Этапы производственной практики
1 этап –подготовительный:
ü участие в установочной конференции по практике;
ü изучение программы производственной практики, знакомство с литературой с учетом специфики объекта практики и темы курсового исследования;
ü знакомство с руководителем учреждения, практическими психологами; закрепление супервизора;
ü изучение основной документации учреждения;
ü знакомство с основной деятельностью учреждения;
ü разработка индивидуального плана работы на производственной практике;
ü оформление дневника по практике.
2 этап – деятельностный:
ü выполнение заданий, включенных в программу производственной практики. Производственные задания выполняются в определенном объеме в соответствии с возможностями и особенностями учреждения. Задания предусматривают такие виды работ, как:
а) изучение технологий работы психолога, представленных в деятельности учреждения;
б) наблюдение за процессом практической работы психолога в учреждении;
в) непосредственное осуществление действий, операций, процедур в разных видах деятельности;
г) рефлексию собственного опыта практической деятельности;
ü выполнение учебно-исследовательских заданий в соответствии с индивидуальным планом работы над курсовым проектом;
ü работа в соответствии с годовым планом практического психолога данного учреждения;
ü выполнение заданий по поручению руководителя учреждения или консультанта с учетом реальных потребностей базы практики;
ü ежедневное оформление дневника по практике.
3 этап – заключительный:
ü оформление и представление отчетной документации на кафедру психологии;
ü выступление по результатам работы практиканта на базе учреждения;
ü участие в итоговой конференции по практике; представление творческих отчетов (с использованием фото-, киноматериалов, демонстрацией разработок, подготовленных и использованных в процессе практики);
ü выступление с сообщением по актуальным проблемам психологической практики.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(2 недели)
Тема 1. Установочная конференция по практике
Задание 1. Принять участие в конференции, изучить программу производственной практики; познакомиться с базой практики, консультантом от учреждения.
Тема 2. Адаптация студента-практиканта в системе учреждения
Задание 2. Внести в дневник по практике основные сведения об учреждении, в котором студент проходит практику. Познакомиться с Положением (Уставом) и другими основными документами, которые регламентируют деятельность данного учреждения, его целью и основными задачами, организационной структурой, функциональными обязанностями специалистов-психологов, существующей организационной структурой системой управления. Представить полученные сведения в дневниковых записях и в отчетной документации по практике.
Задание 3. Составить индивидуальный план прохождения практики. План, по возможности, должен включать следующие виды деятельности психолога в учреждении: организационно-методическая, профилактическая, диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая, а также совершенствование профессиональной компетентности – применительно к конкретным условиям учреждения, в котором студент проходит практику.
Тема 3. Организационно-методическая работа психолога
Задание 4. Изучить особенности учреждения, в котором вы проходите практику: объекты психологической работы, основные направления деятельности психолога. Представить их в дневниковых записях.
Задание 5. Ознакомиться с документацией психолога учреждения, включающей в себя все уровни планирования его труда, а также подготовительную и непосредственную деятельность по аспектам социально-психологического сопровождения.
Тема 4. Диагностическая деятельность психолога
Диагностическая деятельность – психолого-педагогическое обследование клиента, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.
Задание 6. Провести диагностику личностных особенностей ребенка или взрослого.
Диагностическое задание предполагает обследование либо 1 ребенка раннего, дошкольного или младшего школьного возраста, либо 1 ребенка подросткового или юношеского возраста, либо 1 взрослого с последующим составлением коррекционно-развивающей программы или рекомендаций. Выбор клиента для диагностического обследования может осуществляться самим практикантом, а также по индивидуальному запросу клиента, родителей (учителей, воспитателей) или по запросу базы практики.
Студент самостоятельно составляет программу диагностического обследования исходя из проблемы клиента. При этом студент-практикант имеет возможность руководствоваться базовым диагностическим набором методик для психологического обследования детей (см. приложение 7), взрослого (см. приложение 8) или любым другим диагностическим инструментарием, соответствующим целям диагностики и выявленным проблемам клиента. Программа обследования должна включать 5–7 диагностических методик.
Задание 7. Подготовить психологическое заключение по результатам диагностического обследования ребенка или взрослого, оформленный «психологический портрет» с рекомендациями, представить в отчете по практике.
Задание 8. Провести диагностику социально-психологических характеристик группы (классного коллектива) (может осуществляться также и по запросу базы практики). Студент самостоятельно составляет программу диагностического обследования, используя диагностический инструментарий, соответствующий целям диагностики. Программа обследования должна включать 3–5 диагностических методик.
Задание 9. Подготовить психологическое заключение по результатам диагностического обследования группы (коллектива), представить его в отчете по практике.