Этапы прохождения производственной (преддипломной) практики

Производственная практика состоит из следующих этапов:

Организация практики

Перед началом практики, руководствуясь темами выпускных квалифи­кационных работ, кафедра:

• распределяет обучающихся по базам практики в соответствии с заклю­ченными договорами или индивидуальными письмами;

• назначает руководителей практики от кафедры из числа штатных препо­давателей кафедры. Совместно с руководителем обучающийся составляет рабочий план прохождения практики.

Подготовительный этап

Руководитель практики от кафедры ведет работу в тесном контакте с руководителем практики от организации — базы практики.

Руководитель практики от организации назначается из числа высоко­квалифицированных специалистов. Руководитель практики от организации:

• знакомит обучающихся с объектом практики;

• осуществляет повседневное руководство и контроль за ходом практики;

• консультирует и помогает обучающимся в сборе необходимых мате­риалов по теме выпускной работы.

Обучающиеся, проходящие практику на промышленном предприятии, проходят инструктаж по технике безопасности.

3. Сбор, обработка и анализ экономической и организационно-управлен­ческой информации

Содержанием производственной (преддипломной) практики является выполнение двух заданий. Первое свя­зано с составлением общей характеристики организации — базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявлением проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе — с анализом содержания и ор­ганизации процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме выпускной квалификационной работы проблеме, его влиянием на резуль­таты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом.

Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части выпускной квалификационной работы.

С этой целью обучающийся должен:

1. Изучить общие сведения об организации — базе практики, ее органи­зационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое пред­приятие и т.п.), в том числе:

• специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выпол­няемых работ, оказываемых услуг;

• производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);

• организационную структуру управления организацией;

• уровень специализации и кооперирования предприятия; его место на отраслевом рынке;

• общие сведения об объеме производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объеме продаж, численности работающих.

2. Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка.

3. Провести подробный анализ результатов производственно-хозяй­ственной, коммерческий и финансовой деятельности организации и дать оценку по основным показателям эффективности, в том числе:

• объем производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;

• затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

• прибыль (доход) и рентабельность;

• организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;

• численность работающих и их соотношения (по категориям), произво­дительность труда, фонд оплаты труда;

• финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).

Для качественного анализа результатов деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изме­нении рассматриваемых показателей (2-3 года).

В соответствии с темой выпускной работы студент совместно с руково­дителем конкретизирует направления анализа деятельности организации — базы практики. Например, более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда работников, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени и его потери, текучесть кадров и т.д.

Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов:

• финансового отчета;

• отчета о финансовых результатах;

• бухгалтерского баланса;

• устава организации;

• штатного расписания;

• правил внутреннего трудового распорядка;

• положений о подразделениях;

• должностных инструкций;

• положения по оплате труда;

• положения о премировании;

• положения о вознаграждении по итогам работы за год и др.

На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффектив­ности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработке в выпускной работе, и определить степень и направления этого влияния.

Второе задание носит более индивидуальный характер для каждого сту­дента, так как зависит непосредственно от темы выпускной работы. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом органи­зации — базы практики и ее отдельных подразделений в исследуемом ас­пекте, а также с разработкой проектных предложений по совершенство­ванию системы управления персоналом в выбранном направлении, оценкой экономической и социальной эффективности проектных предложений.

В зависимости от направления исследований обучающийся должен про­анализировать:

• процесс формирования и реализации кадровой политики организации;

• состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими под­разделениями организации;

• основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и службой управления персоналом);

• существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотруд­ников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (службами занятости, кадро­выми, рекрутинговыми агентствами);

• методы и программы обучения (подготовки, переподготовки и повы­шения квалификации) персонала, используемые в организации;

• программы подготовки кадрового резерва и работы с ним;

• планы служебного роста работников организации;

• процесс управления деловой карьерой сотрудников;

• методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала;

• организацию адаптации кадров;

• организацию подбора и расстановки кадров;

• управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;

• управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;

• способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе органи­зации;

• организацию труда руководителей, использование ими рабочего времени;

• методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;

• взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др.

При выполнении второго задания студентам рекомендуется:

1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой про­блеме изучить:

• общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);

• подразделения службы управления персоналом (отдел управления персо­налом, отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой выпускной работы, используя для этого Положения об отделах и службах, должностные ин­струкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;

• технологию управления персоналом с учетом состава и последователь­ности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функций по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения;

• количественный и качественный состав работников службы управления персоналом с помощью построения схемы оргструктуры управления ор­ганизацией и изучения штатного расписания;

• состав и формы документов, используемых службой управления персо­налом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и зара­ботной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор, трудовой договор; поло­жение об аттестации работников; схемы документооборота и др.);

• состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, компьютерной техники, используемых при выполнении функций управ­ления персоналом; уровень механизации и автоматизации труда работников службы управления персоналом; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условия труда, организацию его охраны и тех­ники безопасности.

2. Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной (преддипломной) или управляющей системе.

3. Составить пе­речень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой ха­рактеристикой.

При выполнении обоих заданий обучающийся должен проявить умение:

• разбираться в плановых и отчетных документах;

• разбираться в производственных и управленческих ситуациях;

• делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;

• выполнять экономические расчеты, связанные с анализом дея­тельности организации и экономическим обоснованием меро­приятий по совершенствованию процессов управления персоналом.

Наши рекомендации