Время проведения субтеста
№ п/п | Субтест | Число заданий в субтесте | Время выполнения (мин) |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Осведомленность 1 Осведомленность 2 Аналогии Классификации Обобщения Числовые ряды |
Руководство по проведению теста
Для правильного проведения тестирования необходимо:
- строго соблюдать инструкции;
- контролировать время выполнения субтестов;
- не оказывать помощь испытуемым при выполнении заданий.
При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учениками, предупреждая нарушения ими инструкций.
Порядок работы
1. Зачитать общую инструкцию.
2. Раздать тестовые тетради.
3. Протоколировать заполнение графы – данные (фамилия, имя учащегося, дата проведения, класс).
4. Зачитать инструкцию первого субтеста и разобрать пример.
5. Убедиться, что испытуемым понятно задание.
6. Дать указание перевернуть страницу и начинать выполнять задание, при этом незаметно включить секундомер.
7. По истечении времени, отведенного на выполнение 1-го задания, прервать работу испытуемых словом «стоп».
8. Зачитать инструкцию к следующему субтесту и т.д.
Общая инструкция
Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и разное. Эти задания отличаются от того, что вам приходилось выполнять на уроках. Для их выполнения понадобятся ручки и бланки, которые мы вам раздадим.
Вы будете выполнять различные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!
Обработка результатов
Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.
1. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением №5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Результаты набора заданий № 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0.
Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий). Более широкие и более узкие по сравнению с приведенными в таблице категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Нулевую оценку получают неправильные ответы.
3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий. Полный набор принимается за норматив умственного развития (100%).
4. Если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому набору заданий могут служить значения среднего арифметического и коды. Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% выполнения субтеста, испытуемые по результатам тестирования подразделяются на 5 подгрупп:
1) наиболее успешные – 10% всех испытуемых;
2) близкие к успешным – 20%;
3) средние по успешности – 40%;
4) мало успешные-20%;
5) наименее успешные – 10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильного выполнения заданий. Строится система координат, где по оси ординат – процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такой же вид обработки проводится и по результатам теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов.
Представители подгруппы наименее успешных (по каждому возрасту) должны привлечь к себе пристальное внимание для оказания им профессиональной помощи в целях преодоления пробелов их умственного развития.
5. Установлено, что с возрастом, от 6-го к 8-му классу, увеличивается разрыв в умственном развитии между лучшими и худшими учениками одной и той же выборки; лучшая часть учащихся (с возрастом) быстрее приближается к требованиям социально-психологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически остаются на том же уровне. Нужно интенсивнее заниматься с отстающими.
6. Следует иметь в виду, что общие баллы шестиклассника ниже 30, семиклассника -- ниже 40, восьмиклассника -- ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умственном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие баллы выше 75 у шестиклассника, 90 – у семиклассника, 100 – у восьмиклассника.
7. Качественный анализ тестовых результатов (как индивидуальных, так и групповых) проводится по следующим направлениям:
А. Для набора заданий № 3 («Аналогии») выявляются:
а) наиболее и наименее усвоенные области содержания теста (общественно-гуманитарной, естественно-научной, физико-математической);
б) самый отработанный (легкий) и наиболее трудный типы логических связей из следующих, заложенных в тест: вид-род, часть-целое, причина-следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения;
в) типичные ошибки при установлении логических связей.
Б. Для набора заданий № 4 («Классификации») устанавливаются:
а) наиболее и наименее усвоенные области содержания теста (общественно-гуманитарной, естественно-научной, физико-математической);
б) типы заданий – с конкретными или абстрактными понятиями, которые провоцируют большее количество ошибок.
В.В наборе № 5 («Обобщения») выявляются:
а) характер типичных обобщений (по конкретному, видовому, категориальному признакам);
б) характер типичных ошибок и на каких понятиях (абстрактных или конкретных), а также на каком содержании они возникают.
Форма А
Дата __________________
Фамилия ______________
Имя __________________
Класс _________________
Школа ________________