Образовательные технологии. Главный акцент при изучении дисциплины «Основы нейропсихологии» делается на его
Главный акцент при изучении дисциплины «Основы нейропсихологии» делается на его практическую часть – освоение методов психодиагностики и последующей коррекции нарушений высших психических функций человека. Обучение студентов осуществляется по традиционной технологии (лекции, практики) с применением различных форм контроля (устный опрос, тесты, проверочная работа).
Для успешного освоения дисциплины сочетаются традиционные и инновационные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения по ООП.
Перечень форм организации обучения и методов представлен в таблице
ФОО методы | Лекции | практики | контроль | СРС |
групповая дискуссия | + | |||
мозговой штурм | + | |||
фокус-группы | + | |||
ситуационно-ролевые и деловые игры | + | |||
Встречи с психологами-практиками в различных сферах: психологического консультирования, управления, социальной работы, организационной работы, профпригодности, Красного креста. | + |
Фокус-группа — фокусированное групповое интервью, целью которого является получение добротных качественных данных по проблеме.
Мозговой штурм, (brain storming) — групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени.
Групповая дискуссия — используется для выработки разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса путем разрядки межличностной напряженности.
Ситуационно-ролевые и деловые игры — позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
В курсе «Основы нейропсихологии» студентами выполняются следующие виды самостоятельной работы:
–подготовка к семинарским занятиям
– индивидуальная работа
Самостоятельная работа | |
В том числе: | |
Выполнение индивидуальных заданий: подготовка к семинарским занятиям (2 часа на 1 занятие) | ( 14 занятий по 2 часа подготовки) |
И (или) другие виды самостоятельной работы (заполнение таблиц, тестовых заданий по темам 3-6, по 2 часа на тему). |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном контроле оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Виды и формы контроля освоения дисциплины
Виды контроля | Формы контроля |
Текущий | 4 тестовых опроса по блокам тем устные опросы и диктанты, выполнение индивидуальных практических заданий, |
Промежуточный | Самостоятельные аудиторные работы |
Итоговый | Зачет в конце семестра |
Условия допуска к зачету
Итоговым контролем служит зачет, допущенным считается студент:
- не имеющий академической задолжности по дисциплине в течение семестра;
- студент не должен иметь пропуски учебных занятий, в случаи имеющихся необходимо отработать пропущенные темы во внеурочное время;
- по всем точкам промежуточного контроля должно быть зачтено.
На зачете оценивается ответ студента на «зачтено» или «не зачтено».
Вопросы к зачету
Разделы курса | Вопросы зачета |
Предмет, принципы современной нейропсихологии | 1. Предмет и история нейропсихологии. 2. Теория системной динамической локализации высших психических функций. 3. Гибкие и жесткие звенья мозговых систем обеспечения психической деятельности. 4. О природе двойственности мозга. |
Методы | 5. Особенности нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста. 6. Нейропсихологическое обследование младших школьников. 7. Нейропсихологическое обследование подростов, лиц юношеского возраста и взрослых людей. 8. Наиболее ценные диагностические нейропсихологические тесты при исследовании нарушений психического развития. |
Нарушения восприятия | 9. Симптомы нарушения восприятия при различных локализациях мозговых поражений. |
Нарушения внимания и памяти | 10. Симптомы нарушения памяти при мозговых поражениях различной локализации. |
Нарушения мышления | 11. Нарушения сознания при мозговых дефектах различной локализации. 12. Нейропсихологические симптомы при поражении лобных областей мозга. 13. Нейропсихологические симптомы при поражении височных областей мозга. 14. Нейропсихологические симптомы при поражении теменных областей мозга. 15. Нейропсихологические симптомы при поражении затылочных областей мозга. 16. Нейропсихологические симптомы поражения глубинных отделов мозга. 17. Симптомы нарушения мышления при мозговых поражениях различной локализации. |
Нарушения праксиса и речи | 18. Симптомы левостороннего поражения у левшей. 19. Симптомы левостороннего поражения у правшей. 20. Симптомы правостороннего поражения у левшей. 21. Симптомы правостороннего поражения у правшей. 22. Расстройства речи при мозговых поражениях различных зон мозга. 23. Нарушения праксиса при мозговых поражениях различной локализации. |
Нарушения эмоционально-волевой сферы и сознания. | 24. Нарушения эмоционально-волевой сферы при поражениях мозга различной локализации. 25. Изменение мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития. |
Синдромы, проявляющиеся в расстройствах поведения, развития и учебной деятельности. Коррекция нейропсихологических нарушений. | 26. Методы восстановления при гностических нарушениях. 27. Методы восстановления и коррекции при нарушениях памяти. 28. Методы восстановления и коррекции при нарушениях внимания. 29. Методы восстановления и коррекции при нарушениях мышления. 30. Методы восстановления и коррекции при нарушениях речи. 31. Методы восстановления и коррекции при нарушениях праксиса. 32. Методы коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы и сознания. 33. Нейропсихологические симптомы при детском церебральном параличе. 34. Нейропсихологические симптомы при» минимальной мозговой дисфункции» и « иррегулярности психического развития». |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ КУРСА
ТЕМА 1.ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Контрольные вопросы.
