Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Корниенко Д.С., Щукин М.Р. Общая психология (введение в общую психологию, психические процессы) Ч I.: учеб.-метод. комплекс курса для специальности 020400 – «Психология» / Д.С. Корниенко, М.Р. Щукин.; Пермь гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 62с.
2. Вяткин Б.А., Таллибулина М.Т. Общая психология. Ч. III : учеб.-метод. комплекс курса для специальности 020400 – «Психология» / Б.А. Вяткин, М.Т. Таллибулина ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 79 с. – (Серия «Психология – современному образованию»).
3. Методические материалы для практических занятий (электронная подборка текстов).
4. Видеоматериалы к практическим занятиям.
5. Мультимедийный проектор, видео-техника.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Эффективное изучение курса требует активной самостоятельной работы студентов, при этом аудиторные занятия являются методическим каркасом. Организуя самостоятельную работу, следует ориентироваться на предложенные кафедрой списки литературы и вопросы для обсуждения на семинарах. При изучении курса особое внимание следует уделить усвоению терминологической базы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Эффективная реализация обозначенных в программе задач требует особое внимание уделять отработке терминологической базы. Для этого необходимо использовать такие формы работы как коллоквиумы, интенсивные диалоги внутри группы, терминологические диктанты. Введенный в программу реферат дает возможность отрабатывать категориальный аппарат и навык объяснения происходящих процессов в рамках различных научных парадигм. Следует обратить внимание на развитие у студентов навыка использования значительных объемов литературы при работе в жанре реферата.
Приложение
вопросы к экзамену на (ЧАСТЬ 1)
1. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
2. Предмет психологии. Подходы к трактовке психики.
3. Специфические особенности психического отражения.
4. Подходы к рассмотрению соотношения психического и нервно-физиологического.
5. Три основных блока мозга и их функции. Функциональная асимметрия полушарий мозга.
6. Развитие психики в филогенезе.
7. Условия возникновения сознания.
8. Метод интроспекции. Объективное познание психики. Виды внешних проявлений психики.
9. Методы психологии.
10. Связь психологии с другими науками.
11. Отрасли психологии.
12. Общая характеристика психических процессов. Познавательные и регулирующие процессы.
13. Уровни и формы психического отражения и их соотношение с психическими процессами.
14. Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений.
15. Свойства ощущений.
16. Закономерности ощущений Развитие чувствительности.
17. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Физиологические основы восприятия.
18. Свойства восприятия.
19. Зрительное, осязательное и слуховое восприятие.
20. Восприятие пространства, времени и движения.
21. Наблюдение и наблюдательность.
22. Понятие о памяти. Связь памяти с другими познавательными процессами. Физиологические основы памяти.
23. Виды памяти.
24. Запоминание и условия эффективного запоминания.
25. Воспроизведение и его виды.
26. Сохранение и забывание.
27. Индивидуальные различия в памяти.
28. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими познавательными процессами. Физиологические основы мышления.
29. Мыслительные операции. Логические формы мышления.
30. Динамика мышления при решении задач.
31. Творческое мышление.
32. Мышление и интеллект.
33. Виды мышления.
34. Индивидуальные различия в мышлении.
35. Понятие о воображении. Роль воображения в деятельности человека. Физиологические основы воображения.
36. Виды и приемы воображения.
37. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания.
38. Факторы, определяющие внимание.
39. Виды внимания.
40. Свойства внимания.
вопросы к экзамену (ЧАСТЬ 2)
1. Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические основы эмоций и чувств.
2. Подходы к характеристике эмоций.
3. Формы эмоциональных переживаний.
4. Высшие чувства.
5. Индивидуальность и эмоции и чувства.
6. Понятие о воле. Физиологические основы воли.
7. Структура волевого акта
8. Индивидуальные различия в воле.
9. Понятие о психических состояниях. Функции состояний.
10. Характеристики (параметры) психических состояний
11. Классификация психических состояний.
12. Регуляция психических состояний.
13. Общая характеристика деятельности. Психика и деятельность.
14. Структура деятельности. Подходы к характеристике структуры деятельности.
15. Характеристика компонентов деятельности.
16. Физиологические механизмы регуляции деятельности.
17. Умения, навыки и привычки.
18. Освоение деятельности. Условия формирования умений, навыков и привычек.
19. Проявление компонентов деятельности в совместной деятельности.
20. Общая характеристика стиля деятельности. Подходы к характеристике стиля.
21. Процессуальная и результативная стороны стиля деятельности.
22. Внутренние условия стиля деятельности и их взаимодействие.
23. Внешние условия и требования деятельности и стиль. Механизмы, обеспечивающие приспособление индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности.
24. Развитие и условия формирования стиля деятельности.
25. Виды деятельности.
26. Общая характеристика общения. Соотношение категорий общения и деятельности в психологии.
27. Структура и функции общения.
28. Особенности психических процессов в условиях общения.
29. Понятие о речи. Язык и речь. Функции речи.
30. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания.
31. Физиологические основы речи. Виды афазий.
32. Соотношение речи и мышления.
33. Виды устной речи.
34. Письменная и внутренняя речь.
35. Речь и индивидуальность. Стиль устного выступления.
36. Понятие о сознании. Признаки сознания и его функции.
37. Сознание и деятельность.
38. Когнитивный, регулятивный, коммуникативный и личностный аспекты сознания.
39. Структура сознания.
40. Общая характеристика бессознательного. Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений.
41. Характеристика неосознаваемых явлений (неосознаваемые механизмы деятельности неосознаваемые побудители деятельности).
