Качественные и количественные характеристики способностей

Со стороны качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями.

В основе одинаковых или в чём–то сходных достижений при выполнении какой–либо деятельности, могут лежать сочетания весьма различных способностей. Это открывает возможность для компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, упорно трудясь.

Например, Теплов, Леонтьев показали, что отсутствие такой важной музыкальной способности, как абсолютный слух, не может быть препятствием на пути развития профессиональных музыкальных способностей. Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии.

В целом, качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной) человеку легче найти себя, добиться успеха.

Поэтому качественная характеристика тесно связана с количественной. Выяснив, какие конкретно психологические качества отвечают требованиям данной деятельности, можно ответить на вопрос, в какой степени они развиты у человека по сравнению с требуемыми для данной деятельности.

Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю. В конце 19 – 20 в. ряд психологов (Коттел, Спирмен и др.) под влиянием требований, вызванных необходимостью осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся. Тем самым предполагалось, что будет установлено ранговое место личности и её пригодность к той или иной деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии, общественной жизни.

Например, в США и Великобритании использовались для определения способностей тесты умственной одарённости. Коэффициент умственной одарённости:

умственный возраст

Качественные и количественные характеристики способностей - student2.ru IQ = х 100.

фактический возраст

Если, например, средняя сумма очков для детей 11 лет должна приближаться к 120, то любой ребёнок 11 лет, набравший эту сумму (и выше), имеет и умственный возраст 11 лет.

Однако, психологический анализ обнаружил, что коэффициент умственной одарённости выявляет не интеллектуальные способности человека, а наличие у него тех или иных сведений, умений и навыков, с которыми не следует смешивать способности. К тому же очевидно, что наилучшие результаты обнаруживают учащиеся хорошо подготовленные.

Критикуя тесты умственной одарённости, Выготский указывал, что если ребёнок не решает предложенной ему задачи, то этот факт ничего не говорит о его способностях. Ребёнок может не иметь соответствующих знаний и умений и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Умственное развитие ребёнка происходит не само собой, а в процессе обучения, т. е. в постоянном общении с взрослыми. То, что ребёнок не может сам, он сможет с помощью взрослого, а завтра самостоятельно.

Исходя из этого, Выготский предложил проводить исследования дважды. Первый раз, выясняя, как ребёнок решает задачу самостоятельно, а второй – как решает с помощью взрослого. Не оценка самостоятельного решения, а расхождение между результатами самостоятельного решения и с помощью взрослого, становится важной частью общей оценки способностей ребёнка. Если ребёнок не решает задачу ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, тогда есть основания говорить о недостаточно высоком уровне способностей. Этот путь выявления уровня способностей обозначен Выготским, как метод определения зоны ближайшего развития.

Итак, способности не существуют вне деятельности, а формирование их происходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребёнка в процессе обучения.

Если в психологических тестах, составленных с научными требованиями, удаётся смоделировать важнейшие условия развития человека и уловить динамику приобретения знаний и умений, то такое испытание позволяет быстро измерять и выражать количественно уровень способностей человека.

Признаки наличия способностей к какому–либо виду деятельности:

1. Высокий темп обучения соответствующей деятельности;

2. Широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить её в других аналогичных ситуациях;

3. Энергетическая экономность выполнения данной деятельности;

4. Индивидуальное своеобразие выполнения деятельности;

5. Высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.

Наши рекомендации