На отбывании наказания
В 4 квартале 2005 года в учреждении ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю (колония строгого режима) было проведено исследование мнения осужденных об условиях своего содержания, с целью определения факторов отрицательно сказывающихся на отбывании наказания, допущении нарушений режима содержания и других деструктивных проявлений. Исследование проводилось анонимным анкетированием и последующим анализом полученных данных.
В исследовании приняли участие осужденные различных категорий из разных отрядов. Общий анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
● I. Мнение осужденных о взаимоотношениях с администрацией.
1.1. Отношение к администрации:
А. Позитивное – 50%
Б. Сложности во взаимоотношениях – 37%
В. Негативное – 9%
Г. Нет контакта, изоляция – 4%
1.2. Смогли бы совершить нарушение режима так, чтобы администрация об этом не узнала:
А. Да – 17%
Б. Да, при определенных условиях – 21%
В. Не задумывался – 19%
Г. Нет – 31%
Д. Иное – 14%
1.3. Всегда ли соответствует строгость взысканий, налагаемых администрацией ИК, тяжести проступка:
А. Да, всегда – 16%
Б. Иногда, в некоторых случаях – 25%
В. Большей частью взыскания налагаются несправедливо – 20%
Г. Нет, не всегда – 22%
Д. Всегда, когда есть хорошие личные взаимоотношения с воспитателем, режимным работником – 2%
Е. Иное – 15%
1.4. Как охарактеризовать отношение сотрудников ИК к осужденным:
А. Доброжелательное, справедливое – 16%
Б. Ровное, безразличное – 57%
В. Сложности во взаимоотношениях – 12%
Г. Имеют место случаи незаконного применения силы и спецсредств – 0%
● II. Вопросы, направленные на определение статуса и авторитета сотрудников среди спецконтингента.
2.1. При попадании в трудную ситуацию или испытывая горе, вероятны обращения к:
А. Начальнику отряда – 10%
Б. Оперативнику – 19%
В. Режимнику – 2%
Г. Психологу – 32%
Д. Медработнику – 12%
Е. Нет таких – 25%
Ж. Иное (к начальнику ИК) – 20%
2.2. Каково отношение к уровню жизни сотрудников ИК и условиям их проживания:
А. Вызывают сожаление – 30%
Б. Вам это безразлично – 50%
В. «Так им и надо» – 20%
2.3. Какими качествами должен обладать сотрудник, чтобы пользоваться авторитетом (уважением) у осужденных:
А. Доброта – 20%
Б. Отзывчивость – 27%
В. Требовательность – 12%
Г. Общительность – 29%
Д. Смелость – 16%
Е. Суровость – 2%
Ж. Справедливость – 55%
З. Сострадание – 6%
И. Терпимость – 12%
По мнению осужденных, сотрудник исправительного учреждения должен обладать такими качествами как: справедливость, общительность, отзывчивость, чтобы пользоваться авторитетом (уважением) у осужденных.
● III. Вопросы, определяющие трудности и сложности, с которыми сталкиваются осужденные.
3.1. Устраивают ли бытовые условия и питание в колонии:
А. Вполне устраивают – 27%
Б. Не устраивает быт – 30%
В. Не устраивает питание – 35%
Г. Не устраивают – 22%
Около 70% опрошенных выражают неудовлетворение бытовыми условиями и питанием в колонии.
3.2. Основной трудностью, с которой приходится сталкиваться, находясь в ИК, является:
А. Удержание своего статуса и авторитета среди осужденных – 2%
Б. Сохранение хороших отношений с другими осужденными – 14%
В. Сохранение хороших отношений с администрацией – 16%
Г. Исполнение правил и требований режима содержания – 16%
Д. Невозможность уединиться, побыть одному – 24%
Е. Незнание чем себя занять – 10%
Ж. Общение с узким кругом людей, находящихся рядом в одном отряде – 6%
З. Негативные переживания – 16%
И. Иное – 22%
3.3. Чаще всего испытываю переживания из-за:
А. Неопределенности будущего – 18%
Б. Оторванности от родных – 51%
В. Несправедливого отношения администрации – 14%
Г. Несправедливого отношения осужденных – 6%
Д. Отсутствия перспективы в будущем – 16%
Е. Потери смысла жизни – 8%
Ж. Иное – 14%
● IV. Вопросы, направленные на выявление ресурсов, помогающих справляться с трудностями.
