Основные этапы и научный аппарат исследования

Квалификационное исследование включает в себя следующие этапы:

- знакомство с литературой по теме исследования;

- определение логики и составление программы исследования (в том числе – обоснование темы, анализ базовых исследований и подходов, определение цели, объекта, предмета, задач, методов исследования);

- изучение теории и истории вопроса, интерпретация понятий;

- изучение опыта решения данной проблемы на практике, а также отображенного в литературе;

- сбор фактического материала (результаты констатирующего эксперимента, наблюдений, опросов, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.);

- разработка и проведение практической или опытно-экспериментальной работы;

- формулировка теоретического обоснования проведенного исследования, обобщение полученных результатов;

- оформление и литературная редакция работы;

- подготовка к защите.

Любая научная работа предполагает определение ряда методологических категорий, выступающих в качестве компонентов научного аппарата исследования – проблемы, темы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы. Они обеспечивают методологический минимум предъявляемых к работе требований и необходимы для обоснования логики и программы планируемого научного исследования.

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что необходимо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?».

Как правило, исследователь идет от запросов практики и стремится перевести практическую задачу на язык науки. Выдвигая проблему, исследователь констатирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания. Констатацию этого факта обусловливают открытие новых факторов или связей, обнаружение логических изъянов имеющихся научных концепций или появление таких новых запросов общественной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний и движения к новому знанию. Теория социальной работы ориентируется на необходимость преодоления недостатков практической социальной деятельности, проявляющихся в ее результатах. Изъяны теории тоже обнаруживаются и осознаются в связи с конкретными проявлениями ее практической неэффективности.

Проблема должна отражаться в темеисследования, формулируя которую исследователь отвечает на вопрос: «Как назвать научную работу?». Удачная, точная формулировка темы очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел.

Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования и ответ на вопрос: «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?». Исследование в области социальной работы можно считать актуальнымлишь в том случае, если:

- актуально данное научное направление;

- сама тема актуальна в двух отношениях – ее научное решение отвечает насущной потребности практики и заполняет пробел в науке,которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой задачи.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.

Обоснование актуальности исследования в ВКР курсантов должно содержать несколько существенных звеньев аргументации.

1. Обоснование актуальности направления – показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения (например, в связи с развитием в настоящее время института пенитенциарной социальной работы).

2. Обоснование практической актуальности темы – показать недостатки процесса и результатов социальной работы в УИС, которые следует устранить, например:

- наличие неэффективно решаемых социальных проблем осужденных;

- отсутствие специализированных технологий оказания социальной помощи и необходимость адаптации реализующихся в гражданских учреждениях социального профиля технологий к условиям УИС;

- необходимость поиска новых личностно ориентированных методов, технологий и организационных форм социальной работы с осужденными в связи с реформированием (в том числе, гуманизацией) УИС;

- необходимость обобщения и анализа накопленного ИУ опыта социальной деятельности.

3. Обоснование научной актуальности темы – показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать на недостаточно изученные аспекты.

Например, в ВКР на тему «Социокультурные ценности пенитенциарной социальной работы» обоснование актуальности выглядит так:

