Методы психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии

Проблема диагностики умственного развития дошкольников для психологии детей с задержкой психического развития является одной из актуальных. Это обусловлено недостаточным количеством методов для раннего выявления отклонений в психофизическом развитии. Проблема связана с тем, что чем более ранний возраст ребенка мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность. В результате этого обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения недостатках, как ЗПР, общее недоразвитие речи (ОНР), лёгкая степень умственной отсталости, педагогическая запущенность. При этих нарушениях наблюдаются лёгкие или умеренные повреждения мозга и дисфункции мозга. Различия состоят в том, что в случае умственной отсталости эти повреждения имеют разлитой характер, при ЗПР повреждения носят более слабый и парциальный характер, при ОНР затрагиваются речевые зоны коры головного мозга, при социально-культурной деривации мозг ребенка остаётся здоровым, но может наблюдаться его функциональная незрелость. Таким образом, дифференциальная диагностика детей раннего возраста «группы риска» представляется достаточно сложной задачей, которая решается с учётом всех требований к организации и проведению комплексного психолого-медико-педагогического исследования детей.

Эксперимент и наблюдение являются основными методами психологии детей с ЗПР. Каждый из этих методов реализуется с учётом целей, задач и специфики научного исследования. Немаловажным фактором выбора того или иного метода выступает и возраст исследуемых детей. Использование дополнительных методов психологии в изучении детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии, позволяет расширить представление о личности и деятельности данной категории детей. Используются методы: тесты, анализ продуктов деятельности, анализ документов, опросы (устные и письменные) и др.

Тема 2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявления минимальной мозговой дисфункции

Учебные вопросы

1. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявления минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка.

2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявления минимальной мозговой дисфункции.

Рекомендуемая литература

1. Альтхерр, П., Берг, Л., Вельфль А., Пассольт, М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. [Текст] - М: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Бадалян, Л. О. Невропатология. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Лубовский, В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержками развития [Текст] // Дефектология. – 1972. - № 4. - С. 10-16.

5. Монина, Г. Б., Лютова-Робертс, Е. К., Чутко, Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. [Текст] - СПб.: Речь, 2007.

6. Чутко, Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. [Текст] - СПб.: Хока, 2007.

Содержание раздела дисциплины

Минимальные мозговые дисфункции - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально-органической природы. Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% .

В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Симптомы ММД:

1. Повышенная умственная утомляемость;

2. Отвлекаемость внимания;

3. Затруднения в запоминании нового материала;

4. Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты;

5. Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты;

6. Возможны головные боли.

Проявления ММД:

Изучение анамнеза показывает, что в младенчестве у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6-8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма - рвота.

В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психическом, речевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).

Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3-х лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.

Кроме того, максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3- х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.

В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы. При ММД возникает комплекс нарушенного поведения: повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети ни секунды не могут посидеть на месте, постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка.

Дети с мозговой дисфункцией - это полиморфная группа. Их общим свойством является наличие в первые годы жизни так называемых "малых неврологических признаков", которые обычно сочетаются с проявлениями психического дизонтогенеза как в интеллектуальной, так и в эмоционально-волевой сфере, т.е. у детей с легкой мозговой дисфункцией часто имеет место задержка психического развития.

Прогноз для детей с ММД:

Прогноз в целом не всегда благоприятен, существуют несколько вариантов:

1. Со временем симптомы исчезают и дети становятся подростками, взрослыми без отклонения от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25% до 50% детей "перерастают" этот синдром.

2. Симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться, но без признаков развития психопатологии. Таких детей большинство (от 50% и более). У них наблюдаются проблемы в повседневной жизни. По данным опроса, их постоянно сопровождает чувство "нетерпеливости и неугомонности", импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни. Имеются сообщения о большой частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей

3. Развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальтных изменений, алкоголизма и даже психических состояний.

Наши рекомендации