4.1. Что помогает преодолевать трудности пребывания в ИК:
А. Поддержка со стороны родных и близких – 41%
Б. Поддержка осужденных – 12%
В. Поддержка сотрудников – 8%
Г. Надежда, вера в лучшее – 30%
Д. Перспективы, планы на будущее – 24%
Е. Сила воли, уверенность в себе – 41%
Ж. Иное – 6%
● V. Вопросы, направленные на определение основных причин нарушений режима содержания по мнению спецконтингента.
5.1. Причины, влияющие на совершение нарушений режима содержания:
А. Конфликты среди осужденных – 20%
Б. Конфликты с администрацией – 18%
В. Плохое питание – 18%
Г. Негативное влияние «воровской» культуры, авторитетов – 12%
Д. Неудовлетворительные условия содержания, медицинского обслуживания – 18%
Е. Неорганизованность досуга (свободного времени) – 24%
Ж. Иное (нервный стресс, невнимательность) – 18%
5.2. По каким причинам могли бы принять участие в массовых беспорядках, неповиновениях требованиям администрации:
А. Чтобы поддержать большинство – 10%
Б. Назло администрации – 0%
В. Чтобы доказать справедливость – 20%
Г. От «нечего делать» – 2%
Д. Только спонтанно, беспричинно – 8%
Е. Иное ( в том числе, не стал бы принимать участия) – 60%
5.3. На какие проявления, со стороны сотрудников, чаще всего реагируют негативно:
А. Грубость, жесткость – 14%
Б. Невнимание к проблемам – 37%
В. Нарушение прав – 29%
Г. Попытки унизить достоинство – 22%
Д. Несправедливость – 30%
Е. Иное – 14%
● VI. Предложения со стороны спецконтингента по улучшению СПК.
А. Затрудняюсь ответить, не знаю, все устраивает – 47%
Б. Высказали предложения – 53%
Больше половины осужденных, принявших участие в данном исследовании, видят возможности по улучшению СПК. При этом ими выделяются следующие составляющие данного показателя:
- организация досуга, трудоустройство – 41%
- улучшение бытовых условий (ремонт), питания – 12%.
Результаты опроса и анкетирования осужденных показывают наличие причин, влияющих на отбывание наказания, допущение нарушений режима содержания.
Осужденные неудовлетворенны, прежде всего, взаимоотношениями с администрацией. Они отмечают негативное, безразличное отношение к ним со стороны администрации, которое выражается в непонимании, несправедливости сотрудников, оценки их личности без учета индивидуальных особенностей, равнодушном отношении к их проблемам. Следствием этого является появление эмоциональной напряженности, проявляющейся в нарушениях дисциплины, конфликтах, ухудшении общего самочувствия, снижении настроения. Психологический дискомфорт, слабая организация досуга, незнание чем себя занять, низкий процент трудоустроенных осужденных, в тоже время, недоверчивость по отношению к администрации, трудности во взаимоотношениях, вызывают у осужденных «прохладное» отношение к правилам внутреннего распорядка. При этом имеют место случаи, когда сотрудники в отношениях с осужденными руководствуются личными симпатиями – антипатиями, что порождает не всегда справедливые решения. Отсутствует гибкость в решении различных вопросов, требующих дифференцированного подхода.
