Тема 1. Введение в учебный курс «Специальная психология»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

для специальности "Психология"

(020400)

Курс 3

Семестр 6

Лекции 18

Семинарские

занятия 16 Зачет в 6 семестре

Индивидуальные

занятия 0,5

Самостоятельная

работа 25,5

Всего 60

СОСТАВИТЕЛИ: к. психол. н., доцент Янко Е.В.

ст. преподаватель Симкин М.Ф.

Кемерово 2003

Рабочая программа составлена на основании:

на основании Государственного стандарта высшего образования по специальности "Психология"(020400), 2000г.

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры

Протокол №___ «___» ______2003г.

Зав. кафедрой

Яницкий М.С.__________________

Одобрено методической комиссией

Протокол №___"___"_____2003г.

Председатель:

Морозова И.С. _________________

Содержание

Введение…………………………………………….………………………….4

Тематический план…………………………………………..………………..7

Содержание курса…………………………………………………………….8

Темы семинарских занятий…………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………..……..23

Контрольный вопрос по курсу…………………………………...…..……30

Введение

Проблема развития детей имеющих те или иные врожденные или приобретенные дефекты является непреходящей для психологической науки и практики. На сегодня деятельность психолога работающего с детьми подростками невозможна без глубокого знания аспектов связанных с дезонтогенезами разных типов. Именно ранняя и точная диагностика, понимание психологических закономерностей и механизмов аномального развития лежат в основе адекватных коррекционно-образовательных мероприятий, создания условий для как можно более полной социализации детей с дезонтогениями. Это тем более актуально, что отмечается постоянный рост числа детей со стойкими нарушениями здоровья. По разным данным из 10 новорожденных детей 6-8 имеют различные отклонения в здоровье, в т.ч. со стороны нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата.

На сегодня в РФ насчитывается более 8 миллионов инвалидов, число людей с ограниченными возможностями не учитывается и может превышать число инвалидов в несколько раз. В современных условиях крайне актуально стоит вопрос о физической, социальной, трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями и инвалидов, которая невозможна без научно выверенных, современных психологических подходов, без кропотливой, грамотной работы психологов-практиков.

Целью курса является раскрытие природы, психологических механизмов и закономерностей аномального развития, обучение методам диагностики отдельных типов дезонтогений.

Задачи курса:

Определить основные причины виды и типы дезонтогенеза.

Раскрыть общие механизмы аномального развития.

Изучить отдельные виды дезотогений.

Изучить медоты и отдельные методики диагностики аномального развития.

В ходе курса слушатели должны освоить основные подходы в психологической реабилитации к людям с ограниченными возможностями, направленные в первую очередь на предупреждение становления врожденного или приобретенного дефекта в центре становления и формирования личности, помощь людям с дефектом так организовать свою жизнь, чтобы развить другие способности и компенсировать инвалидность.

Тематика курса актуальна и неразрывно связана с целым рядом дисциплин, в том числе возрастная психология, психология развития, патопсихология, социальная психология и использует достижения смежных наук в преломлении особенностей людей с ограниченными возможностями: развитие глухого или слепого ребенка, возрастные психологические особенности умственно отсталого ребенка, психопатология больных с психическими нарушениями, приведших к инвалидности и др.

Также в ходе курса затронуты вопросы олигофрено-педагогики, сурдо - и тифлопедагогики.

Комплексный подход позволяет дать слушателям наиболее полное представление о динамике и статике психических процессов у людей с ограниченными возможностями.

Прохождение курса должно выработать также у студентов нравственное отношение к инвалидам и людям с ограниченными возможностями, сформировать активную позицию в защите их прав и интересов.

В результате прохождения курса «Психология людей с ограниченными возможностями» слушатели должны свободно владеть следующими понятиями:

дефект, отклонение в развитии;

ограничение возможностей;

социализация, инкультурация, интеграция.

психическая, социальная, трудовая реабилитация;

дезоттогенез, дезонтогения;

гетерохрония, асинхрония, ретардация, акселерация;

реакция личности на дефект;

коррекционная педагогика.

Дополнительно слушатели должны владеть рядом узкоспецальных понятий в разрезе каждой формы ограничения возможностей (слепота, слабовидение, глухота, снижение слуха и т.п.)

