Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Культурно-исторический и деятельностнный подход в психологии и образовании

Программа учебной дисциплины

по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»

магистерская программа «Школьная психология»

Волгоград

Обсуждена на заседании кафедры психологии образования и развития
« ___ » _________ 201__ г., протокол № ____

Зав. кафедрой психологии образования и развития ___________ ______________ _______
(подпись) (зав.кафедрой) (дата)

Рассмотрена и одобрена на заседании учёного совета факультета психологии и социальной работы « ___ » __________ 201__ г., протокол № ____

Председатель учёного совета
факультета психологии и социальной работы_____________ _____________ __________
(подпись) (дата)

Утверждена на заседании
учёного совета ГОУ ВПО «ВГПУ» «___» ___________ 2011 г., протокол № ____

Отметки о внесении изменений в программу:

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Разработчик:

Бондарева Лариса Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития ГОУ ВПО «ВГПУ».

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 63) и учебного плана по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (Магистерская программа «Школьная психология»), утвержденного Ученым советом ГОУ ВПО «ВГПУ» (от 31 января 2011 г., протокол № 6)

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью данного курса является понимание методологических принципов, понятий и механизмов развития психики, составляющих содержание культурно-исторической и деятельностной теорий, возможностях применения достижений этих теорий в современной российской психологии и образовании.

В ходе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи:

- освоение знаний об истории становления культурно-исторической теории, её методологии и основном содержании;

- формирование представлений об истоках возникновении деятельностного подхода в отечественной психологии, роли Л.С. Выготского и его научной школы в становлении и развитии психологической теории деятельности;

- овладение умениями содержательного анализа современных культурно-деятельностных исследований отечественных психологов;

- формирование готовности аргументировать целесообразность их применения для задач образования.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Место учебной дисциплины – в системе дисциплин профессионального цикла. М2. Ф.2. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть. Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке магистров включена в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Учебного плана согласно ФГОС ВПО по направлению 050400.68 - Психолого-педагогическое образование. Областью профессиональной деятельности магистров, на которые ориентирует дисциплина, является образование.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистров:

– обучение,

– индивидуально-личностное развитие учащихся.

Профильной для данной дисциплины является профессиональная деятельность магистров по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

Общие для всех видов профессиональной деятельности:

- изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития детей разных возрастов;

- разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса: коллективно-распределенную деятельность учащихся, взаимодействие педагога и детей;

- организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;

- формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:

- разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

- разработка совместно с педагогами траекторий обучения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- взаимодействие с участниками образовательного процесса по проведению коррекционной и развивающей работы с детьми в ходе становления ведущей деятельности;

- организация и руководство проектно- исследовательской деятельностью учащихся.

В области образовательной деятельности:

- обеспечение условий для становления и развития ведущих деятельностей (предметной, игровой, учебной);

- оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе.

В области научно-исследовательской деятельности:

- изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;

- анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;

- экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям учащихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии.

В области научно-методической деятельности:

- сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации образовательного процесса;

- научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательных учреждениях;

- анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий;

- психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий;

- оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;

- работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям;

- участие в разработке информационных и методических материалов.

В области организационно-управленческой деятельности:

- разработка совместно с педагогами и другими специалистами образовательного учреждения стратегии и планов развития образовательного учреждения.

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения следующих курсов, изученных в рамках бакалавриата:

БЗ.Б.7 Психология развития;

БЗ.В.2 Психология обучения;

БЗ.В.3 История психологии;

БЗ.В.10 Психолого-педагогические основы учебной деятельности;

БЗ.В.19 Психология профессионального образования.

В ходе изучения данной дисциплины устанавливаются межпредметные связи, позволяющие осуществлять комплексный подход к формированию ряда компетенций, со следующими курсами:

М2.Ф.5 Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;

М2.Р.1 Теории и техники психологического консультирования в образовании;

М2.Р.6 Психологические проблемы обеспечения качества образовательного процесса.

Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин:

М2.Р.5 Психодиагностика в образовании;

М2.В.1 Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовании;

П.1. Педагогическая практика;

П.2. Научно-педагогическая практика.

Наши рекомендации