Психологическая характеристика типов темперамента

Для сангвиникахарактерна малая чувствительность, повышенная реактивность, большая импульсивность, энергичность, быстрота ума, быстрый темп речи и движений, высокая работоспособность. Чувства легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. Сангвиник легко приспосабливается к новым условиям, быстро входит в контакт с людьми, общителен. Он жизнерадостен, охотно берется за живое дело, развивает кипучую деятельность, но может остыть, если это дело кропотливое, требующее терпения.

Положительные стороны: хорошо контактирует с людьми, деятелен, из него можно воспитать хорошего организатора, податлив к воспитанию, но в присутствии товарищей. Отрицательные стороны: неустойчивое настроение, опрометчивость решений, с трудом воспитываются волевые качества. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается легкомысленное отношение и непостоянство.

Сангвиник-ученик на уроке излишне подвижен, легко отвлекается, словоохотлив, типична поспешность в выполнении заданий, мимика и речь выразительны. По отношению к нему надо чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль.

Ухолерикамного общего с сангвиником. У него малая чувствительность, высокая реактивность, но он менее пластичен, более ригиден, медленнее перестраивается в новой деятельности, обстановке, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Это взрывная натура, отличающаяся повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, раздражительностью. Для него характерна цикличность в активности, в смене настроения. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, в аффективности.

Положительными чертами его является прямолинейность, в критические минуты - решительный напор, трудоспособность. Отрицательные черты: обижается по пустякам, возможны нервные срывы.

Педагогу следует учитывать, что для холерика нужны самовоспитание и воспитание наедине. Требуется вырабатывать тормозные механизмы, переключение внимания; опасно захваливать, так как он сам склонен переоценивать себя. Учитывая силу его нервной системы, педагог может резко воздействовать на него.

Флегматикотличается малой чувствительностью, малой реактивностью и импульсивностью, медленным протеканием психических процессов, бедной мимикой и пантомимикой. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, терпелив и выдержан, не склонен к аффектам. По выражению И.П. Павлова, «это труженик жизни». Остается спокойным в трудном жизненном положении. При наличии сильного торможения ему нетрудно придерживаться режима; солиден, не тратит напрасно сил. Рассчитав свои силы, доводит дело до конца, может выполнять дело, требующее длительного напряжения, проявляя усидчивость, устойчивое внимание и терпение. Флегматик в меру общителен, ему свойственно постоянство в отношениях, но характер недостаточно гибок. Положительные или отрицательные черты у него зависят от условий: в одних возникают положительные черты – выдержка, глубина мыслей и т.д., в других – вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

В педагогической практике необходимо учитывать инертность и малоподвижность флегматика. Он быстро теряется при ответах (поэтому не следует на него давить), не успевает за всеми, отстает в работе (давать больше времени на работу и ответ), долго вживается в коллектив.

Умеланхоликасамая высокая чувствительность, впечатлительность, малая реактивность и импульсивность, реакции часто не соответствуют силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение, может затормаживаться по механизму запредельного торможения. Ему трудно на чем-то сосредоточиться. Обидчив, но внутренне и внешне это мало проявляется. Мимика и пантомимика не выразительны. Меланхолик не энергичен, ригиден, очень интровертирован, быстро устает. По выражению И.П. Павлова, «явно тормозной тип». Каждое явление жизни становится для него тормозящим; ни на что хорошее он не надеется, ожидает лишь плохое и опасное, испытывает страх перед новой обстановкой, смущается при контактах с новыми людьми, отношения в коллективе налаживаются с трудом. Слабость процессов возбуждения и торможения приводит к тому, что он деятелен. В нормальных условиях жизни меланхолик – человек глубокий, содержательный, отличается большой тактичностью, может прекрасно справляться с жизненными проблемами. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, необщительного, боязливого, тревожного человека.

В педагогической практике у таких детей необходимо формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечанием «хорошо», «молодец» и т.п.), не спрашивать новый, только что усвоенный материал, осторожно оценивать их неудачи (они очень болезненно относятся к ним), стараться не отвлекать внимания, создавать спокойную обстановку и пр.