Курс «Психология человека с ограниченными возможностями» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 140 час. изучается в течение одного семестра, его изучение завершается зачетом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

  Тема Всего Лек Сем Инд. раб. Сам Контроль
  1. Введение в учебный курс «Специальная психология»      
  2. Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость   Собеседование
  3. Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР 6,5   2,5 Собеседование
  4. Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции   Собеседование
  5. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка   Собеседование
  6. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка   Собеседование
  7. Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм   Собеседование
  8. Диагностика нарушений в развитии   Собеседование
  9. Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.   Собеседование
ИТОГО 0,5 25,5 ЗАЧЕТ  
                               

Содержание курса

Темы для дискуссий

Способность к аудиальному и кинестетическому восприятию у слепых и визуальному у глухих выше чем у людей без дефектов – миф или реальность?

Вопросы для самоподготовки

1.В чем Вы видите совпадение и дифференциацию объекта и предмета специальной психологии, коррекционной педагогики и дефектологии?

2.Как Вы понимаете тезис Л.С. Выготского - «ребенок не есть маленький взрослый»?

3.В чем заключается суть теории о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом?

4.Приведите примеры первичного и вторичного дефектов.

5.Какие признаки (уровни) дефекта легче поддаются коррекции?

6.Как Вы понимаете тезис Л.С. Выготского, что любой первичный дефект по своей природе социален?

7.Каковы возможности компенсации психических функций при различных дефектах? Как Вы понимаете, что такое внутри- и межсистемная компенсация?

Литература:

1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1983. - Т. 5.

3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 1996.

4. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

8. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основная литература

1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.

2. Власова Т.А. О детях с отклонением в развитии. М., 1973.

3. Выгодский Л.С. Собрание сочинений Т5. Основы дефектологии. М., 1983.

4. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. М., 1984

5. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.

6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М.,1990.

7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

9. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.

10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.,1985.

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.

12. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. М., 1995.

13. Нейтиман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1970.

14. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.

15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1979.

16. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. - М., 1988.

17. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

18. Психология аномального развития ребенка. Учеб. пособие для вузов: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М.: ЧеРо, 2002.

19. Специальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей/Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1997.

3. Банщиков В.М. Медицинская психология. М., 1967.

4. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ.- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . – 224 с.

6. Босния Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. М., 1988.

7. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.

8. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи. - М., 1990.

9. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., 1954.

10. Воспитание и обучение слепого школьника. М., 1964.

11. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология 1995. № 1.

12. Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств: Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.

13. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М., 1984.

14. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

15. Дьячков А.И. Дифектологический словарь. М., 1970.

16. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

17. Зенцова М.И. Учителю о ветвях с нарушением зрения. М., 1973.

18. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит. М., 1969.

19. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.

20. Коган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.

21. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста//Дефектология, 1995. № 1. С. 42 – 46.

22. Кривовец И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними//Дефектология 1995. № 6.

23. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.

24. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать. М., 1990.

25. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.

26. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.

27. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей//Дефектология. 1997. № 1. С. 15.

28. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях. М., 1978.

29. Москаленко А.А. Раннее медико-генетическое выявление и диагностирование наследственных заболеваний обмена, вызывающих поражение в сфере интеллекта у детей// Дефектология. 1997. № 2.

30. Московкина А.Г., Дурдыева Т.М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости//Дефектология. 1995. № 6. С. 82 – 90.

31. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш пед. учеб. заведений/Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

32. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.

33. Переслени Л.И., Слободяник Н.П., Шушковская А.А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников.//Дефектология. 1998. № 2. – С.10 – 17.

34. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

35. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

36. Плахова Н.А. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками// Дефектология. 1995. № 5. С 39 – 44.

37. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. М., 1996

38. Психология глухих детей/Под ред. И.Т. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - М., 1971.

39. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001

40. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1978.

41. Ротекова Т.А. Сочетание нарушений познавательно и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1994. № 2.

42. Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте//Дефектология. 1994. № 5.

43. Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., 1990.

44. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.

45. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. - М., 1998.

46. Специальная школа. Выпуск 3-6. М., 1967.

47. Тисней М.К. Дети с недостатком развития. М., 1988.

48. Фармакотерапевтические основы реабилитации психических больных. М., 1989.

49. Фишман М.Н. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР//Дефектология. 1998. № 1. С. 24 – 29.

50. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.- 136 с.

51. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида// Дефектология. 2001, № 3.

52. Щербакова А.М., Матвеева Н.Б., Наливайко Г.А. Создание группы постинтернальной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология. 1995, № 2. С. 32 – 37.

53. Энциклопедия детского невролога. Белоруссия, 1993.

54. Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предприятии//Дефектология. 1997. № 3.

55. Ястребова А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменой речи у учащихся общеобразовательной школы//Дефектология. 1994. № 3.

ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ СРЕЗЫ

  1. Определение, цели, задачи и основные категории специальной психологии.
  2. Основные типы дезонтогений.
  3. Методы специальной психологии.
  4. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта.
  5. Этиология, патогенез и классификация умственной отсталости.
  6. Определение и критерии умственной отсталости.
  7. Особенности чувственного познания при умственной отсталости.
  8. Особенности рационального познания при умственной отсталости.
  9. Особенности личности и деятельности умственно отсталого ребенка.
  10. Развитие умственно-отсталого ребенка.
  11. Методы диагностики отклонений умственного развития.
  12. Основные подходы к обучению и воспитанию умственно-отсталого ребенка.
  13. Этиология, патогенез и классификация ЗПР
  14. Определение и критерии ЗПР.
  15. Особенности чувственного познания при ЗПР.
  16. Особенности рационального познания при ЗПР.
  17. Особенности личности и деятельности ребенка с ЗПР.
  18. Развитие ребенка с ЗПР.
  19. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и ЗПР.
  20. Этиология и патогенез глухоты и тугоухости. Нейросенсорная и проводящая глухота (тугоухость).
  21. Особенности внимания, памяти, ощущения и восприятия глухого ребенка.
  22. .Особенности развития речи и мышления глухого ребенка.
  23. Особенности личности и деятельности глухого ребенка.
  24. Основные подходы к обучению глухих и слабослышащих детей.
  25. Клинические критерии слабовидения и слепоты. Врожденная и раннеприобретенная слепота.
  26. Особенности развития слепого ребенка.
  27. Особенности ощущения и восприятия слепого ребенка.
  28. Развитие мышления и формирование понятий в условиях отсутствия зрения. Представление мира слепым ребенком.
  29. Особенности личности и деятельности слепого ребенка.
  30. Основные подходы к обучению слепого и слабовидящего ребенка.
  31. Ранний детский аутизм Кеннера и Аспергера.
  32. Развитие ребенка с РДА.
  33. Особенности эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с РДА
  34. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.
  35. Методы психологической диагностики аномального развития, общепсихологические, нейропсихологические и патопсихологические подходы к диагностике.

Дидактические тесты

  1. Умственная отсталость – это

А) расстройство психики, обусловленное серьезными соматическими заболеваниями;

Б) стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения ЦНС;

В) нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате социальной депривации.

2. К первичным нарушениям умственной отсталости относятся:

А) нарушения словесно – логического мышления, памяти, внимания;

Б) слабость замыкательной функции коры головного мозга, затруднения в выборке новых условных связей, инертность нервных процессов;

В) стойкое нарушение познавательной деятельности.

Олигофрения – это

А) умственная отсталость;

Б) стойкое недоразвитие психической деятельности, возникшее в результате органического поражения ЦНС на ранних этапах развития;

В) это нарушение интеллекта, возникшее в более поздние этапы развития.

4. умственная отсталость – это понятие, которое включает в себя:

А) олигофрению и деменцию;

Б) олигофрению;

В) деменцию.

5. Из приведенных ниже выбрать вторичные дефекты развития при олигофрении:

А) нарушение слуха;

Б) снижение памяти;

В) двигательные нарушения;

Г) недоразвитие фонематического слуха;

Д) трудности мыслительных операций;

Е) несформированность асоциальных связей.

6. Какую степень интеллектуального снижения можно предположить у детей при наличии признаков:

А) Ребенку 7 лет. Не умеет сам одеваться. Двигательно не ловок. Во время обследования незнакомыми специалистами смеялся, пытался обнять, на замечания не реагировал. Предъявляемые картинки не заинтересовали его (он играл, бросал, отодвигал в сторону). В то же время, когда удавалось привлечь его внимание, он выбирал из 3 – 4 картинок ту, что называли. Словарный запас крайне ограничен. Правую – левую стороны путает, родовые категории (одежда, обувь, пища и т.д.) не усвоены, хотя с ребенком много занимаются родители и логопед.

