Личность и деятельность детей с ДЦП

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя и по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфика развития личности детей с ДЦП определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего ДЦП.

При ДЦП характерны расстройства личностного развития. Нарушения формирования личности связаны с действием многих факторов – биологических, психологических, социальных. Помимо реакции на осознание собственной неполноценности имеют место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего становится искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП выявляются пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причинами этого чаще всего становятся неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и его собственная реакция на физический дефект.

Достаточное интеллектуальное развитие у больных с ДЦП часто сопровождается отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но отмечаются безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э.С. Калижнюк, выявляется некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают свой физический дефект; дети с гиперкинетической формой более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают собственные возможности.

По мнению Е.М. Мастюковой, ДЦП характеризуют осложненные формы психического инфантилизма (В.В. Ковалев): невротический (невропатический), церебрастенический и органический (Г.Е. Сухарева).

Невротический вариант характеризуется повышенной возбудимостью и значительной неустойчивостью вегетативной нервной системы, в поведении отмечаются черты несамостоятельности, повышенной внушаемости, тормозимости, пугливости, неуверенности в своих силах или пассивного протеста (в зависимости от привязанности к семье). Церебрастенический вариант психического инфантилизма: проявление волевой незрелости сочетается с повышенной эмоциональной возбудимостью, с нарушением внимания, низкой работоспособностью. Появление органического инфантилизма чаще наблюдается при атонически-астатической форме ДЦП. При этом грубо нарушена целенаправленная деятельность и снижен уровень критического анализа своих действий и поступков.

Другой психиатрический аспект ДЦП – последствия поражения подкорковых структур головного мозга (гипоталамуса, эмоциональных центров диэнцефальной области), которые проявляются как энцефалопатические синдромы нервно-психических нарушений. Резидуально-органические нервно-психические расстройства являются первичными, т.к. возникают в онтогенетический период неразвитости психической деятельности человека и подчиняются общим закономерностям клинического течения в динамике возрастного развития. Синдромы резидуально-органической патологии могут развиваться в процессе так называемого «дефицитарного типа патологического формирования личности».

Игровая деятельность. У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.

Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, строительных, музыкальных и других видов игр. Данная категория детей характеризуется отсутствием игрового процесса и предметной деятельности. Многие дети со спастическими параличами не умеют играть в сюжетные, ролевые и другие сложные игры. Иногда полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, хотя в двигательном отношении больные могли бы свободно пользоваться руками и могли бы брать игрушки и манипулировать ими еще в раннем возрасте.

Негативно на развитие различных видов деятельности влияет стиль воспитания ребенка по типу гиперопеки. В этих случаях у ребенка не формируется потребность в деятельности, в речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, мотивационная сфера, складывается неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.

7.5. Психокоррекционная работа при ДЦП

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Работа специалистов при ДЦП носит комплексный характер. Важнейшее условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции. В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Ряд ученых (Е.Ф.Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.Ю.Левченко, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, К.С. Семенова и др.) обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с ДЦП начиная с первых месяцев жизни, раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы в младенческом, раннем и дошкольном возрастах и доказали ее высокую эффективность при условии раннего начала и адекватности коррекционного воздействия.

Помощь детям с ДЦП оказывается специалистами учреждений Министерств здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты, реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени дети получают не только восстановительное лечение, но и квалифицированную помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи.

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных учреждениях. Основными целями коррекционного обучения и воспитания являются всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эти цели достигаются при решении следующих задач: дифференциальной диагностики; развития двигательных, психических, речевых функций, профилактики и коррекции их нарушений; подготовки к обучению к школе. В эти учреждения направляются дети от 3–4 до 7–9 лет.

Дальнейшее обучение осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети школьного возраста с церебральным параличом, обучаются в таких школах-интернатах, где предусмотрено не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации. В некоторых случаях дети с ДЦП могут учиться и в массовых школах, в интегрированных классах, в других видах специальных школ (например, ребенок с легкими двигательными нарушениями и речевыми расстройствами может учиться в речевой школе). С учетом психофизических особенностей и возможностей овладения учебным материалом принято выделять среди учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следующие категории.

1) Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое к нормальному. Это та группа, которая в настоящее время выделяется для обучения в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе.

2) Дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания, с ЗПР и разборчивой речью. Эта группа детей в настоящее время обучается на дому по программе массовой школы, что недостаточно, поскольку они нуждаются в коррекционных занятиях по развитию моторики, пространственной ориентировки и в специальном оборудовании учебного процесса.

3) Дети с ЗПР при ДЦП, осложненном тяжелыми дизартрическими нарушениями, недоразвитием речи. Для этой группы необходимы корректировка программ ряда общеобразовательных предметов, использование специальных методов развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения. В настоящее время многие из таких детей снимаются даже с надомного обучения из-за трудности установления с ними речевого контакта. Для работы с ними требуются подготовленные специалисты.

4) Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость различной степени тяжести. Эта категория детей в наибольшей мере нуждается в разработке разноуровневых программ и в различных организационных формах обучения. Особое внимание должно быть уделено предметам коррекционного цикла. Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость легкой степени, могут учиться в специальных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

5) Дети с ДЦП, имеющие нарушения слуха и зрения разной степени выраженности. Эта группа нуждается в разработке различных организационных форм обучения (специальных отделений, классов, групп при школах, интернатах), в создании специализированных учебных планов и программ обучения. В настоящее время дети с двигательными нарушениями и незначительными нарушениями зрения и слуха (слабовидящие, слабослышащие) обучаются в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе.

Специальная школа для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта. Однако дети с тяжелыми двигательными нарушениями могут овладеть базовым компонентом программы лишь в условиях максимальной индивидуализации обучения, которая предполагает наличие: 1) гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений; 2) разноуровневых программ, адаптированных для коллективного и индивидуального обучения; 3) вариативного начального обучения с пропедевтическим периодом.

Для получения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата образования в учебных учреждениях необходимо обеспечить определенные условия.

1. Специально приспособленное здание (лифты, пандусы и др.) и дополнительные составляющие (ортопедическая обувь и ортопедические приспособления; мебель; приборы для обучения; компьютерные классы; мастерские для трудовой подготовки).

2. Малая и неодинаковая наполняемость классов: начальная, основная и средняя школа – до 10 человек.

3. Изменение продолжительности уроков: I класс – 35 – 40 мин; II класс и далее – 45 мин. На каждом уроке после 20 мин занятий проводится 5-минутная физкультпауза.

Обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы. Эта работа предусматривает следующие направления: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Комплекс восстановительного лечения представлен ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физиобальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д. Медицинский блок должен располагать помещениями для этих мероприятий.

После окончания школы подростки могут продолжить профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях. Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности.

Рассмотрим основные направления работы на разных этапах онтогенеза (младенческий – дошкольный – школьный возраст).

Коррекционная работа в младенческом возрасте: 1) развитие эмоционального общения со взрослым, включение общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым; 2) нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; 3) стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности; 4) коррекция кормления, 5) подавление оральных автоматизмов; 6) развитие сенсорных процессов; 7) развитие речевого дыхания и голоса; 8) коррекция и развитие движений рук и действий с предметами; 9) формирование подготовительных этапов понимания речи.

Коррекционная работа в раннем возрасте: 1) развитие предметной деятельности, формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания; 2) развитие понимания обращенной речи, активизация речевой активности; 3) развитие знаний и представлений об окружающем; 4) стимуляция сенсорной активности; 5) активизация функциональных возможностей кистей и пальцев рук, формирование навыков опрятности и самообслуживания.

Коррекционная работа в дошкольном возрасте: 1) развитие игровой деятельности; 2) расширение речевого общения с окружающими, увеличение словаря, становление связной речи, коррекция недостатков речи; 3) увеличение запаса знаний и представлений об окружающем; 4) развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, развитие кинестетического восприятия и стереогноза; 5) формирование внимания, памяти, мышления; 6) знакомство с элементарными математическими представлениями; 7) подготовка руки к овладению письмом; 8) воспитание навыков самообслуживания и гигиены; 9) подготовку к школе.

Коррекционная работа в школьном возрасте: 1) последовательное становление познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений; 2) коррекция высших психических функций; 3) воспитание устойчивых форм поведения и деятельности; 4) профилактика личностных нарушений; 5) профессиональную ориентацию подростков.

Вопросы и задания

1.Каковы причины и последствия нарушений опорно-двигательного аппарата у ребенка? У взрослого человека?

2.Как развиваются речь и другие высшие психические функции у ребенка с детским церебральным параличом?

3.Подготовьте обзор статей из журнала «Дефектология», «Спецыяльная адукацыя», «Воспитание и обучение детей с особенностями в развитии», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика» и других специализированных журналов по проблеме психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4.Расскажите, как организована система абилитации и реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашей стране.

5.Подготовьте реферат по книге А. Финк «Кондуктивная педагогика А.Петё» (М., 2002) и сделайте сообщение на семинарском занятии.

6.Какие модели коррекционной психолого-педагогической помощи людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата существуют за рубежом? Подготовьте краткую письменную характеристику этих моделей.

7. Разгадайте на кроссворд.

По горизонтали:

3.Форма детского церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь.

5. Полная потеря возможности произвольных движений (паралич) в ноге и руке с одной стороны тела.

9.Форма детского церебрального паралича, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие.

11.Общее название для невоспалительных (в отличие от энцефалита) заболеваний головного мозга.

12.Внезапно возникающее кратковременное, обычно многократно повторяющееся, четко ограниченное во времени болезненное состояние.

По вертикали:

1.Болезненное состояние, похожее на сон и характеризующееся неподвижностью, отсутствием реакций на внешнее раздражение и резким снижением интенсивности всех внешних признаков жизни.

2.Склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней или внутренней среды.

4.Безлекарственный и нетравматический метод лечения.

6.Состояние кислородного голодания как всего организма в целом, так и отдельных органов и тканей, вызванное различными факторами: задержкой дыхания, болезненными состояниями, малым содержанием кислорода в атмосфере.

