Деятельности органов внутренних дел

Лекции – 4 часа

Семинары – 4 часа

Практические занятия – 10 часов

Содержание темы.Основные подходы и концепции теории личности. Понятие личности и ее психологические признаки. Соотношение понятий «человек» - «индивид» - «личность» - «индивидуальность».

Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности. Направленность личности и учет ее особенностей в сфере права. Характеристика потребностей. Мотивы. Мотивационные детерминанты правового поведения. Интересы и их учет в правовой оценке поведения. Темперамент и особенности его влияния на формирование черт личности, в том числе влияющих на правопослушное поведение. Описательная характеристика типов темперамента. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности.

Характер, критерии его оценки в юридически значимых ситуациях. Акцентуации и их возможный криминогенно опасный характер проявления. Типы акцентуаций характера, их влияние на выбор поведения в сфере правопорядка. Способности. Психологические особенности личности преступника (правонарушителя).

Психологические проблемы антиобщественного поведения подростков. Типология личности подростка, допускающего антиобщественное поведение. Психологический механизм антиобщественного поведения подростков. Психические аномалии, не исключающие вменяемости, и личность преступника.

Методические указания. Приступая к изучению данной темы, следует четко уяснить основные категории: человек, индивид, личность, индивидуальность; среди которых человек - самое широкое понятие, включающее в себя все остальные. Необходимо вычленить понятие личности и проанализировать соотношение его со смежными категориями, обращая внимание, прежде всего, на общественно-историческую обусловленность личности. В данном понятии фиксируются социальные качества человека, степень его включенности в системы социальных отношений.

Изучая психологическую структуру личности, следует уяснить, что существует огромное количество разнообразных теорий о структуре личности, как зарубежных, так и отечественных (З.Фрейд, К.Г.Юнг, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев и др.). В целом, структура личности включает в себя три основные стороны:

- психологическая сторона – психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

- мировоззренческая сторона – мировоззрение, моральный облик, нравственный облик.

- социально-психологическая сторона – отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции, социальные установки.

Наиболее распространенной в юридической психологии является концепция К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности и включающая в себя следующие подструктуры:

1) подструктура направленности;

2) подструктура опыта;

3) подструктура психических форм отражения;

4) подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств.

Особое внимание необходимо обратить на характеристику направленности личности (потребности, мотивы, интересы, установки, идеалы, убеждения, цели, ценностные ориентации, мировоззрение), ибо в ней содержатся основные моральные регуляторы поведения человека.

Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо. При этом потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни. Выделяют несколько видов потребностей: материальные, социальные, духовные. С потребностями личности тесно связаны мотивы. Это те внутренние силы, которые побуждают личность к определенной деятельности. Это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Качественно особыми мотивами личности являются интересы. Это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Интересы могут быть различных видов: действенные, недейственные, устойчивые, неустойчивые, непосредственные, опосредованные, глубокие, поверхностные, сильные, слабые, активные, пассивные. Это необходимо знать сотрудникам правоохранительных органов, поскольку именно устойчивый, глубокий интерес к чему-либо побуждает индивида либо к определенной общественно полезной, либо к противоправной деятельности.

Изучая материал о темпераменте человека, необходимо уяснить вопрос о природной основе различных темпераментов - типологических свойствах высшей нервной деятельности (учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности). Следует помнить, что темперамент характеризует динамику протекания психологической деятельности человека (скорость, силу, эмоциональность реакции).

Рассматривая материал о характере, необходимо уяснить, что это система отношений личности, проявляющаяся в типе ее поведения. Отношения могут быть нескольких видов: отношения к деятельности, отношения к другим людям, отношения к себе, отношения к окружающему миру. Характер зависит от направленности личности и выступает в индивидуально обобщившихся способах поведения. Характер формирует индивидуальный стиль поведения. Важным является вопрос о формировании характера и способах его коррекции, а также вопрос о типах характера. Особую важность в правовом отношении имеет понятие акцентуаций характера, как крайних вариантов нормы, поскольку некоторые типы акцентуаций лежат в основе дезадаптивного типа личности. При изучении акцентуаций крайне важно уяснить понятие «места наименьшего сопротивление» и различные виды акцентуаций характера. В частности те, которые могут представлять наибольший интерес для правоохранительной практики: гипертимный, неустойчивый, циклоидный, сенситивный, психастенический, эпилептоидный и др.

При изучении материала о способностях, в первую очередь, необходимо уяснить взаимосвязь способностей и задатков (врожденных анатомо-физиологических и психических особенностей), обратив внимание на формирование способностей в процессе деятельности.

Социальные качества личности полнее раскрываются при содержательной характеристике ролей, статусов, позиции. Особое внимание следует обратить на баланс ролей и статусов (как функции и места в иерархии отношений), что позволяет человеку не просто самореализовываться, но и обеспечивает выживание в социуме.

В правовом отношении изучение данной темы тесно связывают с изучением личности преступника, то есть личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления. Таким образом, понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Наиболее характерными общими психологическими чертами преступника являются:

- плохая адаптация;

- общая неудовлетворенность своим положением в обществе;

- импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантильности;

- значение нравственно-правовых норм для них занижено;

- оценка социальной ситуации делается исходя из личных переживаний;

- нарушения в сфере общения: трудность в установлении контактов, неумение встать на точку зрения другого и посмотреть на себя со стороны, отсюда низкая возможность адекватной ориентации провоцирует аффективные идеи и формирует замкнутость, агрессивность, подозрительность.

Весьма актуальным при изучении данной темы также является вопрос о психических аномалиях, не исключающих вменяемость. Это расстройства личности, поведения человека, не достигшие болезненного, психотического уровня, но которые ввиду определенных личностных изменений могут способствовать отклоняющимся формам поведения. Одним из видов психических аномалий являются психопатии, поскольку у психопатизированных личностей имеется целый комплекс эмоционально-волевых, интеллектуальных особенностей, благодаря которым внешние факторы среды еще более способствуют совершению им противоправных действий. Основные виды психопатий, наиболее значимые для юридической практики: возбудимая, истероидная, тормозимая.

Отдельный вес имеет рассмотрение проблем антиобщественного поведения подростков. Это связано с тем, что структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Известно, что преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Анализ их преступного поведения позволил выделить 4 типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является:

1) случайным и противоречит общей направленности личности;

2) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным;

3) результатом общей отрицательной ориентации личности, обуславливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения;

4) результатом преступной установки личности.

Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. Отсюда одним из важных вопросов становится рассмотрение основных психологических признаков, характеризующих трудных подростков.

Вопросы к семинару №1:

1. Основные подходы и концепции теории личности.

2. Понятие личности и ее психологические признаки.

3. Психологическая характеристика направленности личности. Влияние направленности на выбор личностью вариантов поведения в сфере правопорядка.

4. Социально-психологическая оценка конформизма личности.

Доклады: «Реакции акцентуированных личностей в экстремальных ситуациях». «Теория личностных черт в работах Г. Айзенка и Р. Кеттелла».

Вопросы к семинару №2:

1. Основные компоненты психологической структуры личности.

2. Социально-правовое содержание психологических свойств и качеств

личности как объекта познания в сфере правоохранительной деятельности.

3. Характер как свойство личности. Основные черты характера, необходимые в профессиональной деятельности следователя.

4. Понятие, структура личности преступника.

Доклады:«Психология преступного поведения».

«Психология преступной агрессии».

Наши рекомендации