Раздел 1. Специальная психология как наука

Курс

Раздел 1. Специальная психология как наука

Лабораторная работа №1

Приоритетные направления развития специальной психологии.

Цель: практическое освоение темы«Приоритетные направления развития специальной психологии», формирование у студентов представления об особенностях развития специальной психологии как науки.

Задачи:

- закрепить у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, сформировать практические умения анализировать современную ситуацию развития специальной психологии как науки, используя различные информационные источники, формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Основные понятия: направление развития, научный подход, развитие, интеграция, информатизация

План лабораторной работы

1. Представить результаты исследования на тему: «Приоритетные направления развития специальной психологии».

2. Сравнить данные полученные из разных источников информации

3. На основании полученных результатов составить схему.

4. Обсудить полученные результаты на занятии.

5. Обсуждение презентации, провести найденные методики диагностики готовности к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в группе, обсудить полученные результаты, выявить проблемы, обозначить возможные пути их решения.

СРС

1. Провести исследование, используя периодические издания, на тему: «Приоритетные направления развития специальной психологии».

2. Сделать тезисы использованных статей, информационных ресурсов в письменном виде

Примерные темы для подготовки СРС:

Специальная психология как отрасль психологической науки, направления ее развития. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет и задачи специальной психологии. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами (с детской психологией, детской психиатрией, патопсихологией, коррекционной педагогикой). Специальная психология – основа специальной педагогики. История развития специальной психологии как науки.

3. Подобрать методику диагностики готовности к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, подготовить дидактический материал для проведения диагностики в группе.

Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).

4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. - Екатеринбург, 2001.

5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.

7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.

8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.

10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.

12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.

2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.

3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.

6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.

7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.

8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.

9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.

10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.

12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Журналы и другие периодические издания:

1. Специальная психология.

2. дефектология.

3. Специальная психология и логопедия.

4.Коррекционная педагогика

4. Психологическая диагностика.

Лабораторная работа № 2

Учение о дефекте и компенсации

Цель: практическое освоение темы«Учение о дефекте и компенсации», формирование у студентов представления об особенностях лиц с нарушениями развития.

Задачи:

- закрепить у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, сформировать практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний об особенностях развития лиц с ОВЗ; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Основные понятия: дефект, компенсация, коррекция, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация, декомпенсация.

План практического занятия

1. Проведение учебной игры-викторины

Содержание игры: группа делится на 3 команды, 1-я команда задает вопросы, проводит тесты, затем команды меняются ролями.

СРС

1. Провести анализ литературных источников по теме:«Учение о дефекте и компенсации»

2. Подготовить вопросный, тестовый, электронный, наглядный материал для проведения командной игры-викторины по теме:«Учение о дефекте и компенсации».

Примерные темы для подготовки СРС:

Исторический аспект рассмотрения понятия компенсации: основные направления в понимании проблемы компенсации. Теория сверхкомпенсации А. Адлера.

Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка.

Проблема психологической структуры дефекта. Первичный дефект и вторичные отклонения. Сложность структуры аномального развития. Взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Влияние первичного дефекта на вторичные отклонения. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребёнка. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. - Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Журналы и другие периодические издания:

1. Специальная психология.

2. дефектология.

3. Специальная психология и логопедия.

4.Коррекционная педагогика

4. Психологическая диагностика.

Раздел 3 Дизонтогенез

Лабораторная работа № 3

Виды отклоняющегося развития

Цель: практическое освоение темы «Виды отклоняющегося развития», формирование у студентов умения определять вид отклоняющегося развития

Задачи:

- закрепить у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, сформировать практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний о нормальном и отклоняющемся развитии, факторах психического развития, классификаций интеллектуальных нарушений; формировать умения вести дискуссию по теме занятия, анализировать первоисточники.

