Механизмы и причины проявления страхов у детей младшего школьного возраста
Проявления страха происходит на интуитивном уровне у человека. Механизмы проявления страха на уровне рефлекторном. Психологи отмечают различные причины страхов .
К. Изард подразделил причины страха на внешние и внутренние.
А. С. Зобов все опасности вызывающие страх разделил на три группы.
1. реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности;
2. мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию;
3. престижные угрожающие поколебать авторитет.
И так возникает вопрос как же возникает страх у детей ,и каковы основные причины возникновения страха ? Многие психологи ,утверждают что страх у ребёнка может возникнуть ещё в период внутриутробного развития ( угроза выкидыша). Так же не малую важную роль оказывает само протекание родов . В дальнейшем такой ребёнок ,будет более чувствителен , будет более более глубже и острее ощущать страх. Ведь причинами развития страха а в дальнейшем уже закрепленной фобией ,могут послужить этому разные события .
Страх – одно из ранних чувств ребенка и предшествует его знакомству с предметами, их вредными и опасными свойствами [30].
И так всё таки какие причины проявления страха , ученые ,психологи , и просто люди которым интерестна эта тему выделяют, много причин и все они по-своему разные , но что то их объединяет , и так назову е которые по- моему мнению были более достоверны фактами :
1)Врождённые страхи
2) Внутрисемейные отношения (конфликты ,разногласия ,взаимодействия с членами семьи и .т.д)
3)Социальное взаимодействие ребёнка с окружающими (со взрослыми, окружающая обстановка, внушение со стороны )
4)Социальное взаимодействие со сверстниками
5)Расстройства психики
6)Собственная фантазия
И так рассмотрим каждый пункт отдельно ,начнём со второго пункта он пересекается с первым ,тем что внутрисемейные отношения могут способствовать развития невротической личности: семейные конфликты , отсутствие одного из родителей ,позднее рождение. В таком случае ребёнок приобретает такие качества которые свойственно ему не нужны. Все дети очень чувствительны к конфликтам между родителями , особенно дети младшего школьного возраста они особенно остро воспринимают (переживают )конфликты между родителями . Конфликты между родителями влияет на психику ребёнка , и в этот момент у него возникает страх потерять одного из родителей или быть причиной этого конфликта . Девочки, более эмоционально ранимы, и острее, чем мальчики воспринимают отношения в семье [43]. У девочек младшего школьного возраста не только больше страхов, чем у мальчиков, но их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и, прежде всего, с ее эмоциональной сферой [48]. Так же на количество страхов влияет и состав семьи .У детей младшего школьного возраста количество страхов в неполных семьях больше , это подчёркивает особу. Чувствительность разрыва в этом возрасте . Ведь дети 7 лет в это время хотят идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца как представителя мужского пола, а девочки – на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. И если у мальчиков отсутствие отца и защиты с его стороны, как и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее, от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью [11].
Ребенок боится потерять мать из поля зрения и в прямом смысле слова держится за ее юбку. Он постоянно ожидает какого-либо страшного «события»: внимательно вглядывается в лица незнакомых людей, не подпускает к себе посторонних, прячется за мать, плачет при резких звуках, боится заводных игрушек, а также игрушек мычащих, пищащих, шуршащих. Особый страх могут вызвать игрушки прыгающие, хлопающие крыльями, с загорающимися глазами, маски, передающие характерные эмоциональные состояния (боль, страх, сарказм), а также имеющие утрированные части лица (большие глаза, растянутый зубастый рот, высунутый язык, большой нос, неестественно торчащие уши и т.п.)
В научно-методической литературе выделяются социально-культурные и психологические предпосылки развития страха [26, с.44]. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга -- это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно - логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с при-ходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.
Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах -- это путь от страха к тревоге, о которой можно уже говорить в старшем дошкольном возрасте и которая как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте.
В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте -- страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет -- страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка [10].
Глава 2