теме, когда написал свою знаменитую статью "О строительстве и благо- устройстве в колхозах"[35]. Эта статья, как известно, послужила одним из поводов для принятия 2 апреля 1951 г. Закрытого письма ЦК ВКП(б), в котором позиция Хрущева подверглась решительной критике, в том числе и по вопросу недооценки значения личных подсобных хозяйств для жителей деревни. Поэтому репутация Хрущева как "аграрника" была сильно подорвана, напротив, Маленков в послевоенный период курировал именно сельское хозяйство. В своих воспоминаниях Хрущев весьма нелестно отзывается о компетентности Маленкова в вопросах сельского хозяйства, ссылаясь при этом на замечание Сталина. Однако именно при Сталине Маленков в течение семи лет (с 1945 по 1952 г. с перерывом в 1946 г.) занимался аграрными проблемами, проводя сталинскую линию в этом вопросе"[36].

По мнению Зубковой, "эта политика, естественно, в корне отличалась от той, которую Маленков принял в 1953 г., когда получил возможность действовать самостоятельно. Уровень компетентности во многом зависит от уровня информированности, а Маленков был, несомненно, одним из самых информированных в вопросах сельского хозяйства членов Политбюро. Правда, информированность его имела довольно односторонний характер, поскольку источником информации для руководителей такого ранга всегда служил аппарат. Значит, Маленков, как и другие, получал уже "просеянную" и соответствующим образом организованную информацию. Не случайно, например, знаменитый тезис о якобы решенной в СССР зерновой проблеме неоднократно повторяется Маленковым. И не только им"[37].

Еще раз подчеркну, что эти предложения снискали Маленкову значительные симпатии населения, особенно сельского. Но это не пришлось по вкусу Хрущеву. Молотов вспоминал, что после выступления Маленкова со своей аграрной программой в августе 1953 г. Хрущев был буквально возмущен: он, Хрущев, должен был об этом сказать первым. С 3 по 7 сентября 1953 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. В повестке дня были следующие вопросы: критика прошлых недостатков, повышение закупочных цен, уменьшение доли обязательных поставок государству, списание долгов колхозов, усиление роли машинно-тракторных станций. Были снижены налоги на домашние хозяйства сельских жителей (с 1958 г. их вообще отменили)[38].

В сентябре 1953 было решено повысить заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и вложить в сельское хозяйство большие денежные средства. Реформы включали резкое увеличение закупочных цен на зерно в 7,4 раза, на мясо в 5,8 раз по сравнению с 1952 г. Одновременно была уменьшена доля урожая, которая оставалась у колхозов. Если учесть, что почти половина зерна отдавалась колхозами МТС бесплатно, за услугу по обработке полей, то на самом деле денежные выплаты колхозам со стороны государства увеличились лишь в 2 раза[39].

В течение второй половины 1953 года правительство существенно повысило закупочные цены для крестьян (на мясо - в 5,5 раз, на молоко - в 2 раза); уменьшило обязательные поставки государству; снизило налоги с крестьян. Если принять средние закупочные цены 1952 года за 100%, то в 1956 году они составили 251%, а в 1954 - 207%[40].

Государство обязалось само оплачивать доставку зерна в закрома государства. Прошлые долги колхозов государству списывались. Рыночные налоги тоже снижались. В 1954 г. налоги были уменьшены на 60% по сравнению с 1952 г. Было решено ликвидировать зависимость налогов от наличия собственности, от того, чем ты владеешь, сколько у тебя коров, овец и т.д., когда за каждое дерево яблони приходилось платить определенную сумму, вне зависимости от урожая, а с курицы полагалось столько-то яиц, даже если курица не неслась. Налоги стали регионально дифференцированными. Поэтому у крестьян появился стимул к увеличению производства продуктов питания в своих приусадебных хозяйствах. Руководителям колхозов было одновременно дано больше прав для привлечения колхозников к обязательным работам. Плата за услуги МТС стала базироваться на региональных дифференцированных ценах, а не на проценте от собранного урожая, который обычно определяться биологическим методом и был сильно завышен. Поскольку с 1953 по 1955 г. председателем Совета министров был Маленков, колхозники запомнили всё это как реформы Маленкова, а Хрущёва невзлюбили за последовавшую затем кукурузную эпопею.

Эффект реформ. После реформы Маленкова начался быстрый рост продукции сельского хозяйства. В 1953-1955 гг. крестьянство сумело резко увеличить производительность сельскохозяйственного труда. С 1954 г. по 1956 г. в СССР наблюдался прирост сельского населения - впервые за послевоенный период. С 1953 по 1958 год продукция сельского хозяйства увеличилась в 1,5 раза. За 5 лет (1954-1958 гг.) по сравнению с предшествовавшим пятилетием рост составил по зерну 40%, овощам - 40%, сахарной свёкле - 68%, мясу - 41%, молоку - 36%, яйцу - 56%. Это был невиданный в истории России скачок сельскохозяйственного производства. Люди на селе стали питаться нормально, наверное, впервые с начала XIX века. Годовой денежный доход семьи, полученный из колхозной кассы, составлял в 1946 г. 105 рублей, в 1953 г. - 845,2 рублей, в 1960 г. - 3763 рубля. 14 июля 1956 г. было принято решение выплачивать пенсии колхозникам[41]. Такого рода резкого подъёма жизненного уровня людей советская деревня не знала со времён НЭПа.

Приостановилось бегство из деревни, а вместе с тем закономерный процесс урбанизации постепенно входил в нормальное русло. Имя Маленков приобрело широкую популярность, особенно среди крестьян. Напротив, последующая борьба Хрущева с приусадебными хозяйствами и насаждение им кукурузы вызвало неприятие сельчан.

Эффективность решений 1953 г. в области сельского хозяйства, по оценкам специалистов, сохраняла свою силу примерно до 1957-1958 гг. Период 1954-1958 гг. считается поэтому самым успешным за всю историю советской деревни. Прирост валовой продукции сельского хозяйства за эти годы на 35,3% по сравнению с предшествующим пятилетием (что уже само по себе было беспрецедентно) по целому ряду показателей был достигнут в основном за счет увеличения продуктивности личных подсобных хозяйств. Росту валовой продукции сельского хозяйства способствовало освоение целинных земель.

Наши рекомендации