1. В чем специфика нейропсихологического подхода к анализу проблем развития и жизнедеятельности индивида?
2. В чем состоит вклад отечественной науки в развитие нейропсихологии?
3. Каковы основные положения учения о мозговой организации психических процессов?
4. Сформулируйте основные положения « теории системной динамической организации высших психических функций».
5. Чем отличаются жесткие и гибкие звенья ВПФ.
6. Объясните сущность принципа анатомо- физиологического деления мозга на блоки.
7. Каковы особенности функциональной специфики и взаимодействия полушарий мозга ?
8.. В чем проявляются изменения мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития.
9. Продемонстрируйте возможности практического использования теоретических положений, разработанных современной нейропсихологией.
ТЕМА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Обсуждаются методы нейропсихологического исследования, особенности проведения исследования в зависимости от возраста (дошкольный, младший школьный возраст, подростковый возраст). Дается задание подготовить стимульный материал для нейропсихологического исследования.
Контрольные вопросы
1. Проанализируйте особенности нейропсихологического обследования больных с мозговыми нарушениями.
2. Какие методы нейропсихологического исследования при нарушениях восприятия ,памяти, внимания, мышления, речи, произвольных движений и действий, расстройствах эмоционально- личностной сферы?
3. В чем особенности нейропсихологического обследования в дошкольном, младшем школьном возрастах.
4. Как осуществить нейропсихологическое обследование в подростковом, юношеском возрастах и взрослых людей.
5. Составьте программу нейропсихологическое обследование при проблемах в обучении.
ТЕМА 3 НАРУШЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Анализируются симптомы нарушения восприятия при различной локализации мозговых поражений. Даются задачи, в которых студенты могут продемонстрировать знания симптомокомплексов гностических расстройств при мозговых дисфункциях.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте зрительные агнозии и их особенности.
2. В чем проявляются сенсорные слуховые расстройства?
3. Дайте характеристику кожно-кинестетических расстройств.
4. Проанализируйте особенности нарушения восприятия у « правшей» и « левшей».
5. В каких проблемах школьной успеваемости могут проявляться расстройства восприятия.
6. Попытайтесь проанализировать пути и возможности коррекции агнозий.
ТЕМА 4 НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ
Осуществляется знакомство с методами исследования памяти и внимания, симптомами нарушения памяти и внимания при мозговых поражениях. Дается задание осуществить исследование признаков» минимальной мозговой дисфункции» и» иррегулярности психического развития» с помощью методики Ю.В. Микадзе, Н.К.Корсаковой/1994/.
Контрольные вопросы
1. Осуществите нейропсихологическую характеристику нарушений внимания.
2.Проведите дифференциальную диагностику различных уровней нарушений внимания.
3. Систематизируйте методы диагностики нарушений внимания.
4. В чем особенности нарушений памяти при поражениях мозга различной локализации?
5. Какие вы знаете экспресс – методики нейропсихологической диагностики нарушений памяти.
6. Осуществите нейропсихологическую характеристику нарушений внимания и памяти при проблемах обучения.
7. Попытайтесь рассмотреть возможности коррекция нарушений внимания и памяти у младшего школьника с проблемами в обучении.
ТЕМА 5 НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.
Осуществляется нейропсихологический анализ нарушений мышления. Заслушиваются выступления студентов с реферативными сообщениями.
Контрольные вопросы
1.В чем проявляются нейропсихологические признаки нарушений вербально-логического мышления?
2. Каким образом можно осуществить нейропсихологический анализ нарушений наглядно-образного мышления?
