Образовательные технологии. При изучении данной дисциплины предусмотрены организация 36 % интерактивных занятий в общем объёме учебной аудиторной нагрузки и применение следующих

При изучении данной дисциплины предусмотрены организация 36 % интерактивных занятий в общем объёме учебной аудиторной нагрузки и применение следующих образовательных технологий:

Неимитационных технологий: информационная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа, дискуссия по докладам и сообщениям студентов.

Имитационных технологий: кейс-метод, метод портфолио, задания с затрудняющими условиями, web – квест.

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:

1. Дискуссия по теме: «Влияние монголо-татарского ига на развитие российской цивилизации» с сопоставлением традиционной и нетрадиционной точек зрения (См. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. – М.: ИНФРА-М, 2010. – с.46-47.).

2. Кейс-метод: по представленному отрывку из исторического источника – «Стратегикона», произведения византийского императора Маврикия Стратега о славянах и антах (VI века), составить описание жизни и быта восточных славян в период раннего средневековья с заполнением таблицы выбранными сведениями о природных условиях, занятиях, быте, культуре, отношениях с соседями.

3. С помощью web-квест технологии – обращения к ресурсам интернета - провести коллективное расследование достоверности подвергаемых сомнению некоторых фактов мировой и отечественной истории (например, идентификации личности Лжедмитрия I, смерти Александра I в Таганроге, обстоятельств убийства С.М. Кирова в 1934г. и др.);

Примерный сценарий проведения интерактивного занятия при изучении темы «Восточные славяне»:

- Учебная группа разбивается на звенья по 2 человека за столом;

- Каждому звену выдаётся рабочий текст – отрывок из исторического источника «Стратегикона» VI века, а также таблица для заполнения:

«… Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземцев, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимающий его ранее начинает войну

[против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определённым временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у непроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним не владеют и ведут жизнь бродячую…»

Таблица:

Природные условия Занятия Быт Отношения с соседями Культура
         

- На прочтение текста и выбор материала для заполнения разделов таблицы выделяются 30 минут практического занятия, после чего выполненные в письменном виде задания сдаются преподавателю на проверку;

- Студентам предлагается сличение полученных результатов с тематическим текстом учебного пособия, чтобы убедиться в справедливости оценок публично выставляемых преподавателем за работу каждого звена.

Наши рекомендации