Личность и деятельность

Основным условием существования, развития и процвета-ния общества и личности является трудовая деятельность. Труд является самым сложным видом человеческой деятельности. В процессе труда человек проявляет практическую, познаватель-ную и коммуникативную деятельность. Под влиянием этих ви-дов деятельности формировался сам человек и развивались его психические свойства. Отмечая социальную сущность человека Б.Г. Ананьев писал, что человек есть продукт труда, познания и общения.

В процессе практической деятельности человек изменяет природу, создает предметы и явления, необходимые для его су-ществования как в природных, так и в социальных условиях. Воздействуя целенаправленно на природу человек изменяет не только её, но и свою психику. По отношению к предметам он выступает как субъект деятельности, а по отношению к людям как сознательно действующая личность.

Практическая деятельность осуществляется в единстве с по-знавательной деятельностью, посредством которой личность, отражая объективные свойства предметов, создает идеальные образы, которые потом воплощаются в материальные объекты. Таким образом, практическая деятельность представляет собой органическое единство внутренней психической и внешней фи-

зической активности, направленной на достижение сознательно постав-ленной цели.

Для того, чтобы что-то создать необходимо проявить сен-сомоторную деятельность, которая осуществляется посредством разнообразных движений, а регулируется и контролируется сен-сорными познавательными процессами: ощущениями, восприя-тием и вниманием. В связи с этим личность, осуществляя прак-тическую деятельность, проявляет такие сенсорные качества как точность, меткость, ловкость, чувствительность, восприимчи-вость, наблюдательность и внимательность.

Наряду в сенсорными процессами практическая деятель-ность регулируется и управляется интеллектуальными процес-сами: памятью, воображением и мышлением. В памяти человека хранится вся информация, необходимая для осуществления дея-тельности. Для того, чтобы субъект мог применить её надо пе-ревести эту информацию из долговременной памяти в оператив-ную. У многих людей хранится в памяти огромное количество разнообразной информации, но они часто не в состоянии из-влечь её и применить в нужный момент. Поэтому готовность памяти является одним из деловых свойств человека, обеспе-чивающая успешное выполнение деятельности.

В процессе деятельности человек должен не только извлечь из памяти нужную информацию, но и уметь преобразовать её так, чтобы в его голове возник образ изготавливаемого пред-мета. Создание нового образа осуществляется посредством воображения, которое дает возможность человеку прогнози-ровать будущее, планировать последовательность своих дей-ствий, предвидеть промежуточные и конечные результаты своей деятельности.

Добиться высоких результатов в деятельности может толь-ко мыслящий человек, так как мышление дает возможность ему познать связи и отношения между предметами, понять их сущ-ность и закономерность. Активное включение мышления в дея-тельность происходит только в том случае, когда при её выпол-нении возникают проблемные ситуации, которые требуют при-менить новые решения для наиболее правильного выхода из них. Применяя в деятельности мышление и воображение личность начинает проявлять такие деловые качества как сообразитель-

ность, находчивость, расчетливость, критичность, вдумчивость, пред-приимчивость.

Деятельность человека, направленная на изготовление ка-кого-либо продукта имеет не только индивидуальный, но и об-щественный характер, так как он изготавливается не только для себя, но и для других людей и создается в результате совмест-ных усилий многих личностей. В процессе совместной деятель-ности люди общаются, обсуждают мотивы, цели, приемы и спо-собы ее выполнения и возможные последствия совместных дей-ствий. После окончания дается совместная оценка её результа-тов и оценка действий всех исполнителей.

Эффективность деятельности зависит от того как каждый участник её выполнял свою роль. Роль - это одобряемый обра-зец поведения человека в процессе деятельности, дающий ему возможность получить наиболее высокие результаты. Хорошо выполненная роль одобряется, плохо выполненная - порицается. Образцово выполненная роль становится примером для других. Подражая образцу индивид приобретает необходимые для ус-пешной деятельности деловые качества такие как работоспо-собность, деловитость, ответственность, добросовестность и др.

Особенно большое влияние на выполнение деятельности ока-зывает работоспособность личности, которая в единстве с выше названными качествами обеспечивает её высокую продуктив-ность. Под работоспособностью понимают деловое качество личности, которое дает ей возможность продуктивно осуществ-лять длительное время какую-либо деятельность на высоком уровне, проявляя при этом необходимую физическую и психи-ческую активность.

Работоспособность, как показывают исследования, имеет ди-намичный, фазовый характер. В начале деятельности имеет место подготовительная фаза, которая сопровождается мобилизацией энергетических ресурсов, активизацией мнемических и интеллек-туальных процессов, направленных на разрешение проблемных си-туаций, возникших в начале деятельности, а также на выработку планов и стратегий для наиболее успешного её выполнения.

В зависимости от психофизических особенностей человека имеют место различные состояния личности в процессе деятель-ности. У людей с сильной нервной системой и собранным харак-

тером предрабочая фаза длится недолго и заканчивается состоянием готовности. У людей со слабой нервной системой и неуравновешен-ными нервными процессами эта фаза может сопровождаться апатией, вследствие преобладания торможения, или лихорадочным состояни-ем, возникшим в результате перевозбуждения.

Эти состояния на предрабочем периоде оказывают влияние не только на начальную стадию деятельности, но и на дальнейшее её про-текание. У людей, подверженных апатии или перевозбужденных, а так-же у лиц с высокой тревожностью вначале деятельности наблюдается кратковременное ухудшение психофизического состояния, что оказы-вает отрицательное влияние на результаты деятельности в начальный период.

В дальнейшем по мере втягивания в деятельность работос-пособность достигает оптимального уровня за счет мобилиза-ции компенсаторных механизмов, которые включаются под вли-янием возросшей активности и волевых усилий личности. При монотонной деятельности работоспособность снижается, так как возникает апатия и сонливость, вследствие чего внимание при-тупляется и плохо распределяется, что вызывает ошибки в дей-ствиях и ведёт к появлению брака в изделиях.

При увеличении интенсивности и сложности деятельности работоспособность некоторое время сохраняется за счет моби-лизации психофизических ресурсов, а затем снижается в резуль-тате утомления и истощения компенсаторных механизмов. В слу-чае продолжения напряженной деятельности может наблюдать-ся срыв в работоспособности, который происходит в результате переутомления, что может привести к обморочному состоянию и к потере сознания. В этом случае для восстановления работос-пособности требуется отдых и даже специальное лечение.

При завершении работы у субъекта часто возникает такое психофизическое состояние, которое в дальнейшем или повыша-ет или понижает работоспособность. При высоких результатах деятельности возникает чувство удовлетворения, а иногда и ли-кования, что сопровождается приливом сил и желанием трудить-ся. При неудаче проявляется уныние, апатия, упадок сил и об-щее депрессивное состояние. Чрезвычайно большое влияние на работоспособность оказывают такие свойства личности как ув-леченность, заинтересованность, воодушевленность, страстность, пре-

данность делу. Под их влиянием работоспособность достигает выс-шего предела, когда у человека открывается как бы “второе дыхание” и он может плодотворно работать в течение длительного времени, за-бывая о сне, отдыхе и окружающем мире.

Как видим успешное выполнение человеком трудовой деятель-ности требует наличия у личности определенных деловых качеств, возможность проявления которых заложена в самой его природе, но их появление зависит не только от психофизических свойств, прису-щих индивиду, но и от того социального окружения, которое может одобрять или порицать активность и направленность усилий, кото-рые он проявляет создавая полезные или вредные для общества продукты.

Наши рекомендации