Вопрос 32.Понятие одаренности. Типы одаренности личности. Методика работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями

Понятие одаренности не получило единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна:

«Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования и приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни».

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам.

По последним данным примерно 20% детей в школьном возрасте может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, бывают лишены необходимой для развития поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.

А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

В большом психологическом словаре можно найти следующее определение одаренности:

Одаренность - уровень развития общих способностей в диапазоне деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Понятие одаренности часто путают с понятиями талантливости и гениальности, но это близкие по смыслу слова и в тоже время абсолютно разные: Талант - высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности. Это понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

Отсюда можно сделать вывод, что одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутреннюю предрасположенность для таких достижений в том или ином виде деят-ти.

Характерные черты:

1. Часто одаренные дети отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием, повышенным потенциалом умственной и жизненной энергии. Очень инициативны и в то же время сдержаны, умеют обращаться с людьми и часто пользуются авторитетом у товарищей. Из них выходят лидеры.

2. Высокая познавательная активность и любознательность проявились довольно рано. Их отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций, быстрота и точность выполнения умственных операций, устойчивое внимание и оперативная память, сформированность навыков логического мышления

Типы одаренности.

Художественная одаренностьподдерживается и развивается в спец. школах, кружках, студиях. Подразумевает высокие достижения в области художественного творчества, в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

Общая интеллектуальная одаренность. Дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.

Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам.

Социальная одаренность- способность устанавливать взаимоотношения с другими людьми.

Методика работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями.

Социальный педагог с одаренными детьми осуществляет работу по нескольким направлениям:

1. Координационное направление.

· Осуществляется организация работы по созданию и руководству деятельностью экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми. Организация и проведение массовых мероприятий, олимпиад и научно-практических конференций.

2. Информационное направление.

· Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста. Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми.

· Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей.

· Привлечение внимания общественности, СМИ: публикации в периодике, обозначение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;

Диагностическое направление.

Диагностика. Помощь в выявлении одаренных детей, которое может осуществляться такими методами.

Кадровое направление.

Оказание методической помощи педагогам.

Одаренные дети нуждаются в индивидуальных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам, а иногда и враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Наши рекомендации