Список использованных источников. Оформление курсовой работы
Оформление курсовой работы
Курсовая работа представляет собой систематизированное изложение результатов собственно теоретического и эмпирического исследования. В связи с этим при написании работы особое внимание следует уделять определению основных понятий, последовательности изложения материала, выделению собственных и заимствованных суждений, аргументированности выводов, корректности формулировок. Необходимо учесть требования к правильному оформлению некоторых разделов (оглавления, выводов, библиографии), к особенностям представления текста (нумерация страниц, интервалы, выделение заголовков и т.п.).
Структурными элементами курсовой работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.
Титульный лист
Титульный лист курсовой работы должен содержать:
· полное наименование федерального агентства, вуза, института, кафедры, где выполнена работа;
· статус работы и название конкретной учебной дисциплины: по которой выполняется курсовая работа (в данном случае педагогическая психология);
· название темы курсовой работы;
· сведения об авторе (Ф.И.О. студента, номер группы);
· сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должность преподавателя, ученое звание).
· строка для проставления оценки;
· год написания, город.
Содержание
Содержание должно включать в себя перечень структурных элементов курсовой работы с правильным указанием страниц, с которых начинаются главы, параграфы и другие самостоятельные части текста. Названия разделов в оглавлении должны точно совпадать с заголовками в тексте.
Введение
Введение характеризует социальную значимость и научную актуальность темы. Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, отразить причину исследовательского интереса к ней, сформулировать научную проблему, показать степень ее разработанности в отечественной и зарубежной науке, раскрыть цели и задачи работы; описать теоретические и методологические основы работы, определить объект и предмет, сформулировать гипотезу исследования.
Основная часть
Основное содержание работы располагается в главах между введением и заключением. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких (двух-трех) глав.
Первая глава по содержанию представляет собой теоретическую часть, которая должна иметь свой заголовок. В этой главе имеет смысл остановиться примерно на следующих аспектах изучаемого психолого-педагогического явления:
· обозначение проблемы или группы проблем, рассматриваемых педагогической психологией по данному вопросу;
· определение основных понятий;
· история изучения, основные взгляды на явление в педагогической психологии и, возможно, в других отраслях психологии, других науках;
· функции явления;
· виды явления;
· структура явления;
· связь с другими явлениями;
· формирование и развитие явления (факторы, условия, механизмы, этапы);
· проявления явления и т.п.
Предложенная схема дана лишь для ориентировки и окончательная структура первой главы будет зависеть от выбранной темы, наличия и доступности литературы, структуры работы в целом.
При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования: цитируемый текст приводится точно, без искажений, пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием; текст берется в кавычки, затем в скобках указывается фамилия автора, номер в списке литературы и страница.
Вторая глава обычно имеет название "Эмпирическое изучение …" и посвящается изложению цели, задач, объекта, предмета, методов исследования, включая статистические. Гипотезы исследования, если они имеются у автора, излагаются также в этой части после описания задач исследования. При описании методов и методик исследования следует иметь ввиду, что хорошо известные и многократно описанные в литературе диагностические методики можно изложить кратко, сославшись на соответствующие библиографические источники, тоже касается общеизвестных методов статистической обработки.
В подробном описании нуждаются методы и методики, которые не являются общеизвестными, представляют собой модификации или адаптированные варианты стандартных методик либо разработаны специально для данного исследования.
Затем представляется изложение и анализ экспериментальных данных, полученных в ходе исследования. В этой части работы следует поэтапно, согласно поставленным задачам, представить результаты исследования и собственную интерпретацию полученных данных с графическим представлением полученных результатов.
Для решения задач поставленных в исследовании очень редко бывают важны "сырые" данные, представляющие первичную обработку полученных результатов (таблицы первичной обработки данных помещаются в приложение). Наибольший интерес представляют обобщенные данные, для получения которых прибегают к математическим и статистическим операциям: расчет средних показателей, процентных соотношений, коэффициентов корреляции и т.п., именно эти значения следует отражать в сводных таблицах и демонстрировать в графиках и диаграммах.
Анализ экспериментальных данных должен обязательно завершаться выводами.
Один из параграфов может быть посвящен освещению возможных способов развития и коррекции исследуемого психолого-педагогического явления.
Заключение
Заключение содержит краткое изложение всей работы и изложение собственных мыслей в связи с представленной в работе проблемой. Можно остановиться на основных результатах, полученных в ходе работы, представить перспективы дальнейшей работы, над проблемой, сформулировать некоторые рекомендации.
В целом можно сказать, что введение и заключение выполняют функцию некой смысловой рамки основной части работы: введение предваряет знание, а заключение демонстрирует новую качественную ступень в понимании проблемы.