Б) ребенку 6 лет 9 месяцев. Себя полностью обслуживает. Движения не достаточно сформированы. В момент обследования волнуется. Узнает и называет знакомые изображения. Словарный запас бедный. Серию последовательных картинок раскладывает с помощью, объяснить сам причины зависимости не может. При классификации предметных картинок по родовым категориям обращает внимание на высшие контрольно – ситуационные признаки. Действия по словесной инструкции доступны. Различает правую – левую стороны. Переносный смысл слов – понятий, скрытый смысл текстов не понимает.

7. Узнать, какие психические свойства зависят от структуры дефекта:

А) грубость;

Б) повышенная возбудимость;

В) заторможенность;

Г) робость;

Д) инактивность психических процессов;

Е) аутизм;

Ж) леность;

З) неопрятность;

И) обидчивость;

К) эмоциональная неуравновешенность;

Л) зазнайство;

М) неадекватная самооценка;

Н) повышенная внушаемость;

О) двигательная расторможенность;

П) скромность;

Р) жадность.

8. Выделите (подчеркните) особенности, характерные для учащихся с ЗПР:

А) эффективность оказываемой помощи;

Б) неумение перенести оказанный способ действия на аналогичное задание;

В) незрелость эмоций, воли, детскость поведения;

Г) способность к переносу освоенного способа решения задания в новую сходную ситуацию;

Д) грубое недоразвитие эмоционально – волевой сферы, неадекватность поведения;

Е) низкий уровень техники чтения, сопровождающийся повторными прочитываниями слов, фраз с целью понять;

Ж) механическое заучивание учебного материала без попыток понять его смысл;

З) отсутствие самоконтроля.

9. Поставьте номера признаков, характерных для указанных в таблице состояний:

Умственная отсталость ЗПР Нормальное умственное развитие
     
  1. неуверенность в себе;
  2. трудности в поведении;
  3. выраженные трудности словесно – логических операций;
  4. умение использовать помощь;
  5. трудности переноса усвоенного на аналогичные занятия;
  6. достаточно организующей помощи;
  7. необходим многократный показ и разъяснение;
  8. выполняет самостоятельно задания;
  9. выраженный интерес к неучебным заданиям;
  10. адекватная оценка своих неудач;
  11. трудности общения;
  12. конкретность мышления;
  13. хорошая механическая память;
  14. сравнение предметов по несоотносимым признакам;
  15. повышенная внушаемость;
  16. плохой подчерк;
  17. эгоцентризм;
  18. инфантилизм;
  19. дистрофия;
  20. бедный словарный запас.

10. Ира Д., 8 лет. Непосредственная, эмоциональная. Несамостоятельна, легко внушаема. Преобладают игровые интересы. Во время игры бывает безудержна, вносит много фантазии. При интеллектуальной деятельности быстро пересыщается, истощается. Игровые интересы преобладают над познавательными учебными. Физические параметры снижены. В школе – неуспеваемость.

Какой диагноз можно предположить и в какой школе целесообразно обучаться:

  1. умственная отсталость. Школа 8 типа.
  2. задержка психического развития. Школа ЗПР или классы для детей с ЗПР.

11.Оля Т., 10 лет. Учится во втором классе вспомогательной школы. Учитель отмечает повышенную утомляемость, сопровождающуюся суетливостью. Девочка очень ранимая, готова расплакаться даже при строгом взгляде учителя. Концу урока и учебного дня становится более спокойной. Положительный эффект имеет ласк, поощрение.

Для каких болезненных процессов характерны эти появления:

  1. гидроцефалия;
  2. эпилепсия;
  3. шизофрения;
  4. ревматические поражения ЦНС;
  5. сифилис ЦНС.

12. каким психическим заболеваниям свойственны следующие особенности:

А) некритичность, нелогичность, нелепость суждений. Наличие случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны суждений. «Заумность» при ответе на простые вопросы. Речь носит вычурный характер. Трудности общения, стремление к уединению. Навязчивые идеи и движения (постоянно накручивает на палец волосы, непроизвольно гримасничает, раскачивается и др.). Неадекватные эмоциальные реакции (при сильных потрясениях могут не переживать, а из – за пустяков давать выраженные эффективные вспышки и т.п ), частое состояние апатии.