Основные понятия: умственная отсталость, степени умственной отсталости, память, мышление, восприятие, внимание, речь

План практического занятия

1. Составить схему нормального развития

2. Презентовать найденную информацию о видах, понятии дизонтогенеза, принципах и организационных формах выявления и оценки отклонений развития, системе психологической помощи детям с отклонениями развития

3. Определение вида дизонтогении по характеристикам на вымышленных детей

СРС

1. Составить характеристику на вымышленного ребенка с отклоняющимся развитием (3 на выбор):

· имеющего черты недоразвития

· имеющего черты задержанного развития

· имеющего черты поврежденного развития

· имеющего черты дефицитарного развития

· имеющего черты дисгармоничного развития

· имеющего черты искаженного развития

2. Сделать презентацию на одну из тем

· Виды, понятие отклоняющегося развития

· Принципы и организационные формы выявления и оценки детских отклонений (в дошкольном и школьном возрасте)

· Система психологической помощи детям с недоразвитием

· Система психологической помощи детям с задержанным развитием

· Система психологической помощи детям с поврежденным развитием

· Система психологической помощи детям с дефицитарным развитием

· Система психологической помощи детям с дисгармоничным развитием

· Система психологической помощи детям с искаженным развитием

Рекомендуемая литература:

а) основная:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии: Собр. соч. в 6-ти т.: Т.5. – М., 2005.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова. – М., 2000.
  3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003 (1985).
  4. Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Нугаева О.Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: Программа и вопросы для самостоятельной работы/ Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования. - Екатеринбург, 2001.
  5. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 2001.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2001. – 400с.
  7. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике)/ Сост. Н.В. Новотворцева. – Ярославль, 2000.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология. / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии./ Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб., 2003.
  10. Специальная дошкольная педагогика. /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
  11. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2001.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 2002.

б) дополнительная:

  1. Аутичный ребенок: Пути помощи./ Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М., 2000.
  2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.
  4. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
  5. Нигаев Ш.Н., Шиврина Е.В. Очерки по истории специального образования Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.. – Екатеринбург, 2003.
  6. Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./ Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.
  7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
  8. Отбор детей во вспомогательную школу./ Под ред. Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.Ф. Мачихиной. – М., 1983. – 176с.
  9. Принципы отбора детей во вспомогательную школу./ Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224с.
  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1980.
  12. Хрестоматия: Дети с нарушениями в развитии: Уч. пособие./ Сост. В.М. Астапов. – М., 1995. – 269с.

Журналы и другие периодические издания:

1. Специальная психология.

2. Дефектология.

3. Специальная психология и логопедия.

4.Коррекционная педагогика

4. Психологическая диагностика.

Лабораторная работа № 4

Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха.

Цель: практическое освоение темы«Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха», формирование у студентов представления об особенностях развития детей с нарушениями слуха.

Задачи:

- закрепить у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, сформировать практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний об особенностях развития детей с нарушениями слуха; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Основные понятия: тугоухость, глухота

План практического занятия

1. Какова роль слуха в психическом развитии ребенка?

2. Составить схему «Причины нарушения слуховой функции у детей»

3. Составить сравнительную таблицу «Структура нарушений психического развития у глухих, слабослышащих, ранооглохших и позднооглохших детей»

Категория детей Структура нарушений психического развития
1 Глухие  
· Ранооглохшие  
· Позднооглохшие  
2 Слабослышащие  

4. Проведение работы в команде: группа делится на две команды, каждая команда готовит выступление/презентацию на 5-7 минут по теме занятия, далее каждая команда раскрывает свои вопросы, вторая команда задает уточняющие вопросы, в конце письменный мини-опрос.

5. Презентация методик диагностики

СРС

1. Подготовить выступление/презентацию по следующим вопросам

1. Какие факторы определяют психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха?

2. Какие комплексные нарушения встречаются у детей с нарушением слуха?

3. Какие условия обеспечивают всестороннее компенсаторное психическое развитие детей с нарушением слуха?

4. В чем проявляется своеобразие в развитии зрительного восприятия у школьников с нарушениями слуха и каковы причины этого явления?

5. В чем состоят особенности в развитии осязания у школьников с нарушениями слуха?

6. Чем обусловлено своеобразие в развитии образной памяти, воображения и наглядного мышления у глухих и слабослышащих школьников?

7. В чем заключаются особенности развития эмоций и чувств у глухих и слабослышащих школьников?

8. Охарактеризуйте систему специальных коррекционных учреждений для лиц с нарушением слуховой функции.