Тип высшей нервной деятельности как физиологическая основа темперамента человека относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Темперамент в значительной степени зависит от условий жизни, у него большая вариативность, чем у ВНД, он не жестко предопределен одним типом ВНД. Тип ВНД может давать разные свойства темперамента. Свойства темперамента, как и другие психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или нет в зависимости от ряда условий. Это ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут в разных условиях проявлять очень сходные и даже тождественные психические особенности: например, сдержанность, но у одних она является проявлением слабости возбуждения (нечего сдерживать), а у других – проявлением силы торможения. И, наоборот, в одинаковых условиях люди различного темперамента могут проявлять прямо противоположные особенности.

Возможна маскировка темперамента, когда темперамент проявляется неадекватно самому себе. Он может маскироваться:

- возрастными особенностями, которые перекрывают индивидуальные качества;

- мотивами и мотивацией;

- условиями жизни и воспитанием;

- ситуацией (болезнь, конфликты, существенные события жизни).

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако его свойства могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности.

Особенности свойств нервной системы, типа ВНД и темперамента человека выступают не в эффективности, а в своеобразии способов деятельности. Имеется много исследований, показывающих разный стиль деятельности, проявляющийся в учебной, профессионально-трудовой деятельности, а также в поведении при напряженных и стрессовых ситуациях [4; 15 и др.].

Под индивидуальным стилем понимается система операций деятельности, значимо связанная с определенными нейро- и психодинамическими свойствам и наиболее эффективная для достижения объективно ценного результата.

С одной стороны, он основывается на максимальном использовании человеком положительных сторон свойств нервной системы, а также задатков и способностей, а с другой, на выработке и применении специальных приемов, компенсирующих недостатки индивидуальных свойств нервной системы человека.

Психологическая характеристика типов темперамента - student2.ru

Рис. 5. Два основных измерения личности (по Айзенку)

Психологическая характеристика типов темперамента - student2.ru

Психологическая характеристика типов темперамента - student2.ru

Психологическая характеристика типов темперамента - student2.ru

Психологическая характеристика типов темперамента - student2.ru

Рис.6. Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу

Изучение темперамента в современной отечественной психологии проводится В.М. Русаловым на основе новой концепции свойств нервной системы, которая позволяет дать новую трактовку свойств темперамента*. Она заключается в следующем [12, с. 335-336]. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений, исполнения и обратной связи), В.М. Русалов выделил четыре связанных с ними свойства темперамента, отвечающих за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия, с его акцептором. В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению ученого, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

* См.: Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т.Ю. №1.

По мнению В.М. Русалова, темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств» [см. там же, с. 12].

Литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. С, 234-256.

2.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. С. 62-102.

3.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

4.Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964. С. 3-33, 156-223, 254-276.

5.Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.

6.Немов Р.С. Психология: В 2 т. М., 1994. T.I. С. 332-341.

7.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 401-418.

8.Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.И. Романова. МГУ, 1982. С. 148-171.

9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. II. С. 211-235.

10.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. С. 19-141, 162-227.

11.Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1977. С. 320-338.

12.Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986. С. 55-69.

План-задание для самостоятельной работы

1.Проведите самозачет, определив следующие понятия: активность, динамичность, интроверт, концентрированность, лабильность, меланхолик, пластичность, подвижность, реактивность, ригидность, сангвиник, сензитивность, сила нервной системы, темперамент, тип высшей нервной деятельности, уравновешенность, флегматик, холерик, экстраверт.

2. Изобразите схематично три отечественные научные школы, изучавшие физиологические основы темперамента, и опишите их особенности.

3. Поведите экспериментальное обследование трех учеников вашего класса: подвижного, медлительного и уравновешенного. Установите и опишите: как быстро они включаются в занятия после перерыва, каков темп их речи, быстрота возникновения эмоциональной реакции и ее внешнее проявление; в каком темпе они работают, доводят ли начатое до конца. Сделайте выводы о преобладании у испытуемых черт того или иного темперамента и сформулируйте рекомендации по особенностям работы учителя с холериками-сангвиниками, флегматиками, меланхоликами?

4. Для выявления силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов проведите следующий эксперимент. Группе учащихся предложите прочитать небольшой текст, записать его по памяти, подчеркнуть подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя, определение – волнистой линией, дополнение – пунктиром, обстоятельство – точками.

В процессе выполнения задания обратите внимание на двигательную активность учащихся – присуща им подвижность или медлительность? Наличие торопливости. Кроме того, используйте методику наблюдения за поведенческими реакциями В.Л. Марищук и др.

МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ*

* См. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. С. 52;53.

При изучении типологических особенностей можно делать заключение о силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов на основании поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе профессиональной деятельности и в быту. Оценка производится по 9-балльной шкале.

