Психические познавательные процессы и
учёт их закономерностей юристом в профессиональной деят-ти.
Психические процессы – наиболее подвижные психические акты, которые позволяют человеку познавать мир. Психические процессы выражаются в ощущениях, восприятии, внимании, памяти, нашей речи, воображении, мышлении и т.д.
Ощущение – простейший психический процесс, являющийся отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека.
Виды ощущений:
1 - экстероцептивные (внешние, которые мы получаем извне):
- контанктные: вкусовые, тактильные, осязательные, температурные
- дистантные: зрительные, слуховые
- обонятельные
2 – интероцептивные (внутренние):
- органические ощущения, которые происходят внутри нас: ощущения жажды, голода, подташнивания
- общущение боли
3 – проприоцептивные (двигательные):
- ощущение равновесия
- ощущение движения
Ощущения явл-ся основой восприятия.
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Виды восприятия:
1- по основной модальности:
- зрительные
- слуховые
- осязательные
- обонятельные
- вкусовые
2- по форме существования материи:
- восприятие пространства
- восприятие движения
- восприятия времени
Свойства восприятия:
- целостность – восприятие целостно
- предметность – объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физ. тело
- обобщённость – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов
- константность – относительная постоянность воспринимаемого образа
- осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия
- избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими
Иллюзии (ошибки) восприятия могут быть, напр., зрительные или слуховые.
Внимание – состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
Виды внимания:
- не произвольное – интересно – слушаете – с ним человек рождается
- произвольное – когда заставляете себя быть внимательными
Свойства внимания:
- концентрация внимания – показатель сосредоточенности внимания
- объём внимание – измеряется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно
- устойчивость – та длительность, в течение которой сохраняется заданная концентрация внимания
- переключаемость – способность переориентировать познавательные процессы с одного процесса на другой
Память (4 вида):
- наглядно-образная – запоминание, сохранение, воспроизводство зрительных, слуховых, вкусовых, температурных образов
- словесно-логическая – запоминание и воспроизводство мыслей, тесно связан с речью
- двигательная – зависит от мышечных ощущений (возбуждение и торможение нервных клеток)
- эмоциональная – память на эмоциональные состояния
Память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации, сохранение в памяти того, что было запомнено и узнавание при повторном воспроизведении и воспроизведении запомненного. Свойства памяти-Точность Объём Скорость процессов запоминания. Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания. Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).
Кратковременная память – удерживает информацию в неполном виде, сохраняет информацию в течение временного промежутка в среднем от нескольких секунд до 2х минут.
Долговременная память – служит для запоминания информации надолго нередко на всю жизнь. Обычно от нескольких минут, часов, дней до нескольких лет.
Произвольная память – сознательно направляем механизм для заучивания.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней .Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности.Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.
20.Учет закономерностей памяти.Память имеет ограниченный объёмУспешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени.Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.Закон интереса-Интересное запоминается легче. Закон осмысления -Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.Закон установки-Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.Закон действия -Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. Закон контекста -При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше .Закон торможения -При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
Мышление – процесс отражения в сознании чел-ка сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общ-ва.
Процессы мышления:
- анализ – выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, связей, отношений
- синтез – неразрывное единство сравнения и сопоставления между собой предметов, элементов, явлений, свойств и отношений.
- обобщение
Виды мышления:
- наглядно-действенное - человек как бы физически анализирует и синтезирует объекты своей деят-ти, опираясь на эмпирический опыт.
- наглядно-образное - характеризуется опорой … на представления и образы.
- словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать или в процессе общения.
В зависимости от типа решаемых задач перед юристом:
- теоретическое мышление – познание законов и правил
- практическое (эмпирическое) мышление – подготовка физ. преобразования действительности
- интуитивное мышление – основано на ощущении правильности решения
- аналитическое (или рациональное) мышление – имеет чётко выраженные этапы (принятия решения, выстраивания предположений, гипотез, версий)
- произвольное мышление – целенаправленное, когда принуждаем себя
- непроизвольное мышление – трансформация определённых образов
- продуктивное – активный поиск и открытие нового решения
- репродуктивное – воспроизведение услышанного, решение проблемы по алгоритму
- творческое мышление – нестандартный подход к решению проблемной ситуации.
24.понятие воображения.Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.