В адаптационный период (карантинное отделение) отделами и службами с осужденными проводится недостаточная разъяснительно-воспитательная работа. Осужденные остаются один на один со своими проблемами и, зачастую, вынуждены их решать не всегда социально приемлемым способом (кто-то попадает в зависимость, кто-то испытывает на себе давление «воровской» субкультуры, кто-то попросту не знает правил внутреннего распорядка и др.). А именно в этот период у осужденного закладывается его отношение к отбыванию срока в колонии, планы и перспективы, выстраиваются взаимоотношения с администрацией, осужденные в большей степени испытывают потребность во внимании со стороны администрации, помощи в построении положительных перспектив, выявлении ресурсов помогающих справляться с трудностями. Слабое влияние администрации в адаптационный период в будущем ведет к психологическому дискомфорту, напряжению, снижению настроения, «прохладному» отношению к правилам и нормам внутреннего распорядка, нежеланию их выполнять, другим деструктивным проявлениям.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Раздел 1. Психологическое сопровождение персонала подразделений ФСИН России М.Г. Дебольский Организация и опыт психологической работы с сотрудниками УИС …………………………………………………... О.Н. Ежова Проблема психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы……………………………….... Т.В. Копылова Формирование профессиональной готовности сотрудников к деятельности в учреждениях УИС в современных условиях ………………………………………………………………. Е.Е. Каллистратова Психологическая подготовка сотрудников как фактор совершенствования профессиональной подготовки сотрудников УИС…………………………………………………….. А.В. Рогов К вопросу социально-психологической компетентности основных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы (на примере ИУ УФСИН России по Владимирской области)……......................................................................................... С.А. Тарасова Социальный интеллект в системе профессионально важных качеств сотрудника УИС…………………………………… О.С. Желтов Коммуникативная компетентность сотрудников оперативного отдела………................................................................ Л.С. Беркович Проницательность, как фактор социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы ………………………………………....... Н.Г. Чаронова Мотивация служебной деятельности сотрудников уголовно-испонительной системы…………………………………... М.А. Фомичева Выявление и профилактика депрессивных состояний и у сотрудников УИС………………………………………………….. С.Я. Христофорова Пограничные состояния у сотрудников правоохранительных органов............................................................ Раздел 2. Психологическое обеспечение осужденных и заключенных под стражу в пенитенциарных учреждениях России М.Г. Дебольский Организация и опыт психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными………………………… Е.Л. Сучкова Научно-методическое обеспечение деятельности психологов исправительных учреждений…………………………. О.А. Тоболевич Значение гендерного подхода в профилактической и реабилитационной работе с осужденными………………………............. А.В. Молоствов Психологические аспекты представлений осужденных и правопослушных респондентов о жертвах преступлений.......................................................................................... А.И. Ложкин Глубинно-психологический анализ криминальной агрессии: множественные и серийные убийцы…………………………… | 4-10 10-14 15-19 19-23 24-28 28-32 33-36 36-41 41-47 47-51 51-56 57-62 62-64 64-66 66-70 71-78 |
А.В. Сухачева Программы психологической коррекции осужденных: проблемы реализации и оценки их эффективности……………………… С.Д. Хачатурян Когнитивно-поведенческие программы работы с осужденными………………………………………………………….. С.В. Сережникова Психология раскаяния осужденных. Раскаяние как основа исправления осужденных……………….…………………..... Е.В.Чернышева Особенности Я-концепции личности осужденных …… М.Г. Кузнецова Консультативная психологическая помощь на этапе предварительного заключения под стражу……………………………….. М.П. Чернышкова Психодиагностическое сопровождение осужденных с психическими аномалиями…….…………………………………………... С.В. СережниковаОрганизация работы с осужденными, имеющими низкий социальный статус…………………………………………... Т.Ю. Майсейкова Опыт психологической работы с ВИЧ-инфицированными осужденными в пенитенциарных учреждениях России……………………………………………………………………….. В.Г. Панова Организация психокоррекционной работы с ВИЧ-инфицированными осужденными женщинами в период отбывания наказания…………………………………………………. В.В. Маслов, Ю.Л. Бондарцова Педагогические пути ресоциализации несовершеннолетних осужденных………………………………….. С.