Научный аппарат исследований

В бакалавриате обучение завершается на уровне профессиональной компетентности – доведен-ное до автоматизма решение задач в предметной области, не требующее использования инструкций.

Магистр должен освоить предметную область на следующем уровне профессиональной ком-петентности:

– решение новых задач в предметной области в случаях, когда процедура их решения может быть построена путем комбинирования стандартных процедур;

– решение профессиональных задач с измененными условиями, для которых ранее не суще-ствовало стандартных процедур.

Это уже творческий уровень. Для развития указанных профессиональных компетенций магистра в СГА используется подготовка курсовых работ. При написании КР студент должен четко представлять себе используемый аппарат научного исследования, в который входят:

– специфический понятийный аппарат, раскрывающий существо явлений;

– общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический);

– общелогические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогии, моделирование);

– частно-научные методы (сравнительное правоведение, технико-юридический анализ, конкре-тизация, толкование, существующие теоретические подходы к правовым исследованиям и т.п.);

– информационная база исследований, включающая научную литературу и другие специфи-ческие для предметной области источники.

Поиск источников по теме исследования – это, пожалуй, один из наиболее трудоемких этапов работы магистранта над курсовой работой и является началом постоянного совершенствования профессиональной деятельности.

На этапе сбора необходимого материала каждый магистрант должен выявить максимально доступное ему количество специальной научной литературы (монографий, научных статей и т.д.), нормативных правовых документов, материалов юридической практики (решений судебных и иных органов) и других источников по теме курсовой работы.

Поиск статей в научных журналах осуществляется просмотром, как правило, последнего номера соответствующего журнала за определенный год, в котором размещается указатель опубликованных в данном журнале всех статей за год.

Необходимый для курсовой работы статистический и фактический материал можно найти в специальных периодических изданиях:

– для направления подготовки «Юриспруденция»: «Бюллетене Верховного Суда РФ», «БюллетенеМинюста России», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов федеральных органов исполнительной власти», «Российской газете», «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ», «Вестнике Конституционного Суда РФ», «Арбитражной налоговой практике», журналах «Россий-ское право», «Российская юстиция», «Закон», «Законность», «Семейное и жилищное право», «Трудовое право», «Российские вести», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Экономика и право», «Известия высших учебных заведений. Правоведение» в статистическом сборнике, в архивах судов, органов внутренних дел, юстиции, прокуратуры, архивах других государственных органов и учреждений.

–для направления подготовки «Экономика» и «Менеджмент»:журналы:«Финансы», «Эконо-мика и управление», «Экономическая наука современной России», «Бухгалтерский учет», «Совре-менная конкуренция», «Вопросы экономики», «Российское предпринимательство», «Финансовая газета», «Креативная экономика», «ЭКО», «Аудит и налогообложение», «Бухгалтерский учет в креативных организациях», «Вопросы статистики», «Финансовый менеджмент»;

–для направления подготовки «Информатика и ВТ»: «Программирование», «Открытые сис-темы», «Информационные технологии», «Мир ПК», «Компьютер-Пресс», «PC-Magazine», «Byte(Россия)», «САПР и графика», «Электроника: Наука, Технология, Бизнес», «Программные продук-ты и системы», «Стандарты и качество», «Автоматика и вычислительная техника. Реферативный журнал (с указателями)», «Техническая кибернетика. Реферативный журнал», «Математика. Рефе-ративный журнал (с указателями)».

При написании курсовой работы магистранты используют базовые знания, полученные при обучении в бакалавриате. Однако магистрантам можно рекомендовать повторно обратиться к ранее изученным курсам, поскольку это поможет выявить особенности выбранной темы.

При изучении источников по исследуемой теме рекомендуется оформлять соответствующие выписки, цитаты, важные положения, оригинальные суждения. Такой подход к работе с источниками дает возможность магистранту в установленный промежуток времени сформировать целостную картину исследуемой темы.

Наши рекомендации