7.Непроизвольное напряжение мышц конечностей из-за нарушения подчиненности двигательных нервных клеток спинного мозга аналогичным клеткам головного мозга.

8.Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное теми же причинами, что и в случае пареза.

10.Группа нарушений двигательных функций мозга, появившихся в результате его повреждения в младенческом возрасте.

 
  Личность и деятельность детей с ДЦП - student2.ru

Тесты

1. Развитие детей с ДЦП часто осложняется эмоционально-личностными проблемами из-за:

А. Изолированности от сверстников

Б. Недоразвития памяти и внимания

В. Речевых нарушений

Г. Недоразвития мышления

2. Виды патологии опорно-двигательного аппарата:

А. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит

Б. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата

В. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

Г. Все ответы верны

3. Данный тип аномального развития двигательной сферы характеризуется нарушениями мышечного тонуса, неловкостью произвольных движений:

А. «Моторная дебильность»

Б. «Дигательный инфантилизм»

В. Экстропирамидальная недостаточность

Г. Фронтальная недостаточность

4. Данный тип аномального развития двигательной сферы характеризуется замедленностью динамики моторного развития, в основе которого лежит неугасание некоторых рефлексов свойственных раннему детству:

А. «Моторная дебильность»

Б. «Двигательный инфантилизм»

В. Экстропирамидальная недостаточность

Г. Фронтальная недостаточность

5. Данный тип аномального развития двигательной сферы характеризуется малой способностью выработки целенаправленных движений, с нецеленаправленной расторможенностью или гиподинамией:

А. «Моторная дебильность»

Б. «Двигательный инфантилизм»

В. Экстропирамидальная недостаточность

Г. Фронтальная недостаточность

6. Врожденной патологией опорно-двигательного аппарата не является:

А. Артригрипоз

Б. Рахит

В. Недоразвитие и дефекты конечностей

Г. Аномалии развития пальцев кисти

7. Приобретенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата являются:

А. Полиартрит

Б. Опухоли костей

В. Рахит

Г. Все ответы верны

8. Меняющийся характер мышечного тонуса – это:

А. Гипотония

Б. Дистония

В. Ригидность

Г. Спастичность

10. При … мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые:

А. Гипотонии

Б. Дистонии

В. Ригидности

Г. Спастичности

11. Повышение мышечного тонуса – это:

А. Гипотония

Б. Дистония

В. Ригидность

Г. Спастичность

11. Целостное отражение предметов, ситуаций, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств – это:

А. Восприятие

Б. Память

В. Воображение

Г. Мышление

12. Непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений – это:

А. Тремор

Б. Гиперкинезы

В. Атаксия

Г. Кинестезия

13. Нарушения равновесия и координаций движения – это:

А. Тремор

Б. Гиперкинезы

В. Атаксия

Г. Кинестезия

14. Нарушение ощущений движений – это:

А. Тремор

Б. Гиперкинезы

В. Атаксия

Г. Кинестезия

15. Непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений – это:

А. Тремор

Б. Синкенезии

В. Атаксия

Г. Кинестезия

16. Дрожание пальцев рук и языка – это:

А. Тремор

Б. Гиперкинезы

В. Атаксия

Г. Кинестезия

17. К основным принципам коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом относят:

А. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы

Б. Организация работы в рамках ведущей деятельности

В. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции

Г. Все ответы верны

18. У большинства детей с ДЦП отмечается:

А. Дизартрия

Б. Дислалия

В. Ринолалия

Г. Алалия

19. Форма нарушений двигательной сферы, сопровождающаяся выраженными нарушениями речи:

А. Парез верхних конечностей

Б. Сколиоз

В. ДЦП

Г. Рассеянный склероз

20. Нарушения опорно-двигательного аппарата в зависимости от степени тяжести могут быть:

А. Минимальной степени

Б. Тяжелой степени

В. Средней степени

Г. Легкой степени

Д. ДЦП

21. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы это:

А. Асинергия

Б. Моноплегия

В. Диплегия

Г. Гемипарез

Литература

1.Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. – Киев, 1988.

2.Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / М.В. Ипполитова и др. – М., 1993.

3.Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э.С. Калижнюк. – М., 1990.

4.Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю.Левченко, О.Г. Приходько. – М., 2001. – 192 с.

5.Мамайчук, И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом / И.И. Мамайчук // Дефектология. –1976.– № 3. –С. 29–35.

6.Мастюкова, Е.М. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени, М.С. Певзнер // Дефектология. – 1988. – № 4. – С. 12 – 17.

7.Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М., 1985.

8.Приходько, О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: метод. пособие / О.Г. Приходько. – СПб., 2006.

9.Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Академия, 2004.

… не негодовать, не удивляться, но понимать

Бенедикт Спиноза

Личность и деятельность детей с ДЦП - student2.ru Личность и деятельность детей с ДЦП - student2.ru Личность и деятельность детей с ДЦП - student2.ru Личность и деятельность детей с ДЦП - student2.ru ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Наши рекомендации