Пед характеристика детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (6—10 лет). В шестилетнем воз­расте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пережи­вают период второго округления: у них по сравнению с преды­дущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность вы­полнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полуша­рий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетичес­кая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможе­ния: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школь­ники в высокой степени возбудимы. Повышается точность ра­боты органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мус-кульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преиму­щественно проходит в процессе обучения. Немаловажное зна­чение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной дея­тельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчи­востью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспри­нимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность вос­приятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенси­руются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опи­раясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьни­ков целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюда­тельность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недоста­точно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мо­тивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напо­минал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на пер­вых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышле­ние ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школь­ный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с от­носительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функ­циями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Ис­следования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и мето­дов обучения, методики организации познавательной деятель­ности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения про­является не только в том, что значительно обогащается словар­ный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключи­тельно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школь­ника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой плас­тичностью, которая позволяет ему легко справляться с задача­ми дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений до­школьник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкрет­ный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют рас­порядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самокон­троля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рацио­нальной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы со­циальных чувств, формируются навыки общественного поведе­ния (коллективизм, ответственность за поступки, товарищест­во, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предо­ставляет большие возможности для формирования нравствен­ных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склон­ность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирова­ния высокоморальной личности. Основы нравственного пове­дения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производитель­ный труд, значение которого в формировании социальных ка­честв личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выпол­няют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрос­лым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляются ини­циативность, самодеятельность, соревновательность самих ре­бят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига­тельную активность — все это должно удовлетворяться в ра­зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Наши рекомендации