Приемы привлечения и удерживания внимания

Название приема Описание приема
1. Голосовая и эмоциональная модуляция Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота)
2. Модуляция темпа речи Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки Резкое изменение скорости речи
3. Прерывание речи, использование антиципации (догадки) Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой (баллами)
4. «Провалы памяти» Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. – с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных
5. Жестикуляция Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные
6. Риторические вопросы Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы, дает ответ сам докладчик
7. Контрольные вопросы Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа; поощрение активных
8. Наводящие вопросы В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения
9. Вопрос-предположение. Смысловая антиципация На основании изложенного, задается вопрос-предположение, требующий для ответа смысловой догадки: о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу
10. Уточняющие вопросы. Встречные вопросы Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента сообщения задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой (баллами)
11. Свободное конспектирование. Пересказ Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта
12. Конспектирование опорных (ключевых) слов Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов: объяснение отличия опорных слов от слов контекста
13. Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок Слушателям предлагается зарисовывать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение
14. Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер) Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д.
15. Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета) Преподаватель начинает пересказ материал, затем передает эстафету пересказа (карандаш) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (хлопок), следующему слушателю и т.д.
16. Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол) Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ – 3 балла, правильный – 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому слушателю или преподавателю. Кто первый наберет 10 баллов, тот получает зачет (оценку)
17. Тренировка кратковременной слуховой памяти. (Эхо) Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо!»  


Задание 2.

Преподавательская игра «Эрудиты» (подобрать учебный материал)

Очень полезно научиться говорить экспромтом на самые различные темы. Сейчас ведущий назовет тему сообщения. После минутного раздумья желающий выступить с коротким докладом по этой теме может выйти на середину круга. Ваша задача: быстро сообразить, что ценного вы можете сообщить по данному вопросу, а также продумать, какие приемы привлечения внимания, выбранные вами по таблице (задание 1), вы можете использовать. Подойдя к делу творчески, мы можем обойтись минимумом фактического материала. В конце игры мы все вместе обсудим и оценим выступление каждого участника по 10-балльной систем, учитывая содержание доклада, его форму, остроту ума докладчика, богатство речи. Какие из приемов показались вам наиболее эффективными и, если в этом будет необходимость, дополним исходный перечень и описание приемов.

Задание 3.

Игра «Ассоциативное обучение» (подготовить учебный текст)

Ведущий читает вслух некоторый текст, останавливаясь после каждого абзаца. Ваша задача – кроме того, что понять смысл прочитанного – проследить, какие ассоциации вызывает содержание текста и записать их на своем листке бумаги – по одной ассоциации на каждый отрывок текста. После завершения работы, желающим предлагаем выйти и воспроизвести вслух содержание текста, пользуясь собственными ассоциациями. Все остальные игроки оценивают точность ответа по 10-балльной системе. В заключение, посоветуем развивать как можно больше ассоциативную память, т.к. помимо простого запоминания при этом развивается творчество мысли.

Итоговый контроль

I. Верно или неверно?

1. Ситуация экстериоризации – ситуация коммуникации.

2. Осознание тождественно рефлексии.

3. Познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации.

4. При чтении информация воспринимается лучше, чем со слуха.

II. Заполнить пробелы:

1. Проявление личности человека в отборе, переработке и использовании определенных сведений называют … .

2. Ход научения регулируется на основе … связи.

3. Учение – процесс накопления … и овладения … , оперирования ими.

4. Развитие творческого мышления обеспечивается через … ситуации.

III. Выберите правильный ответ.

1.Стратегия формирования знаний и умений:

а) экстериоризации;

б) стереотипизации;

в) проекции;

г) рефлексии.

2. Факторы, влияющие на заучивание учебного материала:

а) содержание учебного материала;

б) объем;

в) педагогическое мастерство педагога;

г) важность учебного материала.

Тема: Личность педагога. Психология педагогического общения.

Цель занятия: Получить представления об общих и специальных способностях педагога. Знать коммуникативные барьеры, возникающие в процессе педагогического общения. Ознакомиться со стилями профессиональной деятельности педагога.

Информационный материал:

«Психотерапия» (греч.) – «уход за душой», т.е. забота о душевном равновесии человека, о его настроении, чувствах, переживаниях.

Выделяется:

- клиническая психотерапия оказывает лечебное воздействие на глубокие болезненные отклонения психики человека;

- личностно-ориентированная психотерапия – оказывает содействие человеку в изменении его отношения к самому себе, социальному окружению. Ведущая роль принадлежит групповым занятиям-тренингам (Т-группы, группы встреч, психодрама и др.)

Дидактогения - это вред, нанесенный, прежде всего психике учащегося словом, жестом, взглядом, действием преподавателя. Поэтому одна из сторон психотерапевтической направленности педагогической деятельности преподавателя – это вопрос об организации такого педагогического общения, чтобы оно не наносило вреда психике.

Общие и специальные способности педагога:

Специальные педагогические Способности к воспитанию Способности к педагогическому общению
академическая авторитарная перцептивная
дидактическая суггестивная коммуникативная
диагностическая организаторская речевая
    прогностическая

Наиболее распространенными являются 5 причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми:

1) педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;

2) студент не понимает своего преподавателя;

3) действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;

4) преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;

5) студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя.

Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является учащийся, студент, группа. Во втором – субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым на основе партнерских отношений. Это отличие и составляет сущность педагогического взаимодействия.

Условно выделяют следующие модели поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях:

· модель диктаторская – никакого личностного взаимодействия;

· модель неконтактная – информационный, а не диалоговый характер занятия;

· модель дифференцированного внимания – избирательные отношения с обучаемыми;

· модель гипорефлексивная – преподаватель в общении как бы замкнут на себе;

· модель гиперрефлексивная – межличностные отношения возводятся им в абсолют;

· модель активного взаимодействия – преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Таблица 6

Наши рекомендации