Глава III. Приемы и пути коррекции агрессивного поведения
Очень важно проводить диагностику асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществлять дифференцированный подход в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
При построении коррекционно-профилактической работы с дошкольниками, следует опираться на положительные качества личности дошкольника. Необходимо создавать для него ситуации успеха, уметь найти положительное в поведении, строить согласно этому деятельность педагога.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении дошкольников, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. [15]
Методы коррекции агрессивного поведения разделяют на подходящие к индивидуальному консультированию детей с агрессивными проявлениями и неподходящие. К первым относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация. Ко вторым относятся методы, подразумевающие выражение агрессивных импульсов. Выход агрессии через действия или их имитацию в игре — такая форма больше подходит для групповой коррекции агрессии. [18]
И.А.Фурманов [20] предлагает использовать определенные корректирующие психологические упражнения. Суть этих упражнений состоит в направляемой стимуляции изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и поведенческой сферах.
В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития и предполагает рассмотрение нарушений поведения не в качестве симптома какого–либо заболевания, а в качестве определенных типов реагирования. Таким образом, объектом воздействия в процессе поведенческой терапии является само поведение человека.
Наиболее распространенной формой психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. Это обусловлено опорой на результаты исследований, которые свидетельствуют о взаимосвязи дефицита социальных навыков у детей с их агрессивностью. Тренинг социальных навыков строится на реализации терапевтических процедур, опирающихся на классическое и оперантное обусловливание.
Предупреждение или искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями. Агрессивные действия, поступки либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в тоже время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает. Активное наказание, как уже было отмечено ранее, также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. [12]
В ряде случаев для эффективного "гашения" детской агрессии требуется срочное вмешательство. Стратегия экстренного вмешательства нацелена на уменьшение или избежание агрессивного поведения в напряжённых ситуациях. Разработаны специальные правила экстренного вмешательства для взрослых .
Правило №1. Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания.
Правило №2.Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка. Негативная оценка личности является одной из наиболее распространённых причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение.
Правило №3. Контролировать собственные негативные эмоции.
Правило №4.Не усиливать напряжение ситуации.
Правило №5.Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.
Правило №6.Предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.
Правило №7.В ситуациях повседневного общения с детьми необходима демонстрация альтернативного поведения их агрессивным реакциям.
Необходимо подчеркнуть эффективность психокоррекции агрессивного поведения. Как показывает опыт, эффект от психотерапевтической работы существенно возрастает, когда присутствует ощутимая поддержка усилий психолога и ребенка со стороны родителей и педагогов.
Таким образом, профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей является не только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее выявление поведенческих проблем у ребенка, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию в будущем. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Заключение.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом.
Исследования ученых в этой области показывают, что все агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны (злорадство при неудаче, протест против достижений). Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей.
На современном этапе особенно важным является изучение агрессивного поведения в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.
В ходе написания курсовой работы была достигнута цель – изучены особенности проявления агрессии старших дошкольников и проанализированы методики для выявления и психокоррекции агрессивного поведения.
Для достижения поставленной цели были решены все основные задачи, в связи с этим можно сделать следующие выводы:
1. В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской агрессивности существенно возрос, так как увеличивается число детей, склонных к агрессивным действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.
2. Выделяют различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием
биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка - это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.
3. Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин можно использовать следующие методы диагностики: наблюдение; беседа и анкетирование родителей и воспитателей; проективные методики: «Рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек», рисунок «Несуществующее животное», тест «Руки» Вагнера. [2]
Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения детей дает возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене.
4. Проанализировав и сравнив результаты четырех исследований (тест «Несуществующее животное», тест «Дом.Дерево. Человек», тест «Руки» Вагнера, опросник «Ребенок глазами взрослого» ), я пришла к выводу, что в большинстве случаев показатели всех четырех исследований совпадают,
что у 20 % обследуемых детей наблюдается низкий уровень агрессивности; у 60 % – средний уровень агрессивности, у 20 % - высокий уровень агрессивности. Уровень агрессивности прямо пропорционален уровню враждебности и конфликтности .
5. В дошкольном возрасте важно предпринять своевременные меры для выявления и профилактики агрессивного поведения у детей. Методы профилактики агрессивного поведения детей должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей является не только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее выявление поведенческих проблем у ребенка, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию в будущем.
Список использованной литературы.
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб, 2006. – с. 3 – 4, с. 137 – 140.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа детского психолога/Сб. науч. тр. - М., 1987. - с. 67-80.
3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001. – с. 187 – 188.
4. Болдырева С.А., Рисунки детей дошкольного возраста.- Москва, 2005. – с. 25 – 26.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Б. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб, 2004.
6. Бук Джон, Тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология.- Москва,2000. – с. 33 – 38.
7. Васильева Н.В. Клинико-психологическое исследование агрессивности человека: Дисс.... канд. психол наук. — СПб., 1998. - с.245 – 256.
8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. - Москва, 2005. – с. 158 – 164.
9. Возрастная психология / Петрова О.О., Умнова Т.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- с. 218 – 220.
10. Детский рисунок: диагностика и интерпретация/ Джон Дилео. - Москва: Эксмо-пресс, 2001.- с. 249 – 253.
11. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб, 2002. – с. 175.
12. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: Дис. канд. пед. наук. — Армавир, 2005. - c. 84 – 88.
13. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (На сравн. материале исслед. детей, воспитывающихся в дет. доме и в семье): Дис. канд. психол. наук. — М., 1995. - c.15 – 22.
14. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. - Таганрог, 1998. - c.18 – 24.
15. Ленденева И.Л. Детская агрессия и методы ее психолого-педагогической коррекции: Дис. канд. психол. наук. — Иркутск, 2002. - c. 132 – 136.
16. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.- с. 93 – 98.
17. Остер Дж., Гаулд П., Рисунок в психотерапии.- Москва, 2000. – с. 26 – 33.
18. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград, 2009. с. 68 – 72.
19. Романова Е.С., Потемкин О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992. - с.250 – 256.
20. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. – с. 186 – 190.