Список использованных источников
После заключения в текст работы помещают список использованных источников, который составляется в алфавитном порядке. В список литературы могут быть включены только те источники, которые использовались при написании курсовой работы или на которые есть ссылки в тексте (словари, периодические издания, тезисы, научные статьи, монографии и т.д.). Список литературы должен включать не менее 15-17 источников в полном библиографическом описании. Помимо традиционных бумажных носителей, среди которых рекомендуется использование словарей, учебных пособий, журналов, сборников научных статей и т.п. возможна работа с электронными ресурсами информационной сети Internet, ссылка на которые также оформляется в библиографическом списке.
Опыт показывает, что работа не может представлять научного интереса, если:
· при ее написании использовалось недостаточное количество литературы (например, 5-6 источников);
· использованная литература включает в себя преимущественно учебники (например, 4 из 7);
· работа построена на научно-популярной литературе;
· в работе не представлены современные взгляды на проблему, т.е. большая часть использованных первоисточников относится к периоду 60-х –
80-х годов.
Приложения
В конце работы при необходимости помещается раздел Приложения. В него должны быть включены тексты методик, схема-план наблюдения, текст стандартизированной беседы, характеристики отдельных испытуемых, статистические таблицы, таблицы "сырых" значений и другой материал, проясняющий или подтверждающий отдельные фрагменты исследования.
Каждый самостоятельный материал озаглавливается и помещается в отдельное приложение, присваивается порядковый номер. Например, "Приложение 1. Модифицированный вариант методики…", "Приложение 2. Таблица "сырых" значений…". Необходимо следить, чтобы в тексте работы обязательно были ссылки на соответствующее приложение.
Курсовая работа выполняется на белой бумаге формата А4 (297х210 мм) на одной стороне листа, оборотная сторона остается чистой. Стандартный лист печатается через 1,5 на компьютере с полями слева не менее 3 см, справа не менее 1 см, сверху и снизу не менее 2 см. На листе 28-30 строк.
Все страницы нумеруются. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер "1" на нем не ставится. Таким образом, первым напечатанным номером, будет номер "2" на втором листе работы, на котором помещается содержание. Текст работы начинается на третьей странице (листе). Номера страниц проставляются внизу листа в средней его части. Заголовки следует располагать симметрично к тексту, расстояние между заголовком и текстом составляет 2 интервала.
Оформленная курсовая работа должна иметь переплет, рекомендуемые формы переплета: пластиковый переплет, папка со скоросшивателем или другая специальная папка.
Особое внимание следует обращать на оформление таблиц и рисунков, сопровождающих основной текст. Они обязательно снабжаются заголовками. Заголовки таблиц обычно располагаются над таблицей слева, без абзацного отступа, в одну строку с ее номер через тире.
Таблица 1 – Средние значения показателей локуса контроля у подростков
Локус контроля | 1-я группа | 2-я группа | ||||
X | σ | Уровень выраженности | X | σ | Уровень выраженности | |
Экстернальный | 7,333 | 2,51 | средний | 8,000 | 1,41 | средний |
Интернальный | 15,66 | 2,51 | высокий | 15,00 | 1,41 | высокий |
Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы и пр.) именуются рисунками. Все рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию, сквозную для всего текста курсовой работы. Слово «Рисунок» и название помещаются под рисунком.
Таблицы и рисунки могут быть помещены в текст только после соответствующей ссылки типа "См. таблицу 1" или "данные … отражены в таблице 1" или "…это наглядно продемонстрировано на графике (рисунок 1)".
Темы курсовых работ
Тема выбирается в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки (студенческого билета). Из возможных трех тем студент самостоятельно выбирает одну. После каждой темы дан ориентировочный перечень возможных методов для эмпирического изучения проблемы. Студент может использовать методы не указанные в списке после согласования их с научным руководителем.
Последняя цифра | ||||||||||
Возможные темы | 1, 11, 21 | 2, 12, 22 | 3, 13, 23 | 4, 14, 24 | 5, 15, 25 | 6, 16, 26 | 7, 17, 27 | 8, 18, 28 | 9, 19, 29 | 10, 20, 30 |
1. Подготовка ребенка к обучению в школе.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, комплекс методик Гуткиной Н.И. (1993, 1996, 2002) «Сказка», «Внутренняя позиция школьника», «Домик», «Да и нет», «Сапожки», «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейен, Н.И. Гуткина), «Звуковые прятки».
2. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика структуры учебной мотивации школьника, типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова), самооценка мотивационных состояний школьника (О.С. Гребенюк), диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов.
3. Психологические особенности развития памяти в процессе обучения.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, определение объема кратковременной зрительной памяти (Р.С. Немов), оценка оперативной зрительной памяти (Р.С. Немов), оценка объема кратковременной слуховой памяти (Р.С. Немов), диагностика опосредованного запоминания (Р.С. Немов).
4. Психологические особенности развития внимания в процессе обучения.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, определение продуктивности и устойчивости внимания, оценка распределения внимания, оценка переключения внимания, определение объема внимания (кольца Ландольта).
