Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Составитель: Винникова ЕЛ.

Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии.

Предмет изучения специальной психологии – это развитие психики протекающее в неблагоприятных условиях. Отклоняющиеся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивидуума.

Отрасли специальной психологии:

1. Психология умственно отсталых (олигофренопсихология)

2. Сурдопсихология (психология глухих)

3. Тифлопсихология (психология слепых)

4. Психология детей с ЗПР

5. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

6. Психология детей с нарушением функций ОДА.

7. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)

8. Психология детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)

2. Место специальной психологии в системе наук. Внутрисистемные и междисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи: Педагогика(коррекционная педагогика). Специальная психология является научной основой коррекционной педагогики.
Медицина. Отоларингология. Автальмология. Психиатрия. Невропатология.
Внутридисциплинарные связи: Психология развития является научной основой специальной психологии. Если психология развития исследует сам процесс развития, то специальная психология отвечает на вопрос как это развитие может проходить в других условиях. Это расширяет знания о генезе психики. Бывает трудно в норме вычленить глубинные механизмы жизнедеятельности ребенка. Изучение детей с ОПФР позволяет увидеть эти скрытые механизмы.
Патопсихология.
Нейропсихология. Она занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Для многих детей с опфр характерно наличие патологии мозга. Поэтому использование методов нейропсихологии при изучении этих детей очень продуктивно.

Задачи специальной психологии (по В.И.Лубовскому).

В задачи специальной психологии входит:
1. изучение закономер ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в раз ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче ния;
2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработка средств психологической кор рекции недостатков развития;
3. психологическое обоснование со держания и методов обучения и воспитания в системе специаль ных образовательных учреждений;
4. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатка ми развития в разных условиях; психологическое изучение соци альной адаптации лиц с недостатками;
5. психологическая коррекция дезадаптации.
В настоящее время наиболее актуальной задачей является раз работка диагностических методик, поскольку эта область остается слабо освещенной. В период, начавшийся после окончания Вели кой Отечественной войны, система обучения детей с недостатка ми развития постоянно совершенствовалась в направлении все большей дифференциации и более полного охвата специальным обучением детей с нарушениями развития разных категорий.

Особенности метода беседы, метода сбора психологического анамнеза в специальной психологии.

Беседа

Требования к проведению беседы в спец.психологии:

1. Темы беседы зависят от конкретных задач обследования. Они должны охватывать основные сферы его жизнедеятельности.

2. Нужно учитывать, что ребенок может устать и утратить интерес к беседе, поэтому она не должна быть чрезмерно длительной.

3. Беседа как метод может быть использована с детьми у которых достаточный уровень развития речи. У детей ДО 4х лет и с ограниченным словарным запасом, используются ограниченно.

4. Беседа готовится заранее, протоколируется. В протокол заносится эмоциональные реакции и интонации ребенка.

К вопросам предъявляются следующие требования:

1. Вопросы должны быть понятны

2. Нужно избегать малораспространенных слов и слов с двойным значением.

3. Вопросы не должны быть длинными

4. Вопросы не должны быть сдвоенными

5. Следует так формулировать вопрос, что бы избежать шаблонного ответа

6. В вопросе не должно быть слов, которые вызывывают положительную или отрицательную реакцию.

7. В специальной психологии нужно владеть специальными навыками.

Сбор психологического анамнеза – история психического развития ребенка.
Родители часто путают историю болезни с историей психического развития ребенка, поэтому необходимо точно направлять рассказ, задавая конкретные вопросы об этапах и сторонах развития. В процессе беседы с родителями необходимо помнить, что тема касающаяся специфичности их ребенка может быть болезненной, поэтому формулирование вопросов должно быть предельно деликатным. Педагоги часто подменяют развитие обоучаемостью ребенка. Это делает анамнез односторонним.

Классификации детей с ОПФР.

Аномалия Чем вызвана Типичная модель
1. Психическое недоразвитие Отставанием в развитии олигофрения
2. Задержанное развитие ЗПР
3. Поврежденное развитие Поломка в развитии деменция
4. Дефицитарное развитие Нарушение слуха, зрения, речи, функции опорно-двигательного аппарата
5. Искаженное развитие Асинхрония в развитии Ранний детский аутизм (РДА)
6. Дисгармоническое развитие Психопатия

Варианты психического дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому).


1. Психическое недоразвитие
Клинический вариант – олигофрения в степени дебильности.

2. Задержанное психическое развитие.
Клинический вариант – ЗПР церебрально-органического генеза.

3. Искаженное развитие.
Клинический вариант – РДА.

4. Дисгармоничное развитие.
Клинический вариант – шизофрения.

5. Поврежденное развитие.
Клинический вариант – эпилептическая деменция.

6. Дефицитарное развитие.
Клинический вариант – слепо-глухо-немота.

Структура дефекта.

Психологическая сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).


F90 СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – высокая двигательная активность свойственна всем детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности. Нарушает адаптацию ребенка, мешает обучению. Ребенок ни минуты не сидит спокойной. Постоянно суетится отвлекается. С начала обучения в школе выясняется что ребенок не может спокойно сидеть на уроке, встает, ходит, отвлекается.
Черты характеризующие гиперактивность:

1. Общее двигательное беспокойство

2. Обилие лишних движений

3. Импульсивность и не целенаправленность поступков

4. Повышенная возбудимость

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Составитель: Винникова ЕЛ.

Специальная психология как наука об особенностях развития психики детей с нарушениями онтогенеза. Предмет, отрасли специальной психологии.

Предмет изучения специальной психологии – это развитие психики протекающее в неблагоприятных условиях. Отклоняющиеся развитие можно определить как обычное развитие, но протекающее в необычных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивидуума.

Отрасли специальной психологии:

1. Психология умственно отсталых (олигофренопсихология)

2. Сурдопсихология (психология глухих)

3. Тифлопсихология (психология слепых)

4. Психология детей с ЗПР

5. Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

6. Психология детей с нарушением функций ОДА.

7. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)

8. Психология детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР)

2. Место специальной психологии в системе наук. Внутрисистемные и междисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи: Педагогика(коррекционная педагогика). Специальная психология является научной основой коррекционной педагогики.
Медицина. Отоларингология. Автальмология. Психиатрия. Невропатология.
Внутридисциплинарные связи: Психология развития является научной основой специальной психологии. Если психология развития исследует сам процесс развития, то специальная психология отвечает на вопрос как это развитие может проходить в других условиях. Это расширяет знания о генезе психики. Бывает трудно в норме вычленить глубинные механизмы жизнедеятельности ребенка. Изучение детей с ОПФР позволяет увидеть эти скрытые механизмы.
Патопсихология.
Нейропсихология. Она занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Для многих детей с опфр характерно наличие патологии мозга. Поэтому использование методов нейропсихологии при изучении этих детей очень продуктивно.

Наши рекомендации