Б) выраженная инертность всех психических процессов, тугоподвижность мыслительной деятельности. Трудности запоминания, забывчивость. Чрезмерная вязкость в общении. Педантичность. Раздражительность, склонность к неудержимому гневу, злопамятство. В некоторых случаях назойливость, заискивающая слащавость.

А) в первом случае имеет место признаки………………………………………………..

Б) во втором…………………………………………………………………………………

13. Какие из ниже перечисленных особенностей речи характерны для детей, страдающих гидроцефалией:

А) речь фонематически, лексически, грамотически построена правильно, но несет черты манерности;

Б) речь сопровождается ужимками, искажениями голоса, телодвиженями. Встречаются неожиданные неологихмы.

В) речь вязкая, частое повторение слов, чрезмерное детализирование;

Г) с устной речью проблем нет. В письменной речи пропуски букв, слогов в словах, «случайные» приписки в нутрии слов (ложка – ложечка). Страдает подчерк;

Д) впечатление хорошо развитой устной речи, содержащей даже научные термины. Но при этом смысл слов, используемых в речи, дети не понимают. Дети лишь копирую чужую речь.

14. При каком болезненном состоянии имеют место указанные ниже этиологии и симптомы:

А) органическое заболевание мозга, приобретенного, а чаще врожденного, генетически обусловленного характера. Отмечаются припадки (разные степени выраженности); специфические особенности мышления; специфические особенности эмоционально – волевой сферы. Для детей с этим нарушением характерны тугоподвижность всех психических процессов; чрезмерная вязкость, «застревание» на мало существенных деталях, чрезмерная детализация, неспособность выделить главное; педантичность; преобладание эгоцентричных установок угрюмости, злопамятности; отмечается также угодливость, ласковость;

Б) прогрессирующее психическое заболевание. Генетические исследования указывают на значительную роль наследовательного фактора. Отмечаются симптомы аутизма, эмоциональные изменения, нарушения мышления (конкретность, некритичность, алогичность, возможно бредовые мысли, галлюцинации, расстройства и др.), сознания, неврозоподобные, двигательные синдромы.

  1. последствия поздних черепно - мозговых травм;
  2. олигофрения;
  3. сифилис ЦНС;
  4. шизофрения;
  5. гидроцефалия4
  6. эпилепсия;
  7. ЗПР.

15. Какие из приведенных ниже особенностей характерны для познавательной сферы:

А) владение необходимым объемом информации;

Б) уверенность в своих силах и способностях;

В) чувство юмора;

Г) богатый словарный запас;

Д) независимость в мышлении и поведении;

Е) умение рассуждать;

Ж) умение делиться вещами и идеями;

З) склонность к самоанализу;

И) высокая любознательность;

К) анализ ситуаций;

Л)настойчивость в выполнении заданий;

М) умение обобщать и делать выводы;

Н) эмпатическое отношение к людям;

О) терпимое отношение к критике;

П) установление причинно – следственных связей;

Р) внутренняя мотивация;

С) критичность мышления;

Т) навык самоконтроля;

У) богатое воображение;

Ф) повышенная внушаемость;

Х) инактивность мыслительных процессов.

16. Какие особенности мышления характерны для умственно отсталых:

А) слабость обобщения;

Б) умение выделять существенные признаки предметов и явлений;

В) конкретность;

Г) умение логически обосновывать ответ;

Д) разорванность мыслей;

Е) стереотипичность в рассуждениях;

Ж) способность к абстрагированию;

З) непонимание причинно – следственных зависимостей;

И) сравнение предметов по несопоставимым признакам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

для специальности "Психология"

(020400)

Курс 3

Семестр 6

Лекции 18

Семинарские

занятия 16 Зачет в 6 семестре

Индивидуальные

занятия 0,5

Самостоятельная

работа 25,5

Всего 60

СОСТАВИТЕЛИ: к. психол. н., доцент Янко Е.В.

ст. преподаватель Симкин М.Ф.

Кемерово 2003

Рабочая программа составлена на основании:

на основании Государственного стандарта высшего образования по специальности "Психология"(020400), 2000г.

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры

Протокол №___ «___» ______2003г.

Зав. кафедрой

Яницкий М.С.__________________

Одобрено методической комиссией

Протокол №___"___"_____2003г.