5. Психологические особенности развития воображения в процессе обучения.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Скульптура» (Р.С. Немов).
6. Психологические особенности развития мыслительной деятельности в процессе обучения.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, матрицы Равенна, «Логико-качественные отношения», методика «Закономерности числового ряда», изучение интеллектуальной лабильности личности, методика «Исключение понятий».
7. Развитие познавательной сферы учащихся в учебной деятельности.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, интеллектуальный тест Айзенка, краткий ориентировочный тест (КОТ), школьный тест умственного развития (ШТУР).
8. Роль игры в развитии творческих способностей учащихся.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий), диагностика творческого мышления (Гилфорд, Торренс), диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник), самооценка творческого потенциала личности, диагностика уровня невербальной креативности.
9. Психологические особенности формирования умений самоорганизации учебной деятельности.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение самооценки способностей к самоуправлению (В.И. Андреева), определение саморегуляции учебно-профессиональной деятельности (В.И. Моросанова), диагностика особенностей самоорганизации – ДОС 39 (А.Д. Ишков).
10. Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, семантический дифференциал (Ч. Озгуд), методика личностного дифференциала, диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутушкин, А.С. Чернышев).
11. Конфликты в процессе педагогического взаимодействия.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев), диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас), диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко).
12. Профессиональное самоопределение старшеклассников: мотивы выбора профессии.
Примерные методики для эмпирического изучения: анкетирование, беседа, определение профессионального типа личности (Дж. Голланд), дифференциальный диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климов), опросник профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова).
13. Развивающее обучение и его роль в формировании личности учащихся.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, сравнительный эксперимент, диагностика познавательной сферы.
14. Психологическая характеристика проблемного обучения, особенности развития познавательной сферы учащихся.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, эксперимент, диагностика познавательной сферы.
15. Основные тенденции развития современных образовательных парадигм.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, анкетирование, нарративные методы.
16. Неуспевающие школьники: причины и пути коррекции.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, исследование мотивов, отношений и трудностей в обучении, изучение познавательных затруднений.
17. Роль семьи в процессах обучения и воспитания.
Примерные методики для эмпирического изучения: анализ документов, наблюдение, беседа, тест родительского отношения (Я.А. Варга, В.В. Столин), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним», шкала степени отверженности ребенка в семье.
18. Коммуникативная культура педагога и ее психологические составляющие.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), диагностика эффективности педагогических коммуникаций (А.А. Леонтьев), определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г.Я. Розен).
19. Стили педагогической деятельности и их психологическая характеристика.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, беседа, интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности педагога (Н.П. Фетискин), шкала «Эффективности педагогического стиля» (Н.А. Аминов, Н.И. Шелихова), диагностика стилей педагогического общения, определение манипулятивного отношения (шкала Банта).
20. Индивидуально-психологические особенности педагога как фактор становления личности учащихся.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, эксперимент, анкетирование, методика многофакторного исследования личности (Р. Кеттел).
21. Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, определение профессиональных деформаций, диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон), определение психического выгорания (А.А. Рукавишников).
22. Педагогические способности, их предпосылки и особенности развития.
Примерные методики для эмпирического изучения: биографический метод, беседа, наблюдение, метод экспертных оценок, опросник педагогической одаренности (Г.И. Руденко).
23. Педагогическая фасилитация.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, диагностика уверенности в себе (В.Г. Ромек), изучение эмпатических способностей (А. Меграбиан), нарративные методы.
24. Рефлексия в профессиональной деятельности педагога.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, биографический метод, диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова), самооценка уровня онтогенетической рефлексии, определение уровня субъективного контроля (Дж. Роттер).
25. Толерантность в образовательном пространстве.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, беседа, диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), диагностика принятия других (шкала Фейя), диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии.
26. Оценка и ее психолого-педагогические особенности.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анализ продуктов деятельности, анкетирование, метод экспертных оценок, самооценка тревожности (Ч. Спилбергер).
27. Профессиональная направленность личности педагога.
Примерные методики для эмпирического изучения: анкетирование, наблюдение, диагностика социально-психологических установок личности (О.Ф. Потемкина), изучение педагогической центрации, диагностика эмоциональной направленности личности, диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, Н.П. Фетискин).
28. Психология обучения: гендерный аспект.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, констатирующий эксперимент, метод экспертных оценок, опросник мускулинности – феминности (С. Бэм), фрайбургский личностный опросник (FPI).
29. Психологические особенности обучения взрослых.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, диагностика интеллектуальной лабильности, краткий ориентировочный тест (КОТ), тест структуры интеллекта (Амтхауэр).
30. Психология сотрудничества в образовательном процессе.
Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, нарративные методы, диагностика ориентационных стилей профессионально-деятельностного общения, определение стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко).