Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Культурно-исторический и деятельностнный подход в психологии и образовании
Программа учебной дисциплины
по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»
магистерская программа «Школьная психология»
Волгоград
Обсуждена на заседании кафедры психологии образования и развития
« ___ » _________ 201__ г., протокол № ____
Зав. кафедрой психологии образования и развития ___________ ______________ _______
(подпись) (зав.кафедрой) (дата)
Рассмотрена и одобрена на заседании учёного совета факультета психологии и социальной работы « ___ » __________ 201__ г., протокол № ____
Председатель учёного совета
факультета психологии и социальной работы_____________ _____________ __________
(подпись) (дата)
Утверждена на заседании
учёного совета ГОУ ВПО «ВГПУ» «___» ___________ 2011 г., протокол № ____
Отметки о внесении изменений в программу:
Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)
Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)
Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)
Разработчик:
Бондарева Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития ГОУ ВПО «ВГПУ».
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 63) и учебного плана по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (Магистерская программа «Школьная психология»), утвержденного Ученым советом ГОУ ВПО «ВГПУ» (от 31 января 2011 г., протокол № 6)
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью данного курса является понимание методологических принципов, понятий и механизмов развития психики, составляющих содержание культурно-исторической и деятельностной теорий, возможностях применения достижений этих теорий в современной российской психологии и образовании.
В ходе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи:
- освоение знаний об истории становления культурно-исторической теории, её методологии и основном содержании;
- формирование представлений об истоках возникновении деятельностного подхода в отечественной психологии, роли Л.С. Выготского и его научной школы в становлении и развитии психологической теории деятельности;
- овладение умениями содержательного анализа современных культурно-деятельностных исследований отечественных психологов;
- формирование готовности аргументировать целесообразность их применения для задач образования.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Место учебной дисциплины – в системе дисциплин профессионального цикла. М2. Ф.2. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть. Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке магистров включена в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Учебного плана согласно ФГОС ВПО по направлению 050400.68 - Психолого-педагогическое образование. Областью профессиональной деятельности магистров, на которые ориентирует дисциплина, является образование.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистров:
– обучение,
– индивидуально-личностное развитие учащихся.
Профильной для данной дисциплины является профессиональная деятельность магистров по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
Общие для всех видов профессиональной деятельности:
- изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития детей разных возрастов;
- разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса: коллективно-распределенную деятельность учащихся, взаимодействие педагога и детей;
- организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;
- формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
- разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;
- разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- взаимодействие с участниками образовательного процесса по проведению коррекционной и развивающей работы с детьми в ходе становления ведущей деятельности;
- организация и руководство проектно- исследовательской деятельностью учащихся.
В области образовательной деятельности:
- обеспечение условий для становления и развития ведущих деятельностей (предметной, игровой, учебной);
- оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе.
В области научно-исследовательской деятельности:
- изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;
- анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;
- экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям учащихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии.
В области научно-методической деятельности:
- сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации образовательного процесса;
- научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательных учреждениях;
- анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий;
- психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий;
- оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;
- работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям;
- участие в разработке информационных и методических материалов.
В области организационно-управленческой деятельности:
- разработка совместно с педагогами и другими специалистами образовательного учреждения стратегии и планов развития образовательного учреждения.
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения следующих курсов, изученных в рамках бакалавриата:
БЗ.Б.7 Психология развития;
БЗ.В.2 Психология обучения;
БЗ.В.3 История психологии;
БЗ.В.10 Психолого-педагогические основы учебной деятельности;
БЗ.В.19 Психология профессионального образования.
В ходе изучения данной дисциплины устанавливаются межпредметные связи, позволяющие осуществлять комплексный подход к формированию ряда компетенций, со следующими курсами:
М2.Ф.5 Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;
М2.Р.1 Теории и техники психологического консультирования в образовании;
М2.Р.6 Психологические проблемы обеспечения качества образовательного процесса.
Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин:
М2.Р.5 Психодиагностика в образовании;
М2.В.1 Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовании;
П.1. Педагогическая практика;
П.2. Научно-педагогическая практика.