9. Опишите особенности организации коррекционно-восстановительного процесса при работе психолога с детьми с нарушениями слуховой функции.

2. Подобрать методики диагностики психических процессов, сделать к ним дидактический материал

Рекомендуемая литература:

Батов Г.Н. К вопросу о периодизации процесса становления и развития отечественной системы специального обучения слабослышащих детей // Дефектология. 1998. № 3. С. 75-82.

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие. М., 2002.

Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. № 3. С. 40-44.

Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1987.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: Основные идеи и перспективы (обзор зарубежной литературы) // Дефектология. 1999. № 5. С. 52-70.

Зайцева Г.Л. Дактильная и жестовая речь. М., 2000.

8. Каверина И.В. Проблема использования дактильной речи в младших классах школы для глухих детей // Дефектология. 1993. № 3. С. 42-46.

9. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом // Дефектология. 2004. №2. С. 21-26.

10.Основы специальной психологии: Учеб. пособие. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.

11.Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Занятия с ребенком с нарушенным слухом первого года жизни // Дефектология. 1996. № 2. С. 63-73.

12. Речицкая E.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. М., 1999.

13.Соловьева И.Л., Цукерман И.В. Социальный педагог в школе для глухих // Дефектология. 1998. № 4. С. 46-49.

14.Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Учеб. пособие / Сост. В.М. Астапов. М., 1995.

15.Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1998.

Лабораторная работа № 5

Закономерности психического развития детей с нарушениями зрения.

Цель: практическое освоение темы«Закономерности психического развития детей с нарушениями зрения», формирование у студентов представления об особенностях развития детей с нарушениями зрения.

Задачи:

- закрепить базовые теоретические знания по теме занятия, сформировать практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний об особенностях развития детей с нарушениями зрения; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Основные понятия: нарушения зрения

План практического занятия

1. Какова роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка?

2. Составьте таблицу «Основные категории детей с нарушениями зрения»

Вид нарушения зрения Характеристика психических процессов у детей

3. Обсуждение рефератов

4. Презентация методик диагностики

СРС

1. Подготовить реферат на тему:

· Основные этапы и механизмы компенсации зрительного дефекта.

· Особенности психического развития детей с нарушениями зрения?

· Варианты психогенного формирования личности при слепоте и слабовидении.

· Эмоциональные нарушения при слепоте и слабовидении.

· Особенности межличностных отношений слепых и слабовидящих детей?

· Психодиагностическая и психокоррекционная деятельность тифлопсихолога.

· Особенности речевого развития детей в условиях слепоты и слабовидения?

2. Подобрать методики диагностики психических процессов, сделать к ним дидактический материал

Рекомендуемая литература:

1. Анисимова Н.Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушениями зрения. // Дефектология. 1998. № 1.С. 56-62.

2. Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Учеб. пособие / Под ред. Т.А. Власовой и др. М., 1981.

3. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения. // Дефектология. 1998. № 5. С. 76-87.

4. Ермаков В.П., Якунин Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1990.

5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М., 1973.

6. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.

7. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб., 1999.

8. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. М., 1979.

9. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.

10.Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М., 1985.

11.Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М., 2002.

12.Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

13.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000.

14.Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 4. С. 9-15.

15.Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. М. Астапов. М., 1995.

16.Шарипов А.Р., Гафурова З.Ф. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании // Дефектология. 1998. № 3. С. 23-28.

Лабораторная работа № 6

Закономерности психического развития детей с нарушениями речи.

Цель: практическое освоение темы«Закономерности психического развития детей с нарушениями речи», формирование у студентов представления об особенностях развития детей с нарушениями речи.

Задачи:

- сформировать у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний об особенностях развития детей с нарушениями речи; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Основные понятия: нарушения речи

План практического занятия

1. Составить таблицу «Особенности психического развития детей с нарушениями речи»

Вид нарушений речи Особенности психического развития детей
1 системные нарушения речи  
2 нарушения темпо-ритмической организации речи  
3 дизартрия  
4 заикание  
5 алалия  
6 ОНР  

2. Составить схему «Развитие детской речи в норме»

3. Обсуждение докладов

4. Составить схему «Особенности проведения психолого-педагогического обследования у детей с нарушениями речи»

5. Презентация методик диагностики

СРС

1. Подготовить доклад на тему:

· 1 Особенности общения заикающихся детей с разными людьми и в разных условиях. Определение логофобии.

