Диагностика одаренности

Как выделить по-настоящему природно ода­ренных детей среди детей, которые пока­зывают высокие достижения, благодаря особым условиям воспитания (иногда благодаря фор­сированному «натаскиванию» со стороны родителей, репетиторов, гувернеров и т. п.)? Этот тонкий вопрос требует не только применения особых методик, но усвоения разветвленной, дифференцированной сетки особых понятий.

Одаренность и ее структура

«Способность» — одно из наиболее общих пси­хологических понятий. Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в ос­нову определения, наиболее часто используемого спе­циалистами: 1) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного че­ловека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятель­ности или нескольких деятельностей; 3) способнос­ти, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обус­ловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Эту метафизическую формулу способности мож­но выразить в объективной форме:

(скорость и качество) / «цена» = способность, или же в субъективной форме: «цена» / субъективная трудность = способность.

Способному все дается легче, а неспособный про­ливает больше пота и слез.

В работах В. Д. Шадрикова. Он приходит к выводу, что понятие «способность» является психологической конкретизацией категории свойства: «способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функ­ции, имеющие индивидуальную меру выраженнос­ти, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных пси­хических функций. При определении индивидуаль­ной меры выраженности способностей целесообразно

придерживаться тех же параметров, что и при ха­рактеристике любой деятельности: производительнос­ти, качества и надежности (в отношении рассматри­ваемой функции)».

В. Д. Шадриков вводит понятие общей одарен­ности, определяя ее как пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от которых зависит успешность разных деятельностей, но и в этом случае общее не предшествует частному, а наоборот, есть результат «сборки» отдельных эле­ментов.

Чтобы избежать раздробления понятия «способность», рассмотрим работу целостной психи­ки как оперирование знаниями. В этом процессе можно выделить приобретение знаний, применение знаний, преобразование знаний.и также сохранение знаний. Есть также основание объединить получе­ние знаний в единый двунаправленный процесс. Тем самым мы получаем следующую схему, где компо­нентами выступают три перечисленных выше систе­мы.

Приобретение → Преобразование → Применение → Приобретение и т.д.

Способность к применению знания можно было бы отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний (тес­товый интеллект).

Обучаемость характеризует систему приобре­тения знаний, а креативность (общая творчес­кая способность) — процесс преобразования знаний (с ним связаны воображение, фантазии, порождение гипотез и пр.).

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих способ­ностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они характеризуются внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут ка­заться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взросло­му. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к тре­бованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Как видим, такие дети дают картину поведения, факти­чески соответствующую тому, что в обыденной жиз­ни принято считать одаренностью.

Таблица. Личные особенности школьника с различными уровнями интеллекта и творческих способностей по М. Воллаху и Н. Когану

  ИНТЕЛЛЕКТ
    высокий низкий
Т В О Р Ч Е С К И Е в ы с о к и е   Вера в свои возможности Хороший самоконтроль Хорошая социальная интеграция Высокая способность к концентрации внимания и большой интерес ко всему новому Постоянный конфликт между собственным представлением о мире и школьными требованиями Недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение Боязнь оценки со стороны окружающих
С П О С О Б Н О С Т И н и з к и е Энергия направлена на достижение успеха в учебе Неудачи воспринимаются как катастрофа Боязнь риска и высказывания своего мнения Пониженная общительность Боязнь удара по самооценке Хорошая (по крайней мере по внешним признакам) адаптация и удовлетворенность жизнью Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успе­хам, которые должны выразиться в форме отличной оценки, то есть в учебе у них доминирует соревно­вательная мотивация. Они крайне тяжело восприни­мают неудачу, можно сказать, что у них преоблада­ет не надежда на успех, а страх перед неудачей, то есть мотивация избегания доминирует над мотивацией достижения. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассни­ков. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внеш­ней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности. Можно сказать, что эти дети имеют дисциплинированный и исполнительный, но недостаточно инициативный и открытый когнитивный стиль (недостаточно открытый новому опыту).

Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто попадают в позицию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (занятия в кружках, хобби и т. д.), где они в свободной обстановке могут проявить свой творческий потенциал. Они наиболее тревожны, стра­дают от неверия в себя, «комплекса неполноценнос­ти». Часто учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выпол­няют рутинные задания и не могут сосредоточиться. Можно сказать, что высокий инновационный потен­циал, инициативный когнитивный стиль здесь всту­пают в противоречие с низкой дисциплинирован­ностью ума, низким самоконтролем.

Дети с низким уровнем и интеллекта и творче­ских способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положе­нием. Они имеют адекватную самооценку. Низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.

Практически все авторы отмечают высокий энер­гетический уровень одаренных детей и малую продолжительность сна. Это явление не стоит путать с гиперактивностью и повышенной возбудимостью. Одаренные дети обычно спят немного и рано отказываются от дневного сна. Высокий энергетический уровень сопровождается не только повышенной по­знавательной активностью, но и так называемой: склон­ностью ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является не­отъемлемым признаком таланта.

У интеллектуально одаренных детей умственное развитие опережает коммуникативное и физическое, которое обычно соответствует норме для возраста, хотя среди интеллектуалов встречаются и больные, и здоровые дети.

Благодаря умственной инициативе одаренные дети ставят перед собой задачи, которые еще не способны разрешить.

Еще одна особенность интеллектуально одарен­ных - большой когнитивный ресурс: они могут одновременно следить за несколькими рядами собы­тий (хорошее распределение внимания); как правило, у них отличная память; они имеют большой словар­ный запас, отличаются неуемной страстью к чтению энциклопедий, коллекционированию; любят решать задачи самостоятельно и отвергают навязанный от­вет, причем часто погружаются в задачу так, что не замечают окружающих.

Наши рекомендации