Основы конфликтологии: причины и модель конфликта

Конфликт острое противоречие между людьми в связи с расхождением интересов или позиций.

В конфликтологии есть 2 противоположных теории конфликтов: бесконфликтного гармоничного развития и конфликтного диалектического развития.

Причины конфликтов (конфликтогены) делят на 4 основные группы.

1) ценностные причины – расхождения в личных и профессиональных ценностях: между людьми; между личностью и группой; между группами.

2) поведенческиепричины – негативные, на взгляд партнера, поступки;

3) информационные причины – искаженные либо субъективные сведения;

4) структурные причины – столкновение интересов официальных и неформальных структур, борьба за власть и влияние, распределение ресурсов.

Модель конфликта составляет схематическую последовательность:

источник конфликта (конфликтоген) конфликтная ситуация

условия для разрастания конфликта развитие конфликта

управление конфликтом (либо стихийное развитие конфликта)

последствия конфликта (послеконфликт).

Типология конфликтов

Типология конфликтовосуществляется по четырем основным типам.

1) По участникам:

· межличностный конфликт – между людьми;

· конфликт между личностью и группой;

· конфликт между группами

· внутриличностный конфликт – между желанием и долгом.

2) По источнику возникновения:

Ø предметный конфликт – с реальными причинами;

Ø субъективный конфликт.

3) По характеру ценностей:

· конфликт «минус-плюс» – борьба добра со злом;

· конфликт «минус-минус»;

· конфликт «плюс-плюс».

4) По степени влияния:

- лихорадящий или разрушительный;

- относительно спокойный (цивилизованный).

Конфликт-менеджмент

Конфликт-менеджмент– это управление конфликтными ситуациями.

Современный конфликт-менеджмент включает в себя четыре функции:

1)Предотвращение – блокирование возможных конфликтогенов.

2) Подавление – при деструктивном развитии конфликта. Способы:

· жесткое напоминание конфликтующим о профессиональной этике;

· «разведение» потенциально конфликтных сотрудников;

· предъявление жестких требований к инициатору конфликта.

3) Отсрочка – временная мера с целью затормозить развитие конфликтной ситуации до подготовки ее разрешения. Способы отсрочки:

- смягчение отношения конфликтующих к проблемной ситуации;

- усиление либо ослабление одного по отношению к другому;

- уменьшение ценности объекта конфликта в глазах конфликтующих.

4) Разрешение – доведение конфликта до конструктивного завершения. Имеются следующие группы методовразрешения конфликтов:

· структурные –разъяснения, координации, общих целей, поощрения;

· межличностные – переоценка, сглаживание, консенсус, переговоры;

· «третейского судьи» – привлечение третьего лица в качестве общественного судьи.

Общественное мнение и связи с общественностью

Общественное мнение – преобладающее суждение в социуме об объекте.

Public relation (PR)– (англ.) публичное отношение.

Связи с общественностью– это специальная работа по формированию положительного образа (имиджа) организации в общественном мнении.

Связи с общественностью состоят из четырех элементов.

1. Цель – создание положительного имиджа, или PR.

2. Роль PR – создание фирме привлекательность в общественном мнении. Это способствует продаже товаров и притоку трудовых ресурсов.

3. Задачи связей с общественностью (PR):

- популяризация фирмы, повышение ее репутации;

- реклама товара и способствование его продажам;

- «раскрутка» руководства, повышение имиджа топ-менеджеров фирмы.

4.Направления PR-деятельности по связям с общественностью:

· изучение «социального ожидания» – «чего хочет народ?»;

· оправдание «социального ожидания» – обещание («популизм»);

· создание «социального ожидания» – навязывание спроса;

· формирование доверия к фирме и ее руководству.

PR-технологии в менеджменте

PR-технологии – это специальные способы создания положительного имиджа руководителя или репутации фирмы.

PR-технологии имеют пять наиболее распространенных видов.

1.Средства массовой информации (СМИ). Это передачи, статьи, интервью, пресс-конференции, официальные заявления.

Особое положение занимают «заказные» статьи и передачи.

2. Благотворительность и спонсорские акции. Это действия в поддержку учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, церковных.

Особую роль играет публичная социальная помощь бедным и инвалидам.

3. «Утечка» информации. Это специально организованные свидетельства, мемуары, слухи.

Особую роль играет прием «пробный шар»: сообщаются какие-то неприятные сведения, и идет наблюдение за реакцией общественного мнения. Если сведения («пробный шар») «проглотили» молча, значит так тому и быть. Если же общественное мнение среагирует отрицательно и активно, тогда данная информация официально опровергается.

4. «Блокирование» информации. Оноосуществляются с помощью двух приемов: замалчивание либо опровержение.

Хорошо срабатывает прием «переключение внимания»: при возникновении нежелательного интереса к чему-либо, искусственно создают другое важное событие, и отвлекают на него внимание общественности.

5. Манипулированиеобщественным мнением – это специальные воздействия на социум, включая и некорректные приемы, с целью изменения общественных оценок в определенном направлении.

Наиболее распространенные приемы манипулирования:

«селекция информации» – специальная подборка сведений;

«предвзятая интерпретация» – субъективные оценки сведений;

«раскрутка» – «мелькание» в новостях и на экране;

«непрямое внушение» – косвенная пропаганда объекта.

Наши рекомендации