· 2 Какие механизмы могут лежать в основе нарушений чтения и письма у детей?

· 3 Основные тенденции развития детской речи в норме и причины ее нарушений.

· 4 Особенности проведения психолого-педагогического обследования у детей с нарушениями речи?

2. Подобрать методики диагностики психических процессов, сделать к ним дидактический материал.

Рекомендуемая литература:

1. Глазерман Г.Б. Психофизиологические основы нарушения мышления при афазии. М., 1989.

2. Зайцева Л.А., Ястребова А.В. Некоторые аспекты изучения мыслительной деятельности заикающихся школьников // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. Минск, 1985.

3. Карпова Н.Л. Изменения психических состояний как механизм и цель логопсихотерапевтического воздействия // Мир психологии. 1998. № 2. С. 40-50.

4. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2002. №6. С. 60-66.

5. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.

6. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

7. Логопедия: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998.

8. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М., 1994.

9. Орлова О.С., Гончарук Л.Е. Личностные особенности больных со спастической дисфонией // Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. М., 1983.

10.Павлова С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков // Нарушения речи и голоса у детей. М., 1975.

11.Рожкова Л.А. Нейрофизиологические механизмы внимания при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речевого развития // Дефектология. 2004. №5. С. 16-26.

12.Селиверстов В.И. К вопросу о психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте // Дефектология. 1994. №2. С. 16-23.

13.Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. № 1. С. 62-66.

14.Терентьева В.И. Особенности поведения детей с заиканием в эмоционально насыщенной ситуации // Дефектология. 1996. № 1. С. 11-16.

15.Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. М., 1985.

16.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.

17.Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 т. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997.

Лабораторная работа № 7

Закономерности психического развития детей с ЗПР.

Цель: практическое освоение темы«Закономерности психического развития детей с ЗПР», формирование у студентов представления об особенностях развития детей с ЗПР.

Задачи:

- закрепить базовые теоретические знания по теме занятия, сформировать практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний об особенностях развития детей с ЗПР; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Основные понятия: ЗПР

План практического занятия

1. Составьте схему «Причины возникновения задержки психического развития», опишите возможные причины возникновения задержки психического развития.

2. Дайте определение задержке психического развития.

3. Сравните классификацию ЗПР М.С. Певзнер с классификацией по этиологическому признаку К.С. Лебединской.

4. Доклад по презентациям

5. Презентация методик диагностики

СРС

1. Составить схемуклассификации ЗПР М.С. Певзнер, К.С. Лебединской.

2. Сделать презентацию по теме:

· Каковы особенности психического развития детей с различными формами ЗПР?

· Опишите особенности консультирования семей, имеющих детей с ЗПР.

· От каких отклонений в психическом развитии наиболее трудно отдифференцировать ЗПР?

· Опишите особенности игровой деятельности при ЗПР, возможности использования игры в психодиагностических целях.

· Перечислите наиболее типичные признаки невротического развития детей и подростков с ЗПР.

· Опишите закономерности психического развития ребенка с синдромом дефицита внимания при гиперактивности и причины его возникновения.

· Опишите пути формирования различных аспектов готовности к школьному обучению у детей с ЗПР.

3. Подобрать методики диагностики психических процессов, сделать к ним дидактический материал

Рекомендуемая литература:

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития: Учеб. пособие / Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999.

3. Дети с задержкой психического развития: Учеб пособие / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. М., 1984.

4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.

5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб., 2003.

6. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой и др. М., 1981.

7. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М., 2002.

8. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. СПб., 2003.

9. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М., 1990.

10.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

11.Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. 1997. № 4. С. 26-32.

12.Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Учеб. пособие // Сост. В.М. Астапов. М., 1995.

13.Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. 1998. № 5. С. 16-20.

Лабораторная работа № 8

Закономерности психического развития детей с нарушением интеллекта.

Цель: практическое освоение темы«Закономерности психического развития детей с нарушением интеллекта», формирование у студентов представления об особенностях развития дошкольников с нарушениями интеллекта.

