Лекция «Основы конфликтологии»
I. Понятие «конфликт». Структура конфликта.
Центральная категория конфликтологии — конфликт. Теоретический анализ ее — одна из фундаментальных проблем данной научной дисциплины.
В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных.
в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этно-национальные, межгрупповые и межличностные. Наконец возникает потребность в их систематическом анализе.
Они считают, что конфликт - это признак неэффективной организации деятельности и плохого управления. Мнение других в том, что конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом.
Итак, что же такое конфликт?
КОНФЛИКТ - (от лат. “conflictus”- столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижений в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.[словарь практического психолога].
Существуют различные определения конфликта, но в основе всякого конфликта лежит противоречие, т.е., такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво: “добро” и “зло”, “день” и “ночь”, “молодость” и “старость”, “жизнь” и “смерть”, “хочу” и “надо”, “сила” и “слабость”, “мечта” и “реальность”, “бедность” и “богатство”, “щедрость” и “скупость”, “любовь” и “ненависть”... - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?
Только тогда, когда противоречие рождается и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир. Там, где нет субъекта, нет и конфликта.
Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением ( вот почему так не любят конфликты! ), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом.
До тех пор, пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Мы можем любить осень, а кто-то зиму, но это противоречие не породит конфликта, пока не возникает вопрос предоставления отпуска для заслуженного отдыха. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте и в одно и то время.
Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической, потому что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения.
Если мы не выдерживаем напряжения, то скрываем, нарушаем границы общения и поведения: повышаем голос, кричим, размахиваем руками, используем недозволительные приемы подавления противника.
Типология конфликтов:
Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу. Наиболее распространенные классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:
1) стороны конфликтов,
2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт,
3) направленность конфликта,
4) временные параметры конфликта,
5) результативность конфликтов.
В зависимости от сторон конфликты делятся на:
- внутриличностные,
- межличностные,
- между личностью и группой,
- межгрупповые,
- международные.
В аспекте потребностей они могут делиться на:
- материальные,
- статусно – ролевые,
- духовные.
По направленности конфликты подразделяются на:
- горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;
- вертикальные — между подчиненными и начальством.
Смешанными в данной классификации именуются те конфликты в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней.
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
- кратковременные,
- быстротечные,
- длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.
И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа:
- конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации;
- деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.
5) В зависимости от субъекта конфликта различают типы конфликтов: межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные)
Мы столкнемся с групповыми, внутрегрупповыми, межличностными, внутриличностными конфликтами в работе в лагере.
В своей будущей деятельности вы столкнетесь с конфликтными ситуациями, между ребятами в вашей группе. И очень важно понять сейчас сущность этого явления, чтобы регулировать и управлять конфликтом. Решать подобные ситуации, достигая при этом педагогических целей.
Анализ конфликта включает в себя прежде всего рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями.
Итак, структура конфликта:
Чем прежде всего характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства
Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты и пр.
Предмет конфликта - это источник. Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта.
Задание: Давайте придумаем конфликтную ситуацию, выделим в не субъекты и предмет конфликта. Можно сразу в лагере. Можно сначала любую, а потом в ситуации лагеря.
(Например, ссора между одноклассниками, кому брать завтра тяжелую книгу на урок. Она есть и у одного, и у другого ученика, но нести никто не хочет. Ссора между мальчиками и девочками относительно того, что и те, и другие заходят в палатку друг к другу без стука. И т.д.)
Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. В психологии известна теорема Томаса: Если ситуация воспринимается людьми в качестве реальной, то реальными будут и ее последствия.
Мотивы конфликтующих сторон - это внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов к конфликту.
Объектом конфликта называется конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Функции конфликтов | |
позитивные | негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте | Ухудшение социально-психологического климата между конфликтующими |
Сплочение коллектива, организации при противоборстве с внешним врагом | Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Стимулирование к изменениям и развитию | После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между агентами |
Диагностика возможностей оппонентов | Сложное восстановление отношений (“шлейф конфликта”). |