В. Богданова «Картина мира» несовершеннолетних (по результатам исследования категориальных структур сознания подростков, осужденных за преступления различной тяжести) И.В. Кучеренко Опыт психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными Азовской воспитательной колонии………………………………………………………………... С.А. Груздева Особенности работы с осужденными, прибывшими из воспитательных колоний……………………………………………........ Д.В. Хромов Психологический анализ нарушений режима отбывания наказаний и их профилактика………………………………………. А.В. Малых Голодовка в ИУ: исследование причин, направленные психологические мероприятия, рекомендации по профилактике………. А.В. Малых Типология нарушителей режима содержания в местах лишения свободы и особенности психологического воздействия на них…………………………………………………………………………… А.А. Воронина Особенности ресоциализации лиц, осужденных к лишению свободы за внутрисемейные преступления……………... Н.В. Дель Модель профессиональной деятельности психолога на предприятиях ФСИН…………………………………………………. М.Г Кузнецова. Современные психотехнологии в практике пенитенциарных психологов………………………………………………. И.А. Матвеева О суицидах осужденных, подозреваемых, обвиняемых в подразделениях УИС……………………………………………………. Т.В. Леушкина Опыт исследования мнения осужденных об условиях своего содержания, с целью определения факторов, отрицательно сказывающихся на отбывании наказания | 78-82 82-92 92-96 97-102 102-107 107-112 112-120 120-126 126-130 131-136 136-141 141-144 144-145 145-151 152-156 156-164 164-167 168-172 172-178 178-192 192-196 |
Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе. Материалы научно-практической конференции психологов уголовно-исполнительной системы – Москва: ФСИН России, 2006. – 199 с.
Редакционная коллегия:
М.Г. Дебольский – заместитель начальника управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент;
А.Н. Котляров – заместитель начальника отдела психологической службы управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России.
М.Г. Кузнецова – инспектор по особым поручениям отдела психологической службы управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России;
Рецензент: А.В. Кокурин
Техническая редакция и компьютерная верстка: А.Н. Котляров
Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России
Управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы ФСИН России
Подписано в печать 25.05.2006 г.
Тираж 300 экз. Заказ № 199 ________________________________
Печать DOCUMENT CENTRE 535
ФГУ НИИИиПТ ФСИН России г. Тверь
[1] См.: Психологическое обеспечение деятельности ОСН. – В 4-х частях. – М.:ГУИН, НИИ УИС МЮ РФ, 2004.
[2] Поздняков В.М. Пенитенциарная психология в России: история и современность. Монография. – М., 2000.
[3] Сухов А.Н., Поздняков В.М. Основы формирования профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными: Учеб.-метод. пособие по курсу «Социальная психология» / Рязань: РВШ МВД РФ, 1992.
[4] В данном случае нами разделяется позиция А.Г. Асмолова (1990, 1996), обосновавшего базовые условия и направления повышения толерантности в социуме.
[5] Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений. Рязань, 1999.
[6] Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. С. 224 – 225.
[7] Там же. С. 219, 235.
[8] См.: Крылов Б.С., Меркулов Г.С. Полиция и органы исполнения наказания в буржуазных странах. М., 1989.
[9]Мучински П. Психология, профессия, карьера. СПб., 2004, с. 90.
[10]Петровская Л.А. Компетентность в общении. М. 1989. 216 с.; Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию. М. 1994. с. 103-114
[11] Филатова О.В. К вопросу о проблеме социального взаимодействия / Актуальные проблемы психологии, философии, этики и эстетики. Владимир, 2000, с. 78; Куницына Н.В., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003, с. 481.
[12] Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: ПЭР СЭ, 2005, с. 56.
[13] Филатова О.В. К вопросу о проблеме социального взаимодействия / Актуальные проблемы психологии, философии, этики и эстетики. Владимир, 2000, с. 78
[14] Куницына Н.В., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003, с. 481
[15] Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М.: ПЭР СЭ, 2005, с. 56
[16] Сухов А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. М., 2001, с. 59-60
[17] Ткаченко Е.С. Социально-психологическая компетентность сотрудников УИС. Материалы научно-практического семинара психологов УИС ЦФО «Применение психотехнологий в работе пенитенциарного психолога». Владимир, 2005
[18] Анкета по определению профессионально-значимых качеств сотрудника УИС (А.В. Кокурин, Б.Г. Бовин)
[19] Здесь и далее под ОРД следует понимать оперативно-розыскная деятельность.
