Научный аппарат исследования

Научное исследование предполагает выбор темы. Выбор темы исследования имеет важнейшее значение для всего исследования. От правильного подхода к ее определению зависит результативность работы исследователя.

При выборе темы учитывается ее актуальность, новизна в постановке проблемы, потребности практики, что и отражается в актуальности при обосновании выбора темы исследования.

Тема нового исследования должна исходить из уже проведенных исследований и сделанных предшественниками выводов. Она же должна нести по сравнению с ними новизну, быть новым шагом в науке.

Ученый, приступая к исследованию научной темы, должен решить четыре задачи, имеющие кардинальное значение для всей исследовательской деятельности.

1). Изучить состояние разработки, историографию проблемы, оценить выводы предшественников, определить, какие из них остаются незыблемыми, а какие нуждаются в переосмыслении, вычленить вопросы, которые обойдены исследователями, и на базе этого определить новизну предполагаемого исследования.

2). Определить и доказать научную необходимость и значимость, актуальность темы, сформулировать главную, определяющую цель исследования и задачи, способствующие ее осуществлению.

3). Решить методологические вопросы проводимого исследования, выбрать парадигму.

4). Определить практическую значимость проводимого исследования, выяснить, на кого и в какой степени оно ориентировано.

Немаловажное значение имеет формулировка темы. Тема должна точно отражать суть проблемы, цель исследования. Следует стремиться при формулировке темы к краткости изложения своей мысли. Она должна быть оформлена грамотно, в том числе стилистически.

Научная проблема и ее постановка – начало любого исследования. В отличие от житейской научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной; в ней должны быть указаны область средств и метод решения. «Являются ли различия в условиях школьного обучения фактором повышения успеваемости учеников 3-го класса?» – это проблема, которая сформулирована в терминах психологии обучения и может быть решена определенным способом.

Формулирование проблемы – это прежде всего обнаружение «дефицита», нехватки информации для объяснения реальности.

Этапы порождения проблемы:

1 – выявление нехватки в научном знании о реальности;

2 – описание проблемы на уровне обыденного сознания;

3 – формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Проблемы делятся на научные, «псевдопроблемы» (которые кажутся значимыми, но таковыми не являются в реальности научно-исследовательской деятельности) и «неразрешимые» (по типу создания вечного двигателя).

Научные проблемы решаются в ходе исследования. Однако не все проблемы могут быть решены. Доказательство неразрешимости проблемы является само по себе вариантом ее решения.

Если проблема – это вопрос, который стоит перед исследователем, то цель исследования – это способ решения проблемы, а именно путь нахождения ответа на вопрос. В формулировании цели должна быть отражена главная установка, которая решается всей научной работой. В содержании цели исследования должен быть раскрыт научный смысл работы, тот результат, к которому стремится ученый.

Цель конкретизируется в задачах. Задачи научного исследования – это поэтапный алгоритм решения проблемы. По отношению к цели, задачи представляют собой детализацию способа выполнения деятельности.

Проблема исследования определяет объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, которые порождают проблему. Это часть реальности, взятая исследователем для изучения. Предмет – это то, что находится в рамках объекта. Если объект – часть научного знания, с которым исследователь имеет дело, то предмет – та сторона, тот аспект, та точка зрения объекта, выделяемые ученым для тщательной разработки. Предмет исследования чаще всего совпадает или очень близок с темой и всегда отражен в научной проблеме. Объект и предмет соотносятся как общее и частное.

Постановка проблемы всегда влечет за собой формулировку гипотезы. Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Гипотезы бывают теоретическими и эмпирическими. Теоретические гипотезы входят в структуру теории в качестве основных частей. Они выдвигаются для устранения рассогласований теорий. Эмпирические гипотезы решаются в ходе эксперимента.

По содержанию гипотезы делятся на гипотезы о наличии явления (ий) или факта (ов); гипотезы о связи между явлениями; гипотезы о причинной связи между явлениями.

Основной смысл экспериментального исследования заключается в проверки экспериментальной гипотезы. Классификация экспериментальных гипотез включает в себя такие виды, как:

- контргипотеза – экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению, возникающая автоматически;

- третья конкурирующая экспериментальная гипотеза – экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;

- точная экспериментальная гипотеза – предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;

- экспериментальная гипотеза о максимальной или минимальной величине – предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное или минимальное значение. «Негативный» процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом эксперименте;

- экспериментальная гипотеза с одним отношением – предположение об отношениях между одной независимой и одной зависимой переменными;

- комбинированная экспериментальная гипотеза – предположение об отношении между определенным сочетанием двух или нескольких независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной – с другой; проверяется только в факторном эксперименте.

Гипотезы делятся также на научные и статистические. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики.

Наши рекомендации