Тема 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. Предмет, объекти задачи специальной психологии
Специальная психология - область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.
Разделы специальной психологии: тифлопсихология (от гр. tiphlos -слепой), сурдопсихология (от лат. surdus - глухой), олигофренопсихология (от гр. oligos - малый, незначительный + phren - ум), логопсихология (от гр. logos - слово), психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы, психология лиц со сложными дефектами.
Пути исторического развития специальной психологии определяются переплетением двух эволюционных рядов, постоянно взаимодействующих друг с другом, - системы специального коррекционного образования и самого психологического знания. Прикладной характер специальной психологии раскрывается через ее исторические связи с коррекцией ной педагогикой. Именно формирование и развитие системы специального образования, появление практики обучения детей с отклонениями в развитии стало одним из определяющих, хотя и не единственным фактором в возникновении данной науки. Потребовалась довольно длительная эволюция самой практики, прежде чем пришло осознание необходимости глубоких и всесторонних знаний об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей как важного фактора эффективной учебно-воспитательной работы с ними.
Следует отметить, что в настоящее время нет единого мнения как относительно определения данной области психологической науки, так иее предмета и объекта.
Неоднократно делались попытки замены термина «специальная психология» как не вполне удовлетворительного с точки зрения академического подхода, поскольку он не раскрывает своеобразия предметного содержания данного научного направления. В названиях других прикладных отраслей психологии — медицинской, инженерной, спортивной и пр. отчетливо просматривается указание на сферу их практического применения. Именно эти элементы названий и фиксируют предметное содержание данных дисциплин и определяют их специфику по отношению ко всем остальным. В том случае, когда на месте подобного слова появляется термин «специальная», мы, по мнению В.М. Сорокина и других авторов, сталкиваемся с феноменом смысловой тавтологии. Именно это обстоятельствои привело к поискам новых, более адекватных названий. Однако такие варианты как «коррекционная психология» или «психология дизонтогенеза» не получили широкого употребления, поскольку термин «специальная психология» уже значительно укоренился в сфере профессионального общения и нашел свое отражение в большинстве современных психологических словарей.
Вопрос о названии объекта специальной психологии также неоднозначен. В начале XX века дети с недостатками в развитии считались «ненормальными» (А. Бине, Г.И. Россолимо и др.) или «дефективными» (В.П. Ка-иенко, Л-С. Выготский и др.)- Эти определения не удовлетворяли психологов поскольку крайне односторонне характеризовали личность и были оскорбительны.
В конце 30-х годов появился термин «аномальный ребенок», а во Франции «инадаптированный» - трудно приспосабливающийся; в Англии - «исключительный». Однако под эти определения попадали не только аномальные, но и одаренные дети. В те годы получили распространение термины «абнормальный», «атипический», «субнормальный» и др. В Словакии до сих пор официально используется понятие «дети и подростки, нуждающиеся в специальной помощи». В нашей стране общепринятыми терминами, отра-жаюшими правовое поле, являются «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Это люди, в том числе дети, пользующиеся социальными льготами и пособиями.
За неимением своей собственной терминологии часто используется терминология, предлагаемая медицинским контекстом: аномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии и т. п.
Получило распространение и понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Однако не ясно, о каком здоровье идет речь и в чем психологическое содержание жизнедеятельности таких детей. Ведь существуют нарушения здоровья в виде тяжелых хронических соматических заболеваний, например астмы или диабета, накладывающие свой негативный отпечаток на жизнь и развитие ребенка или взрослого.
В специальной педагогике укрепился термин «дети с особыми образовательными потребностями». В специальной психологии подобный термин «дети с особыми потребностями (нуждами)» в целом не определяет, какие нужды имеются в виду, какие из них особые.
По мнению О.Н.Усановой (2008), объект изучения специальной психологии - лица (дети и взрослые) с атипиями и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования. Под атипиями ею понимается развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений и нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.
Как и любая наука, являющаяся самостоятельной отраслью человеческого знания, специальная психология имеет свой предмет, которым являются закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями.
Наличие собственного предмета и объекта исследования определяет и конкретные задачи.
Задачиспециальной психологии значительно изменялись в ходе ее развития. В зависимости от того, какие лица рассматривались в качестве объекта специальной психологии, корректировалось содержание ее научных Большинство задач специальной психологии ориентировано на детскую популяцию. Эта популяция, как известно, в аспекте развития включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, «со знаком плюс»), детей с выраженными в различной степени отклонениями и нарушениями развития
и с девиантным поведением (атипичное негативное развитие, «со знаком минус»).
Таким образом, задачи специальной психологии должны быть разделены на две категории по полюсу отклонения от нормативности: относительно людей с позитивными и негативными отклонениями развития.
Систематизация задач относительно негативных атипий развития впервые была представлена В. И. Лубовским (1989). Он сгруппировал эти задачи по научному содержанию и практической направленности.
Первая группа задач специальной психологии - общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики аномального ребенка (терминология автора). Среди них можно выделить такие направления изучения:
- раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;
- раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;
- раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики разных групп аномальных детей;
- установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.
Вторая группа задач - изучение формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти,
Третья группа задач специальной психологии - выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.
Четвертая группа задач - разработка научных основ, методов и средств обучения разных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.
Решение этих основных задач стало возможным в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии (например, психологии глухих, умственно отсталых, психологии детей с нарушениями речи и др.).
Кроме того, на современном этапе перед специальной психологией стоит и ряд новых задач:
- разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
- психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
- психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях;
- психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; психологическая коррекция дезадаптации.
Весь широкий спектр прикладных задач специальной психологии обусловлен процессом разработки научных основ для методов и содержания обучения разных групп детей с отклонениями в развитии, коррекционной реабилитационной и психопрофилактической работы с ними.