42. Характеристика неосознаваемых явлений (надсознательные явления, субсенсорное восприятие, структуры общественного бессознательного).
вопросы к экзамену на дневном отделении (ЧАСТЬ 3)
1. Понятие личности в отечественной психологии. Основные отличительные признаки свойств личности.
2. Этапы и механизмы развития личности. Биологическое и социальное в личности.
3. Структура личности. Подходы к ее пониманию в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов).
4. Подходы к пониманию и структуре личности в работах Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, В.С.Мерлина.
5. Индивид, субъект, личность, индивидуальность, интегральная индивидуальность: соотношение понятий.
6. Методология психологического исследования личности: номотетический и идеографический анализ.
7. Методы исследования личностной сферы.
8. Понятие темперамента, его специфические особенности.
9. Темперамент и деятельность человека. Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
10. История развития учений о темпераменте (Гиппократ, Гален, Э.Кречмер, У.Шелдон, др.).
11. Физиологические основы темперамента.
12. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента.
13. Межполушарная асимметрия, ее роль в развитии личности.
14. Билатеральная индивидуальность и латеральный профиль личности.
15. Мотивы и потребности, их соотношение и виды.
16. Мотивационная сфера, ее основные характеристики, условия формирования и роль в структуре личности.
17. Понятие установки, ее виды. Понятие и виды направленности личности.
18. Понятие и виды мотивации. Закон зависимости эффективности деятельности от силы мотива (Йеркс-Додсон).
19. Мотивированное поведение личности, его разновидности.
20. Характер, его специфические особенности. Физиологические основы характера.
21. Темперамент и характер: их сходство и отличия, формы взаимодействия. Механизмы и условия формирования характера.
22. Структура характера, ее свойства и функции.
23. Подходы к типологии характеров (К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни).
24. Типология акцентуаций характера (К.Леонгард). Акцентуации характера у подростков (А.Е.Личко).
25. Понятие способностей в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.
26. Виды способностей, их характеристика.
27. Модели интеллекта в психологии. Гендерные и возрастные особенности развития интеллекта.
28. Понятие творчества и творческих способностей. Этапы исследования творческих способностей в психологии, их характеристика.
29. Психологические особенности креативной личности. Возрастные и гендерные закономерности развития творческих способностей.
30. Уровни развития способностей, их характеристика.
31. Виды одаренности, их характеристика. Гендерные различия в одаренности, их вероятные причины.
32. Проблема «Я» в психологии, теоретические предпосылки создания «Я-концепции» (У.Джемс; Ч.Кули, Дж.Мид; З.Фрейд, Э.Эриксон; К.Роджерс, А.Маслоу).
33. Структура «Я-концепции» (Р.Бернс), характеристика ее компонентов.
34. Подходы к понятию и характеристике структуры самосознания в отечественной психологии (И.И.Чеснокова, В.С.Мерлин, Д.А.Леонтьев, др.). Функции самосознания в психической жизни личности.
вопросы к экзамену на заочном отделении (ЧАСТЬ 3)
1. Понятие личности в отечественной психологии. Основные отличительные признаки свойств личности.
2. Структура личности. Подходы к ее пониманию в отечественной психологии.
3. Индивид, субъект, личность, индивидуальность, интегральная индивидуальность: соотношение понятий.
4. Методология и методы психологического исследования личности.
5. Понятие темперамента. Специфические особенности темперамента.
6. Различные подходы к пониманию природы темперамента. Физиологические основы темперамента.
7. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента.
8. Темперамент и деятельность человека.
9. Мотивационная сфера, ее характеристика и роль в структуре личности. Понятие и виды направленности личности.
10. Мотивы и потребности: соотношение понятий. Виды мотивов и потребностей.
11. Характер, его специфические особенности. Физиологические основы характера.
12. Структура характера и ее свойства.
13. Понятие и типология акцентуаций характера. Акцентуации характера у подростков.
14. Темперамент и характер: их сходство и отличия, формы взаимодействия.
15. Понятие способностей в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.
16. Виды способностей, уровни развития способностей и их характеристика.
17. Проблема «Я» в психологии и «Я-концепция».
18. Структура самосознания, характеристика ее компонентов (по В.С. Мерлину). Функции самосознания.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ.. 3
3.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 3
3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ... 6
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.. 9
(ЧАСТЬ 1) 14
(ЧАСТЬ 2) 20
(ЧАСТЬ 3) 27
5. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 9
5.1. темы семинарских занятий на дневном отделении.. 9
(ЧАСТЬ 1) 31
(ЧАСТЬ 2) 36
(ЧАСТЬ 3) 43
5.2. темы семинарских занятий на заочном отделении.. 52
(ЧАСТЬ 1) 52
(ЧАСТЬ 2) 53
(ЧАСТЬ 3) 55
6. ЛАБОРАТОРНЫе занятия.. 9
(ЧАСТЬ 1) 56
(ЧАСТЬ 2) 58
(ЧАСТЬ 3) 59
7. ТЕМЫ РЕФЕРАТов и методические указания по их выполнению……...60
7.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА.. 9
7.2. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ЧАСТЬ 1) 61
7.3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ЧАСТЬ 2) 62
7.4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ЧАСТЬ 3) 63
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9
8.1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 9
8.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9
8.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ... 71
8.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.. 71
Приложение.. 72
вопросы к экзамену (часть 1) 72
вопросы к экзамену (часть 2) 73
вопросы к экзамену (часть 3) 74