3. Осуществите характеристику роли различных зон мозга в мыслительную деятельность.
4.Какие методы нейропсихологической диагностики позволяют осуществить исследований нарушений различных зон мозга?
5. Опираясь на знания из разделов рассмотрите возможности. Коррекция нарушений мышления.
ТЕМА 6. НАРУШЕНИЯ ПРАКСИСА И РЕЧИ.
На занятии осуществляется работа по формированию знаний и умений по диагностике апраксий. Обсуждаются проблемы диспраксий при признаках задержки психического развития. Обсуждаются симптомокомплексы афазий, дифференциально- диагностические признаки различных афазий, пути коррекции нарушений речи при афазиях.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте различные виды апраксий.
2. Какие методы диагностики возможно использовать для выявления нарушений праксиса при различной локализации мозговых поражений..
3.Осуществите анализ возможных путей коррекции двигательных нарушений
4. Охарактеризуйте виды афазий в зависимости от локализации зоны поражения и их диагностика.
5. В чем проявляются структурно- семантические системные нарушения речи?
6. Дайте нейропсихологическая характеристику дислалий, дисграфий, дислексий.
7. Каким образом осуществляется .коррекционная деятельность по восстановлению
нарушений и развитию речи.
ТЕМА 7. НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И СОЗНАНИЯ.
Рассматриваются синдромы эмоционально- волевых и личностных расстройств при различных мозговых дисфункциях, симптомы расстройств сознания. Студенты выступают с реферативными сообщениями и докладами.
Контрольные вопросы
1. Каковы нейропсихологические синдромы эмоциональных расстройств.
2. В чем состоит нейропсихологическая специфика волевых нарушений в зависимости от зоны поражения?
3. Осуществите нейропсихологический анализ расстройств сознания.
4. На основе знаний полученных в курсах рассмотрите нейропсихологические основы коррекции эмоционально–волевой сферы и расстройств сознания.
ТЕМА 8. СИНДРОМЫ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В РАССТРОЙСТВАХ ПОВЕДЕНИЯ, НАРУШЕНИЯХ РАЗВИТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОРРЕКЦИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ
Контрольные вопросы.
1.Какие синдромы наиболее часто встречаются при расстройствах поведения, нарушении развития.
2.Какие имеются методы коррекции нарушений гнозиса в зависимости от зоны поражений мозга или дефицитарности мозговых функций?
3. В чем заключаются основные пути коррекции расстройств внимания и памяти в зависимости от локализации мозговых расстройств?
4. Представьте основные принципы коррекции нарушений мышления в зависимости от локализации мозговых расстройств.
5. Расширьте репертуар коррекционных упражнений для коррекции расстройств праксиса и речи, представленных выше, в зависимости от характера нарушений.
6. Каковы основные подходы к коррекции эмоционально- волевых расстройств и нарушений сознания в зависимости от локализации мозговых дисфункций?
7.Рассмотрите возможности коррекционного воздействия на энергетический блок и глубинные структуры мозга
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Студенты самостоятельно анализируют библиографию и готовят реферативное сообщение по одной из тем, список которых приводится ниже. Осуществляется знакомство с методами нейропсихологического исследования, дается задание подготовить стимульные материалы для осуществления нейропсихологического исследования в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрастах и у взрослых людей. С помощью методов нейропсихологического исследования осуществляется изучение специфики расстройств у детей с признаками задержки психического развития и нарушениями интеллекта при олигофрении в степени дебильности. Студенты представляют для отчета протоколы нейропсихологического исследования с количественным и качественным анализом полученных данных, обоснованием нейропсихологического диагноза.
ТЕМАТИКА, РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ.
1. Динамика мозговой организации высших психических функций по мере их функционального развития.
2. Нарушения восприятия при различных мозговых поражениях. Диагностика и коррекция.
3. Нарушения внимания при мозговых дисфункциях, диагностика и коррекция.
4. Нарушения мышления при мозговых поражениях. Диагностика и коррекция.
5. Нарушения праксиса при мозговых расстройствах. Диагностика и коррекция.
6. Нарушения эмоционально-волевой сферы при мозговых поражениях. Диагностика и коррекция.
7. Нарушения сознания при мозговых дисфункциях. Проблемы диагностики и коррекции.
8. Нейропсихологическая диагностика минимальной мозговой дисфункции.
9. О природе двойственности мозга. Диагностика и коррекция « левшества».