Научный аппарат олигофренопсихологии

Психология детей с интеллектуальным недоразвитием - это отрасль специальной детской психологии, изучающая особенности психического развития детей с умственной отсталостью.

Объект науки - психика детей с недоразвитием интеллекта.

Предмет – особенности психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

Задачи олигофренопсихологии:

1. Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с недоразвитием интеллекта.

2. Изучение специфики познавательной деятельности детей с умственной отсталостью.

3. Изучение особенностей личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием.

4. Разработка методов психологической диагностики умственного развития детей.

5. Разработка методов психологической коррекции отклонений в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.

6. Разработка психологических основ интеграции детей с недоразвитием интеллекта в социум.

Актуальными проблемами психологии дошкольников с недоразвитием интеллекта являются:

1. Разработка методов ранней диагностики лёгких отклонений в интеллектуальном развитии детей.

2. Разработка методов дифференциальной диагностики умственной отсталости.

3. Изучение возможностей использования инновационных психокоррекционных методик в психолого-педагогической работе с умственно отсталыми детьми.

4. Изучение особенностей межличностного общения детей с недоразвитием интеллекта в микро- и макро- социуме.

5. Психопрофилактика социальной дезадаптации детей с интеллектуальным недоразвитием.

Место олигофренопсихологии в структуре психолого-педагогических наук. Олигофренопсихология, как дисциплина психолого-педагогического блока научных знаний, находиться в тесных внутрисистемных связях с олигофренопедагогикой, патопсихологией и другими науками. Наряду с внутрисистемными связями психология детей с интеллектуальным недоразвитием использует знания и из смежных научных областей. Например, классификация умственной отсталости разработана в рамках клинического подхода, т.е. олигофренопсихология связана с психиатрией.

Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника

Недоразвитие как тип дизонтогенеза. Умственно отсталые дети развиваются специфично по сравнению с нормальными сверстниками. Недоразвитие, как вид нарушения относиться к дизонтогениям по типу ретардации, которые характеризуются следующими особенностями:

1. Задержка в созревании мозга. Особенно выражено страдает кора головного мозга, как молодая и высокодифференцированная мозговая структура. В большей степени страдают лобные доли и зоны перекрытия (височно-теменно-затылочные области).

2. Нейродинамические нарушения: дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.

3. Недостаточность общей интегративной деятельности мозга.

4. Недоразвитие, инертность психической деятельности в целом.

5. Непрогредиентный характер течения заболевания. Ребенок однажды получил повреждение в процесс развития и в дальнейшем развивается на дефективной основе, но его состояние не ухудшается.

6. Трудности (иногда и невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.

Понятия «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция». Современная олигофренопсихология оперирует рядом понятий, определяющих состояние детей с нарушениями интеллектуального развития.

Умственная отсталость- это стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Определяя умственную отсталость как состояние С.Я.Рубинштейн, писала, что важнейшими ее признаками являются:

6. Стойкий, а не временный характер проблем интеллектуального развития ребенка.

7. Нарушение именно познавательного развития ребенка, а не его поведения. Неуспеваемость при обучении не является критерием умственной отсталости, т.к. может быть обусловлена поведенческими расстройствами.

8. Наличием органического повреждения головного мозга.

Дети с умственной отсталостью - это клинически разнородная группа, т.к. «умственная отсталость» термин определяющих общее снижение интеллектуальных способностей без указания причин и сроков возникновения нарушений.

Умственная отсталость ребенка, возникшая в доречевой период (до 2-3 лет) диагностируется как олигофрения. В более поздний период состояние ребенка с интеллектуальными проблемами квалифицируется как деменция.

Олигофрения (от греч oligos - малый, phren – ум) – особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Деменция (от лат. dementia – слабоумие) – слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. В отличие от олигофрении нарушения при деменции наступают после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения головного мозга (шизофрении, эпилепсии, менингоэнцефалита, травм).

Структура дефекта при умственной отсталости. Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение – недоразвитие познавательной деятельности.

Наши рекомендации