[20] О механизме влияния общения на деятельность см.: Андреева Г.М., Яноушек Я. Основные направления воздействия на совместную деятельность //Общение и оптимизация совместной деятельности. М, 1987. С. 6.
[21] См.: Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993. С. 29-30.
[22] Экспертами выступили прямые и непосредственные руководители оперативных уполномоченных УИС.
[23] Даров Г.В. Психология первичного впечатления о другом человеке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1989., с. 9
[24] Ярков Т.В. Роль проницательности в межличностных отношениях
[25] Кустов М.И. Рефлексия поведения в социальной перцепции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Новосибирск., 1984., с. 15
[26] Психогимнастика в тренинге/ под. Ред. Н.Ю, Хрящевой.-СПб, 2004, с. 91-92
[27] Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
[28] Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. – СПб.: Питер, 2002, с.30-32.
[29] Перлз Ф. Теория гештальттерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 г., с.6-14.
[30] Мейхенбаум Д. Эволюция когнитивно-бихевиоральной терапии: ее истоки, принципы и примеры из клинической практики. //Эволюция психотерапии. Том 2. – М.: Независимая фирма «Класс», 1988, с. 380-396
[31]См.: Защита прав человека в местах лишения свободы (сборник нормативных актов и официальных документов). – М.: Юриспруденция, 2003.
[31]Рабочая книга пенитенциарного психолога: Пособие. – М.: 1997. С. 170-172.
[32] Баканова А.А. Ресурсы экзистенциального кризиса в местах лишения свободы. / Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения -99») / Под ред. А.А. Крылова. - СПб.: СПБГУ, 1999. - С, 140 -141.
[33] Менегетти А. Введение в онтопсихологию. / Пер. с итал. – Пермь: Хортон Лимитед, 1993. – С.15.
[34] Плигин А., Герасимов А. Руководство к курсу НЛП-Практик. – М.: КСП+, 2000.- С.44.
[35] 2.Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет)/Учебно-методическое пособие. – М. НИИ УИС Минюста России, 2004 г.
[36] Корецкий Д.А., Мясникова К.А. Бытовые преступления: прошлое и настоящее: Монография. – Ростов-на-Дону6 Издательство «Омега - Принт». 2004. С.68
[37] Босанец М. Внебрачная семья. М., 1981. С.48
[38] Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 297
[39] Георг Зиммель.Избранное. Созерцание жизни. Том 2. — М.: Юрист, 1996. - 607 с.
[40] Плигин А., Герасимов А. Руководство к курсу НЛП-Практик. – М.: КСП+, 2000.- С.44.
[41]Описание эксперимента подробно представлено в данном сборнике – статья Черновой Е.А.
[42]Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – С. 340.
[43] Мягких М.И., Шутко Г.В., Колос И.В, Кислов А.Н., Ларионова С.А. Факторы “группы риска” и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в ОВД. М.1999г.
[44] Социально - психологическая характеристика суицидального поведения осужденных в местах лишения свободы (теоретические и методические аспекты): Учеб. - метод. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Авт. - сост.: О.Г. Ковалев, Н.П. Тимонин. Владимир, 2002. -132 с.
[45] По данным отчета по форме 53-ПС “О результатах деятельности психологической службы”
[46] Лестер Д., Данто Б. “Самоубийство за решеткой. Прогнозирование и предупреждение”. Рязань:Стиль, 1994. - 192с.
[47] Еникеев М.И. “Юридическая психология”. М., 2003. - С.40-41.
[48] Лестер Д., Данто Б. “Самоубийство за решеткой. Прогнозирование и предупреждение”. Рязань:Стиль, 1994. - 192с.