Психические познавательные процессы
КОММЕНТАРИИ
Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.
Избирательностьвосприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
Предметностьвосприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
Апперцепция— это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д. Благодаря осознанию человеком сущности и назначения предметов становится возможным и целенаправленное их использование.
Константностьвосприятия — это постоянство в восприятии, которое обусловлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.
Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно им ранее.
Целостностьвосприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Большое значение в функционировании восприятий и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком. По этой причине пространство, форма, величина, глубина, удаленность, линейная и воздушная перспектива должны правильно отражаться органами чувств.
Глава четвертая
4.7. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПРИЯТИЙ ПРОСТРАНСТВА
Психические познавательные процессы
КОММЕНТАРИИ
Восприятие пространства— это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.
Восприятие формы, объемности и величины предметов — это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.
Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах.
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.
Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемый предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.
Восприятия могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями.
Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий. Например:
^> переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной;
<& неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают ли их большие или маленькие; одинаковые предметы кажутся предметами разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на определенном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины.
Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается ие по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.
Глава четвертая
4.8. СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЙ ВРЕМЕНИ И ДВИЖЕНИЯ
Психические познавательные процессы
КОММЕНТАРИИ
Восприятие времени— это отражение объективной длительности, скорости И последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени пет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и животных вырабатываются условные рефлексы на время.
Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. И если последнее затем повторно актуализируется, то это восприятие вызывает в нашей памяти воспоминания о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.
Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 секунды путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие происходит очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.
Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередования звуков).
Восприятие ритма — это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов И явлений объективной действительности на наши органы чувств.
Восприятие движения— это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:
1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.); I
2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. п.);
3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);
4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
5) продолжительность движения (краткое, длительное);
6) скорость движения (быстрое или медленное; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);
7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).
Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.
Глава четвертая
4.9. ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ (ТОЧНОСТИ) ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЕЙ
Психические познавательные процессы
КОММЕНТАРИИ
Психологическая чувствительность— повышенная восприимчивость к психологическим проявлениям своего внутреннего мира и других людей, устойчивое стремление и желание разобраться во всем том, что воздействует на органы чувств и происходит.
Знание возможностей, трудностей восприятия другого человекаи способов предупреждения наиболее вероятных ошибок восприятия основывается на личностных качествах партнеров по восприятию, их чувственном опыте, практике наблюдений.
Навыки и умения восприятия и наблюденияпозволяют людям быстрее адаптироваться к конкретным условиям жизни и деятельности, дают возможность избегать трудностей в оценке окружающей действительности, позволяют преодолевать различные барьеры в ее осмыслении.
Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых оно осуществляется. Среди них: расстояние, на котором находится объект восприятия; время, в течение которого оно длится; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем, а также фон восприятия (наличие или отсутствие трудностей и сложностей восприятия окружающей действительности, различных барьеров для него). Сказываются и социальные условия. Личность, принадлежащая к определенной группе, слою или обществу, осуществляет свое восприятие под влиянием собственных социально-психологических особенностей или групповых установок и стереотипов.
«Вера в первый взгляд». Повсеместно бытует убеждение, что первое впечатление — самое верное. Как показали специальные исследования, это ведет к тому, что многое рассматривается потом через призму первого впечатления, односторонне преломляющего все поступки человека. К сожалению, первое впечатление не всегда верно, поскольку опирается не на проникновение в суть воспринимаемого явления, а на наши собственные подсознательные ожидания и слабости.
Прислушивание к мнению других людей.Нередко даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас предмете или явлении достаточно, чтобы скорректировать его оценку. Если нам дали самую поверхностную характеристику объекта нашего интереса, то, сталкиваясь с ним, мы стараемся уложить представления о нем в рамки чужого, возможно, не совсем объективного, мнения.
Психологическое состояние.Человек в хорошем настроении все окружающее оценивает в основном в светлых тонах и сам формирует у себя симпатии к нему. И наоборот, человек, пребывающий в депрессии, видит все в сером цвете.
Упрощение.Человеческая психика устроена так, что наш разум просто не может замечать и запоминать все. Подсознательно в мозге идет отбор и классификация поступающей извне информации, в результате чего мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те явления, которые имеют для нас наибольшее значение, или к восприятию которых мы наиболее подготовлены и которые будут нами использоваться в последующей деятельности.
Глава четвертая
4.10. СУЩНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