Количественные и качественные характеристики действий
Количественные и качественные характеристики действий:
Необходимо правильно оценить задачи обучения:
1. Сформулировать цель.
Цель может находиться как во внешнем, так и во внутреннем плане.
Цель может быть для получения определённого результата.
Цель может быть соотнесена с процессом (прим. - обучение вождению машины).
Как пример — правильная цель «научиться выполнять с помощью программы», а не «научиться работать с программой».
Результат может существовать в виде образа, или в виде образца (шаблон, жёсткое описание, возможны предусмотренные допуски). Может быть дано вербальное описание.
1. Образ ⎫
2. Образец ⎬ Результат
3. Вербальное описание ⎭
2. Условия выполнения действия.
1. Среда (прим. - писать в холодном помещении сложнее, чем в тёплом).
2. Оборудование и инструменты.
3. Система исходных данных.
3. Вид ориентировочной основы действия.
Если человек постоянно ошибается при выполнении какого-то действия — это означает, что у него плохая ориентировка.
4. Широта ориентировочной основы.
Разнообразие операционных составов действия (решить задачу разными способами). Прим. - чтобы перебраться через реку, можно построить мост или перепрыгнуть её.
Связано с диапазоном регулировки отдельных характеристик операций (прим. - сильнее оттолкнуться при прыжке).
Перечень операций, которые мы можем использовать. Чем шире, тем больше вариантов, тем разнообразнее мы можем выполнить действие, тем больше ориентировочная основа. Чем больше мы можем задействовать ресурсов, тем лучше приспособиться к условиям.
Для того, чтобы более чётко сформулировать задачи обучения, нужно знать характеристики действий.
↓ Условия
(Мотив) ↕ [ Ориентировочные операции - выбор исполнительных операций | Исполнительные операции ] (Цель)
↕ = Широта ориентировочной основы — множество возможных вариантов операции.
Действие — это что-то, что приводит нас к достижения цели. Операция — это, фактически, результат действия, это то, что получается. Мотив и цель — это предпосылка к активности, к совершению действия. Действие — это активность, операция — это результат действия, то, что приводит к цели.
В процессе операции могут использоваться опорные точки. Выбор "Шаблона", по которому идёт действие, выполняется в ориентировочной части.
5. Характеристики операционного состава. Набор характеристик операционного состава, реализующего действие.
Описать операцию, в некотором смысле, невозможно, потому, что это то, как конкретно продвигается действие, это все детали его протекания. Поэтому, для описания операции используют некое обобщённое его описание — схему действия. Схема действия — это некая обобщённая операция, которая реализует действие (чтобы прицелиться, нужно найти цель, знать правила, применить эти правила к ситуации, и т.д.).
o Схема действия — это набор операций.
Для того, чтобы описать операционный состав, нужно использовать схему действий. У одного действия может быть много схем.
Смеха1: [Операция1] → [Операция2] → [Операция3] → ...
o Каждая операция схемы действия имеет свои характеристики:
§ Над чем совершается операция.
§ Может быть внешняя или внутренняя.
§ Временная характеристика — сколько продолжается.
§ Использованные приспособления.
§ Использованные опорные точки.
§ Способ контроля.
Некоторые из этих характеристик могут отсутствовать.
o Характеристики операционного состава.
Характеристики операционного состава являются набором характеристик операций, но имеют следующие дополнительные пункты:
§ Временные характеристики:
§ Общее время.
§ Темп (скорость выполнения).
§ Ритм (внутренняя структура каких-то процессов).
При наборе слова на печатной машинке, написание одной буквы определяет темп письма, но внутри написания одной буквы есть свои временные структуры, которые определяют некий внутренний ритм. Например, при написании от руки буквы «А», какая-то часть пишется быстро, а в какой-то происходит замедление — эти части, выполняемые быстро/медленно, и задают ритм написания буквы.
О темпе можно говорить как о частоте смены каких-то этапов выполнения действия.
§ Качественные характеристики — правильность выполнения действия (связаны с тем, как действие выполняется):
§ Степень отклонения от цели.
§ Степень отклонения процесса выполнения от заданного образца.
§ Оптимальность операционного состава (рациональность решения задач).
Эффективность использования действия с точки зрения оптимальности.
§ Устойчивость операционного состава (насколько точно можно повторить то, что было сделано).
§ Устойчивость результата.
§ Устойчивость процесса.
§ Устойчивость характеристик операционного состава.
6. Обобщённость цели (обобщённость действия).
Пример — попасть "в 10-ку" — низкая обобщённость, а попасть "хоть куда-нибудь" — высокая обобщённость.
Отличается уровнем общности описания того, что требуется достичь.
Степень обобщённости цели должна соответствовать широте операционного состава. Нужно формулировать максимально обобщённо, но в рамках широты операционного состава. Это даёт возможность переходить от одного типа задач, к другому (в зависимости от степени их общности).
Можно поставить цель «научить ребёнка срывать ромашки», а можно — «научить ребёнка срывать цветы». Или — «научить работать с Word'ом» и «Научить работать с текстовым редактором».
7. Осознанность действия.
Возможность разворачивания действия во внутреннем плане (понимание действия и того, как оно происходит):
o На уровне образов;
Образное представление действия.
o На вербальном уровне;
Словесное описание действия.
o Свободная речевая интерпретация.
Свободный выбор различных форм описания действия.
Полезно формулировать одно и то же различными словами.
8. Критичность выполнения действия.
Связана с контролем. Выполняется оценка:
o Хода развёртывания действия (правильно или неправильно выполняется действие);
o Результата (получили ли то, что хотели).
Критичность позволяет развивать действие.
9. Степень автоматизации.
В какой-то момент человек уже не осознаёт, как он выполняет какие-то действия, а делает их «на автомате».
10. Степень интериоризации (насколько оно внутреннее/наружное).
Характеристики действия
Характеристики действия - К числу независимых характеристик (параметров) действия относятся: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и др.).
Форма действия характеризует уровень присвоенности действия субъектом, меру интериоризации действия. Различают три основные формы действия: материальную (материализованную), внешне речевую и умственную.
Обобщенность действия характеризует меру выделения существенных для выполнения действия свойств предмета из других, несущественных.
Развернутость действия показывает, все ли операции, первоначально входившие в состав действия, выполняются человеком. По мере формирования действия состав выполняемых операций уменьшается, действие становится свернутым, сокращенным.
Освоенность действия включает такие характеристики, как легкость выполнения, степень автоматизированности и быстрота выполнения. В начале выполнения действие идет с осознанием каждой операции, медленно, но постепенно действие автоматизируется и темп его выполнения увеличивается.
Кроме этих основных характеристик действие имеет ряд вторичных свойств: разумность, сознательность, абстрактность, прочность.