Раздел 2. Социально-политические основы конфликтологии

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

И.И. Даниловская

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

"КОНФЛИКТОЛОГИЯ"

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Конфликтология" разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 Психология.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры "Психологии" от 29 августа 2010 г., протокол № 1.

Составитель: ст. преподаватель Даниловская И.И.

Рецензент: к.псих.н., доцент Пищик В.И.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ...................................................................................................... 4

1. Содержание учебной программы .......................................................... 6

2. Учебно-тематический план дисциплины ................................................ 8

3. Тематика семинарских занятий .............................................................. 9

4. Тематика практических занятий ............................................................ 11

5. Типовая контрольная работа ................................................................. 12

6. Рекомендуемая литература .................................................................... 13

7. Контрольные вопросы ........................................................................... 14

8. Темы для самостоятельного изучения ................................................... 15

9. Рейтинговая система оценки и контроля знаний студентов .................. 16

9.1 Общее построение рейтинговой системы и шкала оценки знаний . 16

9.2 Вопросы к рейтингам ....................................................................... 17

Дополнительные упражнения к курсу ....................................................... 18

Введение

Конфликтология как наука аккумулирует междисциплинарные знания в области общественных отношений и необходима для использования в структуре высшего образования всех специальностей, так как она способствует формированию социально-психологического мировоззрения, а также развитию системного мышления студентов.

Программа ориентирована не только на изучение психологических основ общественных отношений, но и на изучение природы человеческих взаимоотношений в целом.

Целью дисциплины "Конфликтология" является формирование у студентов адекватного представления о возможностях практического применения основных положений психологии личности и социальной психологии в сфере общения и межличностного взаимодействия в конфликтной ситуации.

Задачи курса:

- дать студенту достаточно полное представление о роли и сущности конфликта, о конфликтологии как комплексном научно-исследовательском направлении, о процессе конфликтного взаимодействия в современном обществе, об источнике и субъектах конфликта, о психологическом разрешении различного рода конфликтных ситуаций, о способности их своевременного урегулирования;

- помочь студенту овладеть конкретными знаниями в области конфликтологии, освоить структуру и возможности системного и прикладного обеспечения эффективной работы с людьми;

- помочь получить практические навыки работы в условиях конфликтных ситуаций и их устранения.

Программа изучения дисциплины включает в себя лекционные, практические, семинарские и индивидуальные занятия, а также самостоятельную работу студентов.

Лекционные занятия предназначены для обеспечения теоретического осмысления и обобщения студентами с помощью преподавателя сложных разделов курса, которые освещаются в основном на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинара, либо в виде практических работ по заранее известной тематике. Большинство практических занятий проводится в виде тренингов и деловых ситуационных игр. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Практические занятия предусматривают использование активных методов обучения, среди которых наиболее эффективными являются тренинговые занятия и ролевые игры, также студенты могут получить практические навыки работы психолога с конфликтами при решении качественных психологических задач.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед преподавателем.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем дидактическим материалам.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Методологические основы конфликтологии.

Основные понятия и определения конфликтологии. Конфликтология как научная дисциплина. Основные направления разработки теории конфликта. Методология и методы конфликтологии. Конфликт как социальный феномен. Конфликт и социальное противоречие. Структура и функция конфликта. Типология конфликтов. Условия и причины возникновения конфликта, его динамика. Детерминация конфликта. Возникновение конфликта, его развитие и завершение.

Раздел 2. Социально-политические основы конфликтологии.

Современный социальный конфликт. Социальный конфликт в современной России. Политический конфликт как вид политических отношений. Типология политических конфликтов. Закономерности политического конфликта. Модификация политического конфликта в России.

Международный политический конфликт. Психология урегулирования конфликта в странах Запада (США, Англия, Германия, Франция, Италия) и в России. Психология сотрудничества.

Специфика и типы национального конфликта. Природа национального конфликта. Специфика внутренних национально-этнических конфликтов в России. Особенности правового конфликта. Способы разрешения правового конфликта государством.

Наши рекомендации