Председатель:

Морозова И.С. _________________

Содержание

Введение…………………………………………….………………………….4

Тематический план…………………………………………..………………..7

Содержание курса…………………………………………………………….8

Темы семинарских занятий…………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………..……..23

Контрольный вопрос по курсу…………………………………...…..……30

Введение

Проблема развития детей имеющих те или иные врожденные или приобретенные дефекты является непреходящей для психологической науки и практики. На сегодня деятельность психолога работающего с детьми подростками невозможна без глубокого знания аспектов связанных с дезонтогенезами разных типов. Именно ранняя и точная диагностика, понимание психологических закономерностей и механизмов аномального развития лежат в основе адекватных коррекционно-образовательных мероприятий, создания условий для как можно более полной социализации детей с дезонтогениями. Это тем более актуально, что отмечается постоянный рост числа детей со стойкими нарушениями здоровья. По разным данным из 10 новорожденных детей 6-8 имеют различные отклонения в здоровье, в т.ч. со стороны нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата.

На сегодня в РФ насчитывается более 8 миллионов инвалидов, число людей с ограниченными возможностями не учитывается и может превышать число инвалидов в несколько раз. В современных условиях крайне актуально стоит вопрос о физической, социальной, трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями и инвалидов, которая невозможна без научно выверенных, современных психологических подходов, без кропотливой, грамотной работы психологов-практиков.

Целью курса является раскрытие природы, психологических механизмов и закономерностей аномального развития, обучение методам диагностики отдельных типов дезонтогений.

Задачи курса:

Определить основные причины виды и типы дезонтогенеза.

Раскрыть общие механизмы аномального развития.

Изучить отдельные виды дезотогений.

Изучить медоты и отдельные методики диагностики аномального развития.

В ходе курса слушатели должны освоить основные подходы в психологической реабилитации к людям с ограниченными возможностями, направленные в первую очередь на предупреждение становления врожденного или приобретенного дефекта в центре становления и формирования личности, помощь людям с дефектом так организовать свою жизнь, чтобы развить другие способности и компенсировать инвалидность.

Тематика курса актуальна и неразрывно связана с целым рядом дисциплин, в том числе возрастная психология, психология развития, патопсихология, социальная психология и использует достижения смежных наук в преломлении особенностей людей с ограниченными возможностями: развитие глухого или слепого ребенка, возрастные психологические особенности умственно отсталого ребенка, психопатология больных с психическими нарушениями, приведших к инвалидности и др.

Также в ходе курса затронуты вопросы олигофрено-педагогики, сурдо - и тифлопедагогики.

Комплексный подход позволяет дать слушателям наиболее полное представление о динамике и статике психических процессов у людей с ограниченными возможностями.

Прохождение курса должно выработать также у студентов нравственное отношение к инвалидам и людям с ограниченными возможностями, сформировать активную позицию в защите их прав и интересов.

В результате прохождения курса «Психология людей с ограниченными возможностями» слушатели должны свободно владеть следующими понятиями:

дефект, отклонение в развитии;

ограничение возможностей;

социализация, инкультурация, интеграция.

психическая, социальная, трудовая реабилитация;

дезоттогенез, дезонтогения;

гетерохрония, асинхрония, ретардация, акселерация;

реакция личности на дефект;

коррекционная педагогика.

Дополнительно слушатели должны владеть рядом узкоспецальных понятий в разрезе каждой формы ограничения возможностей (слепота, слабовидение, глухота, снижение слуха и т.п.)

Курс «Психология человека с ограниченными возможностями» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 140 час. изучается в течение одного семестра, его изучение завершается зачетом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

  Тема Всего Лек Сем Инд. раб. Сам Контроль
  1. Введение в учебный курс «Специальная психология»      
  2. Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость   Собеседование
  3. Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР 6,5   2,5 Собеседование
  4. Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции   Собеседование
  5. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка   Собеседование
  6. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка   Собеседование
  7. Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм   Собеседование
  8. Диагностика нарушений в развитии   Собеседование
  9. Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.   Собеседование
ИТОГО 0,5 25,5 ЗАЧЕТ  
                               

Содержание курса

Тема 1. Введение в учебный курс «Специальная психология»

Цели, предмет и задачи курса. Определение, цели, задачи и основные категории специальной психологии. Краткий <

Наши рекомендации