Образовательные технологии. В ходе преподавания данной учебной дисциплины используются следующие
В ходе преподавания данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии: дискуссии, ролевые игры, кейс-стадиз, учебные презентации
Материально-техническое обеспечение дисциплины
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Специализированные аудитории: | |
Компьютерный класс для проведения тестирования | 1 на 25 студентов | |
Аудитория с мультимедийной установкой | 1 на 25 студентов | |
2. | Специальное оборудование: | |
Мультимедийная установка | 1 на 25студентов | |
3. | Технические средства обучения: | |
Оборудование для демонстрации слайд-лекций, подготовленных в среде MS PowerPoint | 1 на 25студентов | |
4. | Оборудование для проведения тестирования | По кол. студентов |
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Тестовые задания для текущего контроля успеваемости
1. Что из приведенного ниже характеризует межличностное общение:
а) небольшое число людей; б) неопосредованность взаимодействия;
в) личностная ориентированность; г) все перечисленное; д) только а) и в).
2. Обращение к собственному опыту при объяснении поведения другого человека всегда приводит к ошибкам и взаимонепониманию:
а) верно б) неверно
3. Главным регулятором в построении делового общения является тот образ партнера, который имеется у каждого участника.
а) верно б) неверно
4. К людям, способным более точно понимать поведение других, прежде всего относятся те, кто (укажите исключение):
а) в своих заключениях опираются на наблюдения и в меньшей степени на стереотипы;
б) заинтересованы по тем или иным причинам в своем партнере;
в) менее авторитарны;
г) более объективно относятся к себе.
5. К особенностям самораскрытия как коммуникативного действия относится все, перечисленное ниже, за одним исключением (укажите исключение):
а) намеренное сообщение другому информации о своих чувствах, тайнах, желаниях
б) недоступность этой информации из других источников
в) правдивость сообщаемой информации
г) доверительность тона
6. Ниже приведены основные критерии манипуляции, за одним исключением (укажите его):
а) стремление к одностороннему выигрышу; б) скрытый характер воздействия
в) соперничество; г) игра на слабостях
д) иллюзия самостоятельности поведения у адресата.
7. Выберите из приведенных ниже ответов тот, который кажется вам наиболее конструктивным с точки зрения противодействия манипуляции. Укажите, какая из 8 предложенных интонаций является наиболее подходящей для данного ответа.
Возможные интонации: ЗА - задумчивая, НА - напористая, ХО - холодная, ТЕ - теплая,
ВЕ - веселая, ГР - грустная, СП спокойная ЯЗ - язвительная
Манипулятор: Вы, наверное, специально не учились маркетингу(
Адресат специально не учился маркетингу
Конструктивный ответ:
1) Вы, что, считаете, что я недостаточно профессионален?
2) Да, вы правы. Специально не учился.
3) А вы учились?
4) Я разбираюсь в этих вопросах лучше, чем многие так называемые профессионалы.
8. Согласно теории ненасильственной коммуникации, в ситуации напряженного или конфликтного взаимодействия развернутое Я-высказывание должно включать несколько сообщений. Какое из приведенных ниже сообщений названо неверно?
а) описательное суждение, не смешанное с оценкой.
б) сообщение о том, что человек чувствует.
в) требование изменить поведение.
г) сообщение о потребности, вызывающей эмоцию.
9. Какой из приведенных ниже речевых оборотов усиливает "влиятельность" речи:
а) "Может быть, нам стоит поговорить..."
б) "Не могли бы вы уделить мне минуту вашего времени"
в) "Ты ведь не против, это, чтобы поговорить, а?"
г) "Расскажи, что произошло"
д) "Я с удовольствием тебя выслушаю…"
е) "Давай как-нибудь все обсудим…"
10. Целью рефлексивного слушания является (укажите неправильный ответ):
а) проверка точности услышанного
б) стремление понять, какие чувства испытывает собеседник
в) желание “разговорить” человека
г) демонстрация готовности и желания выслушать собеседника
11. Способность людей в процессе восприятия переносить благоприятное впечатление с одного качества личности на другие получила название:
а) стереотипизация;
б) эффект ореола;
в) интерпретация
г) самоуверенность.
12. Какое из приведенных ниже определений описывает эффект стереотипизации?
а) приписывание другой личности своих собственных состояний;
б) устойчивое представление о каком-либо явлении или человеке, свойственное представителям той или иной группы;
в) эмоциональное проникновение во внутренний мир, чувства и мысли партнера;
г) склонность переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.
13. Выделяют несколько функций невербальных сообщений при взаимодействии с вербальными. Это функции:
а) дополнения; б) опровержения; в) замещения; г) регулирования разговора;
д) все перечисленное; е) только а) и в)
14. В процессе невербальной коммуникации люди получают информацию о:
а) личности коммуникатора;
б) отношении участников коммуникации друг к другу;
в) отношении участников коммуникации к самой ситуации;
г) верно все
д) только а) и б).
Варианты заданий для творческих работ (эссе, докладов, проектов и т.п.)
1. Мужской и женский стили делового общения.
2. Методы профилактики стресса и стрессовых ситуаций в деловой среде.
3. Родственники в организации: преимущества и трудности.
4. Личные связи как ресурс и проблема делового общения.
5. Особенности деловой коммуникации с участием русских
6. Подбор и анализ типичных трудных ситуаций в общении с клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами.
7. Продуктивные и непродуктивные способы выражения и обмена эмоциями в деловом межличностном взаимодействии.
8. Уровни и показатели коммуникативной компетентности в деловом межличностном общении.
9. Деловая репутация ка коммуникативная проблема.
10. Современные исследования в области делового межличностного взаимодействия
Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачет)
1. Понятие делового общения.
2. Основные парадоксы и патологии межличностной коммуникации.
3. Базовые ожидания в деловом межличностном взаимодействии.
4. Эффекты межличностного восприятия.
5. Типичные трудности межличностного делового взаимодействия.
6. Продуктивный и непродуктивный стили межличностного делового общения.
7. Техники и приемы эффективного слушания.
8. Способы эмоциональной саморегуляции в межличностном деловом взаимодействии.
9. Самораскрытие и самопредъявление в межличностной деловой коммуникации.
10. Структурные и динамические особенности функционирования профессионального коллектива.
11. Особенности принятия деловых решений в группах.
12. Манипулятивное воздействие: цели, распознавание, противодействие.
13. Принципы эффективности деловых коммуникаций.
14. Коммуникативные типы деловых партнеров.
15. Приемы убеждающего воздействия в деловой коммуникации.
16. Особенности делового общения по телефону.