Приемы привлечения и удерживания внимания
№ | Название приема | Описание приема |
1. | Голосовая и эмоциональная модуляция | Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота) |
2. | Модуляция темпа речи | Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки Резкое изменение скорости речи |
3. | Прерывание речи, использование антиципации (догадки) | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой (баллами) |
4. | «Провалы памяти» | Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. – с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных |
5. | Жестикуляция | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные |
6. | Риторические вопросы | Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы, дает ответ сам докладчик |
7. | Контрольные вопросы | Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа; поощрение активных |
8. | Наводящие вопросы | В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения |
9. | Вопрос-предположение. Смысловая антиципация | На основании изложенного, задается вопрос-предположение, требующий для ответа смысловой догадки: о чем далее пойдет речь и какие выводы можно сделать по изложенному материалу |
10. | Уточняющие вопросы. Встречные вопросы | Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента сообщения задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой (баллами) |
11. | Свободное конспектирование. Пересказ | Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта |
12. | Конспектирование опорных (ключевых) слов | Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов: объяснение отличия опорных слов от слов контекста |
13. | Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок | Слушателям предлагается зарисовывать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение |
14. | Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер) | Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д. |
15. | Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета) | Преподаватель начинает пересказ материал, затем передает эстафету пересказа (карандаш) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (хлопок), следующему слушателю и т.д. |
16. | Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол) | Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ – 3 балла, правильный – 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому слушателю или преподавателю. Кто первый наберет 10 баллов, тот получает зачет (оценку) |
17. | Тренировка кратковременной слуховой памяти. (Эхо) | Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо!» |
Задание 2.
Преподавательская игра «Эрудиты» (подобрать учебный материал)
Очень полезно научиться говорить экспромтом на самые различные темы. Сейчас ведущий назовет тему сообщения. После минутного раздумья желающий выступить с коротким докладом по этой теме может выйти на середину круга. Ваша задача: быстро сообразить, что ценного вы можете сообщить по данному вопросу, а также продумать, какие приемы привлечения внимания, выбранные вами по таблице (задание 1), вы можете использовать. Подойдя к делу творчески, мы можем обойтись минимумом фактического материала. В конце игры мы все вместе обсудим и оценим выступление каждого участника по 10-балльной систем, учитывая содержание доклада, его форму, остроту ума докладчика, богатство речи. Какие из приемов показались вам наиболее эффективными и, если в этом будет необходимость, дополним исходный перечень и описание приемов.
Задание 3.
Игра «Ассоциативное обучение» (подготовить учебный текст)
Ведущий читает вслух некоторый текст, останавливаясь после каждого абзаца. Ваша задача – кроме того, что понять смысл прочитанного – проследить, какие ассоциации вызывает содержание текста и записать их на своем листке бумаги – по одной ассоциации на каждый отрывок текста. После завершения работы, желающим предлагаем выйти и воспроизвести вслух содержание текста, пользуясь собственными ассоциациями. Все остальные игроки оценивают точность ответа по 10-балльной системе. В заключение, посоветуем развивать как можно больше ассоциативную память, т.к. помимо простого запоминания при этом развивается творчество мысли.
Итоговый контроль
I. Верно или неверно?
1. Ситуация экстериоризации – ситуация коммуникации.
2. Осознание тождественно рефлексии.
3. Познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации.
4. При чтении информация воспринимается лучше, чем со слуха.
II. Заполнить пробелы:
1. Проявление личности человека в отборе, переработке и использовании определенных сведений называют … .
2. Ход научения регулируется на основе … связи.
3. Учение – процесс накопления … и овладения … , оперирования ими.
4. Развитие творческого мышления обеспечивается через … ситуации.
III. Выберите правильный ответ.
1.Стратегия формирования знаний и умений:
а) экстериоризации;
б) стереотипизации;
в) проекции;
г) рефлексии.
2. Факторы, влияющие на заучивание учебного материала:
а) содержание учебного материала;
б) объем;
в) педагогическое мастерство педагога;
г) важность учебного материала.
Тема: Личность педагога. Психология педагогического общения.
Цель занятия: Получить представления об общих и специальных способностях педагога. Знать коммуникативные барьеры, возникающие в процессе педагогического общения. Ознакомиться со стилями профессиональной деятельности педагога.
Информационный материал:
«Психотерапия» (греч.) – «уход за душой», т.е. забота о душевном равновесии человека, о его настроении, чувствах, переживаниях.
Выделяется:
- клиническая психотерапия оказывает лечебное воздействие на глубокие болезненные отклонения психики человека;
- личностно-ориентированная психотерапия – оказывает содействие человеку в изменении его отношения к самому себе, социальному окружению. Ведущая роль принадлежит групповым занятиям-тренингам (Т-группы, группы встреч, психодрама и др.)
Дидактогения - это вред, нанесенный, прежде всего психике учащегося словом, жестом, взглядом, действием преподавателя. Поэтому одна из сторон психотерапевтической направленности педагогической деятельности преподавателя – это вопрос об организации такого педагогического общения, чтобы оно не наносило вреда психике.
Общие и специальные способности педагога:
Специальные педагогические | Способности к воспитанию | Способности к педагогическому общению |
академическая | авторитарная | перцептивная |
дидактическая | суггестивная | коммуникативная |
диагностическая | организаторская | речевая |
прогностическая |
Наиболее распространенными являются 5 причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми:
1) педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;
2) студент не понимает своего преподавателя;
3) действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;
4) преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
5) студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя.
Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является учащийся, студент, группа. Во втором – субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым на основе партнерских отношений. Это отличие и составляет сущность педагогического взаимодействия.
Условно выделяют следующие модели поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях:
· модель диктаторская – никакого личностного взаимодействия;
· модель неконтактная – информационный, а не диалоговый характер занятия;
· модель дифференцированного внимания – избирательные отношения с обучаемыми;
· модель гипорефлексивная – преподаватель в общении как бы замкнут на себе;
· модель гиперрефлексивная – межличностные отношения возводятся им в абсолют;
· модель активного взаимодействия – преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
Таблица 6