¿ О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы (у «сильных» -- соответствие закону силы: сильнее стимул – сильнее ответ; у «слабых» при повышении некоторой средней величины стимула наблюдается снижение силы ответа).

В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более низкие пороги чувствительности, длительные переживания при небольших психотравмирующих воздействиях.

Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели: 1) способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности у лиц со слабой нервной системой); 2) умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели; 3) повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности; 4) стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях; 5) способность быстро оправиться и мобилизовать себя в случае неудачи и т.п.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

¿ О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой задержке, по быстроте формирования тонких дифференцировок, поведенческим реакциям, характеризуемым преобладаниям тормозного компонента.

Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели: 1) высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле; 2) сдержанность в поступках, разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию); 3) сдержанность в общении, умение хранить интересные новости; 4) неторопливость в принятии решений; 5) быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой; 6) неторопливость в движениях, речи, скупая пантомимика; медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых и пр.

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

¿ О подвижности нервных процессов (имея в виду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям. 1) преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы (или вида спорта); 2) быстрое освоение нового материала (а иногда и скорое его забывание при отсутствии соответствующих повторений); 3) легкость или активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям; 5) моментальное засыпание и пробуждение; 6) живая речь, мимика, общая подвижность.

Основанием для вовлечения в группы относительно инертных являются противоположные признаки.

5. Для определения различных свойств нервной системы учащихся используйте шкалу оценок Я. Стреляу.

ШКАЛА ОЦЕНОК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ СИЛЫ И ДРУГИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ*

* См. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М, 1982.

Инструкция:Определите по пятибалльной шкале интенсивности каждый из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие).

Цифра 5– самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание этим свойством, напр., движения ученика очень энергичны).

Цифра 3 – средняя оценка, обозначает умеренную интенсивность данного свойства.

  1 2 3 4 5
  1 Способен ли заниматься умственной деятельностью длительное время без перерывов (напр., в течение нескольких часов)?   Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки.   Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления
  2. Способен ли к устойчивой концентрации внимания?   Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий.   Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия.
3. Обладает ли стойкостью перед неудачами? При неудачах перестает заниматься какой-либо деятельностью, плачет, травмируется,порицание демобилизует. При неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности.
  4. Охотно ли выполняет ответственную работу?   Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется.   Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия.
  5. Способен ли работать в неблагоприятных условиях?   Шум, разговоры и пр. мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения.   Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно.
  6. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. Встречающиеся препятствия не отбивают охоты к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех.
  7. Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии посторонних?   В присутствии посторонних смущается, избегает встреч с начальством, не любит посещений класса посторонними людьми.   Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает. воспринимается как естественное событие.
  8. Проявляет ли нервозность перед важным заданием?   Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задачи.   Контрольные работы или экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их, ведет себя как обычно, не нервничает.
  9. Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий?   Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания.   Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий.
  10. Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию?   Легко травмируется под влиянием сильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие.   Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты, смерть близких людей) не выводят из равновесия. Быстро приходит в себя.
       

Процедура

С левой стороны листа бумаги в клеточку пишется список учащихся класса. С правой стороны отчерчивается десять колонок с номером от 1 до 10 и одиннадцатая колонка – для общей суммы баллов.

Каждый ученик оценивается педагогом сначала по первому свойству, затем - по второму и т.д. до десятого свойства. После оценки всех десяти категорий поведения полученные результаты суммируются. Затем школьники ранжируются по набранной сумме баллов – от большей к меньшей и делятся пополам. В первой половине списка будут располагаться учащиеся с более высокими свойствами, во второй – с более низкими свойствами.

Сумма баллов Психофизиологические особенности
Лица с сильной нервной системой и другими высокими показателями
Лица со слабой нервной системой и другими низкими показателями
Лица со средней нервной системой и другими средними показателями
Промежуточные между средними и низкими показателями
Промежуточные между средними и высокими показателями

Полученная на основе предложенной шкалы оценка школьников по выраженности силы нервной системы не имеет абсолютного значения и может быть относительно верной только в пределах данной группы детей.

6. Определите, являетесь ли вы экстравертом или итровертом, а также вашу эмоциональную устойчивость или неустойчивость по тесту-опроснику Г. Айзенка. Выявите преобладающий тип вашего темперамента, применяя методику А. Белова (1971 г.).

Наши рекомендации