Диагностика одаренности и креативности

Креативность как способность продуцировать новые идеи, находить

нестандартные решения проблемных задач.

«Модель структуры интеллекта» Дж. Гилфорда как основа для про-

грамм развития одаренности и диагностики креативности. Дж. Гилфорд и

его сотрудники выделили 16 факторов креативности (беглость, четкость,

гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изо-

бретательность, конструктивность при их решении и т.д.). Е. Торренс до-

бавил еще несколько.

Тесты Дж. Гилфорда (США). 14 субтестов (10 вербальных + 4 невер-

бальных)

Тест Е. Торренса (США) для оценки вербальной и образной креатив-

ности, отдельных креативных способностей: беглость, гибкость, ориги-

нальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивлять-

ся привычным стереотипам. 10 субтестов (7+3).

Креативные тесты Вильямса.

Тест Э. Вартегга «Круги» для исследования креативности.

Опросник «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник для

оценки степени любознательности, обладания воображением, способности

идти на риск, предпочтения сложных идей.

Опросник креативности Джонсона.

Определение уровня креативности взрослой личности Н.Ф. Виш-

няковой.

Методика диагностики речемыслительной креативности.

Проективная методика диагностики дивергентного мышления

Н.А. Батурина и Е.Л. Солдатовой.

Диагностика креативности в отечественной психологии. Диана Бого-

явленская «Метод креативного поля»: единица творческих способностей –

«интеллектуальная инициатива» – это продолжение мыслительной дея-

тельности за пределы требуемого, за пределы решения задачи, которая

ставится перед человеком.

Диагностика способностей

Понятие об общих и специальных способностях. Факторные теории

способностей (Ч. Спирмен, Л. Терстон и другие). Классификации специ-

альных (частных) способностей (отечественные и зарубежные). Отдельные

тесты способностей и тестовые батареи (Батарея общих способностей –

ГАТБ). Батарея дифференциальных способностей – ДАТ. Отечественные

тесты специальных способностей (ТПМ, ЛОГО). Области применения ме-

тодов диагностики способностей (выявление одаренности, диагностика

профессиональной пригодности, профконсультация и т.д.).

Тема 5. Диагностика психомоторики, свойств нервной системы и темперамента

Определение психомоторных характеристик человека

Значение психомоторики для повышения надежности, качества и эф-

фективности труда. Движения как основа психомоторных проявлений. Ди-

агностика психомоторных свойств: скорость реакции, точность реакции,

силовая характеристика движений, пространственно-временная характери-

стика движений, пальцевая моторика, координация движений.

Простая сенсомоторная реакция (акустико-моторная, зрительно-

моторная) и сложная зрительно-моторная реакция для исследования ско-

рости протекания нервных процессов. Реакция на движущийся объект для

оценки точности движений, динамического глазомера, уравновешенности

нервных процессов.

Динамометры для измерения силы мышц. Кинематометры для оценки

силовых характеристики движения. Теппинг-тест для оценки свойств

нервной системы при движениях. Тремометр для измерения статического

и динамического тремора рук (оценивающего уровень возбуждения нерв-

ной системы), зрительно-моторной координации, двигательной ловкости и

точности. «Лабиринт» для оценки скорости и уровня развития наглядно-

действенного мышления и точности двигательной координации.

Эталонные объекты для определения разностной кинестетической

чувствительности рук (методика К.Х. Кекчеева). Манипуляционный тест

М.Г. Давлетшина для определения способности к тонкой координации

движений, ловкости пальцев при одновременной работе обеих рук. Мани-

пулятивный тест «Монтаж – демонтаж» для определения способности к

тонкодвигательной координации. Манипуляционный тест по определению

навыков тонкой координации обеих рук (тест на точное совмещение).

Аппаратурный комплекс оценки психомоторной сферы человека

«СЧС-2000» (Сафонов, Чесноков, Суворов) содержит 14 психомоторных

тестов: простая сенсомоторная реакция на свет и звук разной интенсивно-

сти; сложная сенсомоторная реакция на свет; реакция на движущийся объ-

ект, теппингометрия и тремометрия разных модификаций и уровней слож-

ности; субъективный отсчет времени. Позволяет составить до 40 конкрет-

ных методик и получить более 70 показателей нервно-психической регу-

ляции.

Графическая методика исследования моторики и личности человека

Е. Мира-и-Лопес (Миокинетическая психодиагностика) для диагностики

особенностей личности в норме и патологии.

Шкала оценки моторики Н.И. Озерецкого и тесты моторных способ-

ностей Д. Брэйса для оценки уровня развития двигательных умений и ком-

понентов моторики у детей и подростков.

Наши рекомендации