Специальная психология как наука

План

1.2.1.Методологический аппарат специальной психологии.

1.2.2.Принципы специальной психологии.

1.2.3.Место специальной психологии в системе наук.

1.2.1. Методологический аппарат специальной психологии

Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А. Соколянский и другие. Многие из них были соратниками и учениками Л.С. Выготского.

Специальная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.

Предмет специальной психологии — закономерности развития и проявления психики различных групп людей с проблемами в развитии.

Объектом специальной психологии являются лица с проблемами в развитии, и отношение к ним в обществе на разных этапах его развития.

Цель специальной психологии — изучение индивидуально-типических особенностей при отклоняющемся развитии, причин, механизмов отклонений, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с отклонениями в развитии.

Общенаучными задачами являются:

· раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормальных и аномальных детей;

· раскрытие закономерностей развития, свойственных всем аномальным детям;

· раскрытие специфических закономерностей развития разных групп детей с проблемами в развитии;

· установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизмов и степени выраженности дефекта.

· изучение формирования аномального и нормального развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей

· выявление путей компенсации дефекта в целом и отдельных психических процессов.

· разработка научных основ, методов и средств воспитания, а также теоретическое обоснование конкретных путей в коррекционной работе.

В специальной психологии выделяют следующие отрасли:

психология умственно отсталых (олигофренопсихология),

психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология),

психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология),

психология слепоглухих (тифлосурдопсихология),

психология детей с недостатками речи (логопсихология),

психология детей с задержкой психического развития,

психология лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата,

психология лиц с нарушениями эмоционально – волевой сферы и поведения.

1.2.2. Принципы специальной психологии

Принципы специальной психологии состоят из двух групп:

А) Первая группа - принципы, общие для всех психологических наук:

Принцип детерминизма - выступает в трех аспектах: все психические явления, как и вся психика в целом понимается как явление причинно-обусловленные объективной действительностью, как отражение действительности; все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга; при изучении психических явлений должно быть обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.

Принцип развития - представляет собой положение, согласно которому психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. В специальной психологии принцип развития предполагает анализ возникновения дефекта, то есть объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект, а также нарушений развития с учетом возрастного этапа, на котором данное нарушение возникло, и предшествующих отклонений, на которые оно наслоилось.

Принцип единства сознания и деятельности. При изучении детей с отклонениями в развитии реализация данного принципа состоит в том, что деятельность ребенка с отклонением в развитии является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

Б) Вторая группа принципов - специальные (частные):

Принцип сравнительного подхода: означает, что оценка достигнутого уровня развития, выявленная у ребенка с отклонением в развитии, может быть объективно оценена только тогда, когда она скорректирована в соответствии с нормами, выработанными для нормальных детей.

Принцип комплексного подхода: означает необходимость рассмотрения и оценки аномального ребенка лишь в совокупности всех психических свойств и оценки связи данного индивида с окружающим его социумом.

Оба принципа обязательно используются в исследовании особенностей детей с отклонениями в развитии. Поскольку, как правило, ярко выраженная гетерохронность развития их психики обуславливает большой разброс количественных и качественных показателей не только между различными категориями аномальных детей, но даже внутри отдельной категории детей.

Принцип качественного анализа позволяет выяснить, с каким уровнем организации психической деятельности связан дефект. Такой анализ дает возможность определить, является ли некий симптом признаком первичного нарушения в психическом развитии или следствием уже имеющегося дефекта.

1.2.3. Место специальной психологии в системе наук

Возникнув на стыке медицины, психологии и дефектологии, специальная психология сохраняет свой статус пограничной науки. Исходя из междисциплинарного статуса специальной психологии, необходимо рассмотреть уровни ее взаимосвязей.

Первый уровень - внутрипсихологический, в котором изучаются проблемы на границе различных областей психологии (общей, возрастной, клинической, социальной, педагогической и т.д.).

Второй уровень - внешнепсихологический. Он предполагает изучение предметно-объектных оснований проблем специальной психологии с позиций философии, социологии, медицины, педагогики и других наук о человеке.

Наши рекомендации