Пенитенциарная социальная работа как социокультурное явление в последнее десятилетие стала неотъемлемой частью социокультурной системы российского общества, т.к. является одним из главных способов организационного и социально-технологического реагирования общества на новую социальную ситуацию. Особая роль специалиста по социальной работе ИУ состоит в том, что он не только решает конкретные социальные проблемы своих клиентов, но и помогает им осваивать новые моральные ценности и нормы, находить жизненные смыслы (актуальность направления). Проблема изучения ценностей пенитенциарной социальной работы важна не только для совершенствования социальной практики в УИС в целом, но и для прогрессивного развития самой пенитенциарной социальной работы, позволяя реализовать адресность предоставления помощи и поддержки, что является важным принципом современной социальной работы (практическая актуальность). В данный момент степень научной разработанности проблемы явно недостаточна, т.к. пока еще определяется место теории пенитенциарной социальной работы в системе научного знания, ведется поиск ее собственного предметного поля. Научную литературу по теме исследования условно можно разделить на несколько блоков. К первому блоку относятся теоретические источники, посвященные анализу социокультурных явлений - М. Вебера, Ю.Р. Вишневского, Л.Г. Ионина, В.М. Межуева, П.А. Сорокина и др. Ученые подчеркивают, что в науках, изучающих общество, назрела потребность включить в сферу своих интересов не только конкретные социокультурные явления, но и саму возможность и необходимость соединения культуры и общества. Ко второму блоку относятся теоретические источники, посвященные проблеме ценностного подхода, которая рассматривается в работах: Л.А. Беляевой, А.Г. Здравомыслова, Э.В. Ильенкова, Д.А. Леонтьева, В. А. Ядова и др. Проблемы человеческих ценностей относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающейся человеком и обществом. Третий блок составляют публикации по проблемам этико-аксиологической составляющей социальной работы (в том числе – пенитенциарной): В.Г. Бочаровой, Л. Г. Гусляковой, А.В. Диденко, Г.П. Медведевой, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Е.Р. Ярской-Смирновой и др. (научная актуальность).

Объект исследования – это связи, свойства, отношения, которые существуют независимо от познающего, но служат конкретным полем научного поиска. Предмет исследования более конкретен, он является частью (стороной) объекта: в предмете исследования фиксируются те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат глубокому специальному изучению в данной работе. Предмет исследования устанавливает познавательные границы исследования, так как один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования.

Таким образом, определяя объект исследования, следует ответить на вопрос: «Что рассматривается?». Предмет же исследования обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как исследуется объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта изучаются. Например, в ВКР на тему «Социальная реабилитация осужденных, больных алкоголизмом» объектом выступает процесс реабилитации осужденных, больных алкоголизмом, а предметом – программы социальной реабилитации осужденных, больных алкоголизмом, и их реализация.

Предметом исследования чаще всего становятся целевой, содержательный, операционный, личностно-мотивационный, организационный аспекты деятельности. Так, при создании и опытно-экспериментальной проверке модели реабилитационного отделения для наркозависимых осужденных в условиях ЛИУ в качестве предметов исследования могут быть выделены: определение функциональных направлений в деятельности ЛИУ (целевой), уточнение предоставляемых видов услуг (содержательный), способы создания условий социальной реабилитации (операционный), взаимодействие с социальными службами, а также иными субъектами реабилитационной деятельности (организационный) и т. п.

Содержание и направленность исследования также определяют базовые исследования и подходы. Исследовательскийподход рассматривается как исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение (например, целостный подход, комплексный подход и т.д.).

Выбор базовых исследований предполагает знакомство автора со специальной литературой по теме исследования, критический анализ источников и отбор научных работ, на которых будет построено данное исследование. Так, в ВКР на тему «Формирование информационной культуры специалиста по социальной работе исправительного учреждения» автором определены следующие базовые исследования: научный подход информатизации и компьютеризации образования (А.П. Ершов, В.А. Извозчиков, В.М. Монахов, Н.М. Розенберг и др.), исследования в области психолого-педагогических и методических проблем компьютеризации в сфере образования (В.П. Беспалько, С. Пайперт, Ю.А. Первин, В.В. Рубцов и др.), работы по проблемам социальной информации, информации и знаний, социокультурных аспектов информатизации (В.Г. Афанасьев, В.Ю. Милитарев, М.А. Розов, А.П. Суханов, В.Ф. Сухина и др.).

Ставя перед собой цель, исследователь отвечает на вопрос: «Какой результат предполагается получить?». Цель – обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска, это (практически всегда) переформулированная тема. Суть цели двояка: с одной стороны, она состоит в том, чтобы решить проблему исследования, а с другой – в качестве цели формулируется научный результат, который необходимо получить.

Цель должна быть сформулирована кратко, предельно точно и выражать то основное, что намерен сделать исследователь. Формулировка цели исследования может быть такой: выявить…; описать…; проанализировать…; обобщить опыт…; дать сравнительную характеристику…; сопоставить…; охарактеризовать возможности…; сформулировать рекомендации…и т. д.