Задачи:

- закрепить базовые теоретические знания по теме занятия, сформировать практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний об особенностях развития дошкольников с нарушениями интеллекта; формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Основные понятия: умственная отсталость, степени умственной отсталости, память, мышление, восприятие, внимание, речь

План практического занятия

1. Составьте схему «Причины возникновения олигофрении»

2. Раскройте понятие «умственная отсталость». Какие дети относятся к умственно отсталым?

3. Составьте таблицу «Степени олигофрении»

Степень олигофрении Особенности психического развития ребенка
   

4. Презентация доклада

5. Презентация методик диагностики

СРС

1. Сделать доклад на одну из тем:

· Основные, имеющие дифференциально-диагностическое значение характеристики психической деятельности умственно отсталых детей.

· Особенности развития сенсорно-перцептивных способностей у детей с умственной отсталостью.

· Значение конструирования для развития познавательной деятельности дошкольника с нарушением интеллекта.

· Особенности речевого общения у умственно отсталого школьника.

· Связь ведущей деятельности и развития произвольности поведения у детей с нарушением интеллекта.

· Особенности работы психолога в специальных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта.

· Разработка методов выявления умственной отсталости детей за рубежом

2. Подобрать методики диагностики психических процессов, сделать к ним дидактический материал.

Рекомендуемая литература:

1. Баскакова ИЛ. Внимание школьников-олигофренов. М, 1982.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988.

4. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. 1999. № 3. С. 18-21.

5. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология. 1997. № 1. С. 15-22.

6. Матасов Ю.Т. Интегративная характеристика развития мышления умственно отсталых школьников // Дефектология. 1997. № 2. С. 3-8.

7. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. 1993. № 3. С. 34-37.

8. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.

9. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1997. № 3. С. 52-56.

10.Пепик Л.А. Особенности восприятия и моделирования пространства дошкольниками с недостатками интеллекта // Дефектология. 1997. № 6. С. 43-49.

11.Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М., 2002.

12.Шаповалова О.Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному // Дефектология. 1998. № 1. С. 37-42.

13.Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5. С. 34-39.

Лабораторная работа № 9, 10 (4 часа)

Закономерности психического развития детей с нарушением ОДА. Актуальные проблемы изучения детей с ОВЗ в теории и практике специальной психологии.

Цель: теоретическое освоение темы«Закономерности психического развития детей с нарушением ОДА. Актуальные проблемы изучения детей с ОВЗ в теории и практике специальной психологии», формирование у студентов представления об особенностях развития дошкольников с нарушениями интеллекта, формирование у студентов представления об особенностях изучения детей с ОВЗ в теории и практике специальной психологии.

Задачи:

- закрепить у студентов базовые теоретические знания по теме занятия, сформировать: практические умения моделирования коррекционного процесса с использованием знаний об особенностях развития детей с нарушением ОДА; практические умения моделирования процесса диагностики с использованием знаний об особенностях развития детей с ОВЗ, формировать умения вести дискуссию по теме занятия.

Основные понятия: ОДА, ОВЗ

План практического занятия

1. Презентовать эссе

2. Составить схему «Влияние различных форм ДЦП на дальнейшее социальное и психическое развитие ребенка»

3. Составить таблицу «Основные тенденции развития детей с ДЦП»

Вид/сфера деятельности Особенности развития при ДЦП
Мыслительная деятельность  
Коммуникативная деятельность  
Эмоционально-волевая сфера  
Познавательная деятельность  

4. Презентация методик диагностики

СРС

1. Подготовить тезисы статей по теме:

Актуальные проблемы изучения детей с ОВЗ в теории и практике специальной психологии.

2. Написать эссе на одну из тем:

· Связь двигательного и психического развития ребенка

· Особенности развития ребенка с ДЦП.

· Особенности работы психолога с семьей, имеющей ребенка с ДЦП.

· Характеристика деятельности психолога в системе специальных коррекционных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

· Особенности организации и направленность коррекционно-психологического воздействия при работе с детьми с ДЦП.

3. Подобрать методики диагностики психических процессов, сделать к ним дидактический материал

Рекомендуемая литература:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология. М., 1987.

3. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значе

Наши рекомендации