Источники умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости

В качестве дополнительных к уже названным источникам умственного развития младших школьников, особенно в треть­ем и в четвертом классах школы, выступают различные виды искусства, средства массовой информации: печать, телевиде­ние, радио. Они расширяют и углубляют кругозор ребенка, улуч­шают его знания, повышают уровень эрудиции и общей культу­ры. Знакомство с изобразительным искусством, включая клас­сическое и современное, углубляет интеллектуально-эмоциональ­ное восприятие мира. Благодаря этому ребенок избавляется от эгоцентрической точки зрения, начинает понимать, что, кроме его собственного восприятия мира, может существовать и иное его видение, другая, отличная от собственной, перспектива. Все это может быть потом перенесено на область личного и делово­го общения с людьми, где способность встать на точку зрения другого человека, понять и принять ее еще более важна, чем в познании мира искусства. Жизненный опыт убеждает, что мно­гие из тех людей, кто обнаруживает отсутствие у себя такой способности, вместе с тем показывают непонимание и непри­ятие современного искусства и нового вообще.

Искусство кино, телевидение расширяют рамки восприятия мира, обогащают его видение за счет того, что благодаря твор­ческой работе сценаристов, режиссеров и исполнителей на эк­раны попадает самое интересное из того, что существует в жизни, наиболее ценное для развития интеллекта и культуры человека. Не вполне правильно поступают те воспитатели и родители, которые ограничивают кино- и телепросмотры детей младшего школьного возраста только передачами, специально предназна­ченными для них, которые большей частью довольно наивны и мало что дают для развития ребенка. «Взрослые» передачи, как правило, лучше развивают детей, специфическим образом воз­действуя на их мысли и чувства. Они порождают у детей вопро­сы, заставляя их думать, расширять свои знания, совершенст­вовать интеллект. Важно, чтобы рядом с ребенком во время просмотра таких передач находился взрослый, готовый дать нуж­ное объяснение, прокомментировать увиденное.

Весьма благотворно на развитии детей младшего школьного возраста сказывается театр. Его восприятие ребенком младше­го школьного возраста сложнее, чем кино или телевидения. В театре одновременно приходится следить за тем, что проис­ходит на сцене, слушать и понимать не всегда отчетливо звуча­щую речь актеров, распределять и переключать внимание. К восприятию театра ребенка необходимо готовить заранее, объ­ясняя ему содержание спектакля, смысл пьесы и многое другое, что делает театральное зрелище психологически развивающим зрителя видом искусства.

Важность театра для развития детей состоит, в частности, в том, что он учит их воспринимать и оценивать людей в реаль­ных жизненных ситуациях.

Дети, которые много читают, обнаруживают большую по­нятливость, более высокий уровень развития интеллекта. Однако легкое, развлекательное чтение, публикации, которые нередко привлекают детей только своими картинками и простенькими, незатейливыми сюжетами, мало что дают для психического раз­вития. Важно с первых классов школы прививать детям инте­рес к серьезной, «взрослой» литературе, учить обращаться за нужными сведениями к различного рода справочникам. Чтение хотя бы по нескольку минут в день должно стать обязательным делом для ребенка, его потребностью, начиная примерно со вто­рого класса школы.

Специфической особенностью детей младшего школьного возраста является то, что в этом возрасте обычно обнаружива­ются первые признаки отставания детей в учении, причем в эти годы отставание еще может быть успешно ликвидировано. Ос­новные причины отставания связаны обычно с обучаемостью и умственным развитием ребенка. Прежде чем обсуждать эти при­чины, важно установить, какой смысл психологи вкладывают в связанные с ним понятия.

Обучаемость детей, по мнению Н.С.Лейтеса*, отличается от уровня умственного развития по ряду следующих признаков. С возрастом в течение жизни человека уровень умственного развития обычно повышается, а обучаемость падает. Обучае­мость ребенка младшего школьного возраста, как правило, выше, чем обучаемость подростка, юноши или взрослого, хотя уро­вень умственного развития последних выше. С возрастом, кроме того, могут происходить качественные изменения умственных возможностей человека, связанные с утратой им некоторых пси­хологических преимуществ предшествующих возрастных периодов жизни. Самый высокий уровень обучаемости обычно на­блюдается в дошкольном и в младшем школьном детстве, по­этому практически очень важно как можно полнее использо­вать обучаемость детей данных возрастов.

* См.: Лейтес Н.С. Проблема соотношения умственного развития и способ­ностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. II. — М., 1981. - С. 164.

Обучаемость разным предметам в каждом возрасте имеет осо­бенности, которые связаны с индивидуальным своеобразием по­знавательных процессов и личности обучаемого. Это должно учи­тываться при подготовке и организации учебной деятельности. Часто встречающейся причиной низкой обучаемости детей млад­шего школьного возраста является их слабая память, плохое за­поминание материала. Существенную отрицательную роль в от­ставании мнемической деятельности младших школьников, по мнению А.А.Смирнова, играет неумение применять способы эф­фективного осмысленного запоминания*. Формирование таких способов должно осуществляться еще в дошкольном возрасте, а в первых двух классах школы следует обратить на них особое вни­мание, предприняв максимум усилий для того, чтобы они были как можно скорее сформированы у детей. От знания этих прие­мов и успешного овладения ими зависит успех учебной деятель­ности и общий уровень психического развития ребенка.

* См.: Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

Было установлено, что между орфографическими ошибками, совершаемыми учащимися III—IV классов, и их оперативной па­мятью существует определенная зависимость; такие ошибки чаще встречаются у учащихся со слабо развитой оперативной памятью. На этой основе был сделан вывод о том, что для повышения орфо­графической грамотности учащихся необходимо развивать их опера­тивную память с помощью специальных упражнений на уроках языка.

Важным условием, определяющим результативность запоми­нания, являются особенности внутренних когнитивных струк­тур. Запоминание будет стимулироваться в том случае, если уче­ник не просто читает текст, но одновременно с этим определяет его значение и смысл, обращает внимание на логические взаимо­связи, т.е. стремится этот текст понять.

Еще на ранних стадиях изучения материала желательно пере­ходить от пассивного его восприятия к активному воспроизведе­нию. Это позволяет ученику проверять, что из данного текста он уже усвоил. Такая проверка благоприятно сказывается на про­цессе запоминания по двум причинам: во-первых, она активизи­рует внимание учащегося, выявляя то, что он уже знает; во-вторых, ученик видит, что прилагаемые им усилия подкрепляются успехами, и это дополнительно стимулирует его к запоминанию.

Запоминание при заучивании наизусть улучшается также и в том случае, если учащийся умеет сочетать друг с другом нагляд­но-образные и словесно-понятийные операции. Но самое глав­ное заключается в том, чтобы активно включать в запоминание не просто понимание, но и осмысление материала, его когнитив­ную переработку. Чем больше в процессе запоминания задейст­вованы интеллектуальные операции (знаковое кодирование, вы­яснение внутритекстовых логических связей, категориальное упо рядочивание и когнитивные трансформации), тем лучше память.

Неуспеваемость школьников в младших классах может быть вызвана и другими причинами. Ценную информацию о них может дать анализ игровой и конструктивной деятельности де­тей. Устанавливая причины неуспеваемости, важно определить зону ближайшего (потенциального) развития ребенка, т.е. то, что он в состоянии понять и усвоить сам при минимальной помощи взрослого, а также то, как относится ребенок к предла­гаемым ему задачам.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации