Демонстрационный эксперимент (психологические опыты)
Психология как экспериментальная наука сочетает описательный и объяснительный принципы познания психики человека. Поэтому дополнение текстовых материалов экспериментальными пробами обогащает процесс обучения. Особенно эффективны внешне простые, непродолжительные по времени, но убедительные психологические опыты. В рамках курса можно показать более 10 опытов, не требующих дорогостоящего оборудования и материалов, краткосрочных по времени (не более 3-5 минут).
Например, в теме «Ощущения» для иллюстрации наложения последовательных зрительных образов (инертность ощущения) очень эффектен опыт по восприятию двух объектов, расположенных на противоположных сторонах плоскости и попеременно появляющихся в поле зрения.
Большинство предлагаемых опытов вполне эффектны и занимательны: такая «упаковка» психологического материала позволяет включать самих учащихся в процесс подготовки опытов и их демонстрации. В данном случае идет опора на более сильный механизм воздействия - косвенное внушение, т.к. иллюстрируется жизнь, а не психологическая наука.
Важным моментом в демонстрации опыта является его интерпретация. При этом необходимо иметь в виду не только научно корректное толкование возникающих эффектов, но и гибкий переход к решению педагогических задач будущим учителем.
Приведем конкретный пример: интерпретация опытов «Ретроактивное торможение» и «Осмысленность запоминания» имеет прямое отношение к тому, как школьник готовит уроки дома и как усваивает информацию непосредственно на уроке. Как правило, ученик готовит уроки на завтра, а явление ретроактивного торможения «подсказывает», что лучше готовить уроки те, которые были сегодня и только потом - на завтра; что понимание информации намного сокращает затраты психической энергии и время, необходимое для прочного запоминания. Таким образом студенты выходят на одну из главных проблем ученичества - «Умение учиться».
В теме «Восприятие» можно продемонстрировать несколько опытов. Так, для характеристики явлений апперцепции надо предложить одному-двум студентам покатать на открытой ладони небольшой шар (лучше из шарикоподшипника, диаметром 10-15 мм), перекрестив указательный и средний пальцы. На вопрос «Сколько шариков у каждого из вас на ладони?» должен последовать парадоксальный ответ – «Два!» (иллюзия Аристотеля). Следует объяснить этот парадокс - возникновение образов двух шариков при оперировании только одним шариком - влиянием жизненного опыта человека на формирование образа. На основании этого опыта можно объяснить и более сложные явления апперцепции.
В теме «Мышление» для демонстрации решения мыслительных задач, и главным образом для создания проблемной ситуации в ходе их решения, можно провести простой, но достаточно эффектный опыт: хорошо обработанную фанеру (размер 20х30 см) положить на край стола так, чтобы она выходила на 3-4 сантиметра за его пределы, и резко ударить по краю ребром ладони. Фанера падает на пол. Желательно эту процедуру повторить 2-3 раза, чтобы создать ожидание необычного. Затем надо положить фанеру на стол прежним способом, но накрыть ее развернутой газетой наравне со столом. Резкий удар по свободному краю фанеры ребром ладони теперь не опрокинет ее. Выждав З-4 секунды, надо снова повторить опыт. Фанера будет только вздрагивать, но не упадет на пол. Именно в этот момент аудитория затихает, испытывает состояние неопределенности, удивления, т. к. человек сталкивается с непривычным явлением. Возникает проблемная ситуация. После этого следует дать анализ процессу активного преодоления человеком умственного затруднения.
Можно показать графическую схему решения задачи:
· столкновение двух взаимоисключающих явлений ®
· проблемная ситуация ®
· познавательная активность ®
· эмоциональное возбуждение ®
· выдвижение и оценка гипотез ®
· выбор правильной гипотезы ®
· выделение проблемы.
В данном случае проблема – атмосферное давление: лист фанеры испытывает силу давления в 200-300 килограмм, что легко преодолевается по закону рычага ребра ладони в первом случае и невозможно во втором случае, когда фанера покрыта газетой, площадь поверхности которой во много раз больше площади листа фанеры (сила давления примерно в 2500 кг).
После этого студентам уместно напомнить, что таким образом можно создать проблемную ситуацию в школе на уроках физики по темам, связанным с атмосферным давлением.
Постоянное обращение к психологическим иллюстрациям реального учебно-воспитательного процесса формирует у студентов потребность к «слежению за развитием душевных сил ребенка» (по выражению А.А. Бодалева), прививает методологически верный способ воздействия на людей (сначала изучить, познать природу человека и отдельных психических явлений, а затем влиять на них), о чем убедительно писал К.Д. Ушинский, подчеркивая, что, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то, она прежде должна знать его во всех отношениях.
Методика проведения опытов
Хотя опыты носят демонстрационный характер, их проведение должно в полной мере соответствовать культуре психологического эксперимента. В связи с этим необходимо подготовить аудиторию, которая имеет склонность воспринимать опыты как фокусы, к соответствующему отношению к демонстрации как главному элементу лекции.
Как правило, для опытов требуются один или реже несколько испытуемых. Желательно приглашать желающих, но при этом следует для участия в экспериментальной ситуации выбрать тех, кто «не подведет», и вполне соответствует требованиям задачи: исключить чрезвычайно возбудимых, азартных, мотивированных на «дискредитацию» законов психологии и с другими лукавыми замыслами, а также очень тревожных, ранимых и т.д.
Важно поддержать приглашенных, сделать их соучастниками учебной задачи, а не «подопытными кроликами». Хорошо подготовить к опыту, а после его завершения – тепло поблагодарить за помощь и успокоить в случае возможных промахов.
Таким образом, содержание лекций по психологии может быть «оснащено» простейшими опытами, наглядно раскрывающими мир психических явлений человека и влияющими на осознанность и прочность знаний по психологии. Более подробное описание опытов дано во второй главе.