Например, в ВКР на тему «Возможности специалиста по социальной работе в решении проблем современного детства в условиях воспитательной колонии» цель такова: «охарактеризовать (или выявить) возможности специалиста по социальной работе воспитательной колонии в решении социальных проблем детей на современном этапе».

Цель научной работы конкретизируется в системе исследовательских задач. Задачи позволяют ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?». Задачи – это данные в конкретных условиях цели деятельности; они должны полностью раскрывать цель, представляя собой звено, шаг, этап ее достижения.

Рекомендуется выделять сравнительно немного задач, не более пяти. Принято выделять три вида задач:

- историко-диагностические задачи – ориентированы на изучение истории и современного состояния научной проблемы, теоретических оснований исследования;

- теоретико-моделирующие задачи – связаны с раскрытием сущности изучаемого, факторов, влияющих на его функционирование и изменение;

- практически-преобразовательные задачи – связаны с разработкой и использованием особых приемов, методов и средств рациональной организации различных направлений социальной работы в УИС, а также с разработкой практических рекомендаций в адрес отдельных социальных служб и специалистов в области социальной работы.

Следовательно, задачи исследования должны включать в себя следующие элементы:

1) решение определенных теоретических вопросов – анализ историографии проблемы социальной работы, выявление сущности изучаемого социального явления, научного понятия, совершенствование (или оптимизация) его определения, разработка типологий, классификаций и т. д.;

2) эмпирическое изучение практики решения данной проблемы в отечественной и зарубежной социальной работе, выявление ее современного состояния;

3) разработка, обоснование и экспериментальная проверка программы (системы мер) по решению избранной социальной проблемы, а также разработка методических рекомендаций по использованию результатов исследования в практике пенитенциарной социальной работы.

Формулировки могут быть следующими: рассмотреть…; описать…; провести научный анализ…; определить…; предложить типологию…; выявить причины…; раскрыть…; установить…; разработать…; экспериментально проверить … и т.д.

Например, в ВКР на тему «Социальная работа с осужденными, имеющими ВИЧ-статус» определены следующие задачи:

1) проследить историю распространения ВИЧ и СПИДа в мире и России;

2) дать медико-биологическую характеристику заболевания СПИД и социально-психологическую характеристику человека с ВИЧ-статусом;

3)проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с ВИЧ-инфицированными (в том числе – осужденными);

4) разработать и экспериментально проверить модель деятельности специалиста по социальной работе с осужденными, имеющими ВИЧ-статус.

ВКР, имеющие экспериментальную направленность, должны содержать гипотезу исследования. Гипотеза отражает то, что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие.

Гипотеза–обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат, это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследуемой проблемы. Она выдвигается для объяснения каких-либо фактов социальной работы, социальных явлений, процессов, которые исследователь подтверждает или опровергает.

Для выдвижения гипотезы необходимо не только тщательное изучение теоретических аспектов проблемы, но и проведение определенных диагностических процедур (опросов, анкетирования, тестирования и т.п.). В исследовании может присутствовать один из видов гипотез – описательного характера или объяснительного характера.

Описательная гипотеза должна содержать указание причин и возможных следствий того или иного социального явления. В объяснительной гипотезе должны раскрываться возможные следствия из действия тех или иных социальных факторов, при этом следует указывать условия, при которых эти следствия произойдут.

Например, в ВКР на тему: «Комплексная реабилитация несовершеннолетних осужденных в условиях Центра ресоциализации при воспитательной колонии» гипотеза определена так: «процесс комплексной реабилитации несовершеннолетних осужденных в условиях Центра ресоциализации при воспитательной колонии, будет осуществляться эффективнее, если:

- используются возможности всех специалистов Центра ресоциализации, взаимодействие несовершеннолетнего осужденного с ними организовано оптимально по времени и содержанию;

- в него включаются члены семьи несовершеннолетнего осужденного, специалист по социальной работе ИУ выполняет роль посредника между ними, а также между семьей и Центром ресоциализации;

- учитываются индивидуальные особенности несовершеннолетнего осужденного, воспитательные возможности его семьи, ее специфические проблемы».

В примере приведен вариант объяснительной гипотезы.

Наши рекомендации