Цели арт-терапиии при коррекции агрессивного поведения умственно отсталым младшешссников

- Дать социально приемлемый выход агрессив­ности и другим негативным чувствам (работа над ри­сунками, картинами, скульптурами является безо­пасным способом выпустить «пар» и разрядить на­пряжение).

- Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невер­бальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

- Получить материал для интерпретации и диаг­ностических заключений. Продукты художественно­го творчества относительно долговечны. Содержание и стиль художественных работ дают возможность по­лучить информацию о ребенке, которая может помо­гать в интерпретации его произведений.

- Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства для детей с нарушением интеллекта являются единствен­но возможными для выражения и прояснения силь­ных переживаний и убеждений.

- Наладить отношения между психологом и ребен­ком. Совместное участие в художественной деятель­ности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

- Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматрива­ют упорядочивание цвета и форм.

-Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством созда­ют богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

-Развить художественные способности и повы­сить самооценку.

Основные функции арт-терапии:

— катарсическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

— регулятивная (снятие нервно-психического напря­жения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психо эмоцио­нального состояния);

— коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, само­оценки);

— основной целью арт-терапии (основываясь на коррекционно-личностном и деятельностн ом подхо­дах в развитии) является гармоничное развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельно­сти в микро- и макросреде [2, с. 28].

В качестве материалов на занятиях по арт-тера­пии используются краски, глина, клей, мел. Арт-те­рапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Во время творческого самовыра­жения в ходе проведения арт-терапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы или индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требова­ния к подготовке психолога, работающего в технике арт-терапия.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме ребенок «потребляет» худо­жественные произведения, созданные другими людь­ми: рассматривает картины, читает книги, прослуши­вает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д,

Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко за­дается, и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и др.

При неструктурированных занятиях дети самосто­ятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют различные варианты использования метода арт-терапии:

— использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию детьми;

— побуждение детей к самостоятельному творчеству;

— использование имеющегося произведения искус­ства и самостоятельное творчество детей;

— творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодей­ствия с детьми.

Следует отметить, что занятия по арт-терапии имеют принципиальные отличия от учебных уроков рисования. Так, О.А. Карабанова выделяет следую­щие отличия: первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: арт-терапия — это самовыра­жение в рисунке и моделирование конфликтной си­туации, а на уроках рисования — овладение сред­ствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оцен­ки (рисунок обладает собственной ценностью, свя­занной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка), На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и ка­чество овладения ребенком системой изобразитель­ных средств. Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сво­дятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. Барт-терапии взрослый помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внеш­не ее выразить в рисунке и определить выход из нее [2, с. 176].

Проводя специальные занятия по арт-терапии, направленные на коррекцию агрессивного поведения, детям с нарушением интеллекта предлагаются различ­ные задания. О.А. Карабанова выделяет пять типов заданий, используемых в практике проведения рису­ночной терапии при коррекции агрессивного поведе­ния: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, вооб­ражения, символической функции; игры-упражнения с изобразительным материалами; задания на совмест­ную деятельность.

Предметно-тематический тип — основой изобра­жения является человек и его взаимодействие с окру­жающим предметным миром и людьми. Темы рисова­ния могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.

Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Сча­стье» в виде образов, созданных воображением ребен­ка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств— «Радость», «Гнев», «Удивление».

Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции — задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении це­лостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».

Игры-упражнения с изобразительными материала­ми (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками и т, д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальца­ми», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм и их разрушение по типу игр «разрушение-строительство»),

Задания на совместную деятельность— могут включать задания всех четырех указанных выше ви­дов, коллективное рисование, направленное на кор­рекцию проблем общения со сверстниками, улучше­ние детско-родительских отношений.

Активная деятельность и творчество способствуют В расслаблению, снятию напряженности у детей. Дополнительные возможности самовыражения и новые на­выки способствуют ликвидации негативного отноше­ния к арттерапевтическим занятиям и страха перед ними. Для изменения и повышения самооценки боль­шую роль играют постоянный интерес и положитель­ная оценка со стороны арт-терапевта других детей, Вновь приобретенные способы самовыражения, поло­жительные эмоции, возникающие в процессе творче­ства, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересован­ность активирует ребенка и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искус­ство, а также в развитии способностей к конструктив­ным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-те­рапии — одобрение и принятие всех продуктов твор­ческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Помимо коррекции агрессивного поведения у де­тей с нарушением интеллекта, показаниями для про­ведения арт-терапии как рисуночной терапии явля­ются: трудности эмоционального развития, актуаль­ный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, пе­реживания эмоционального отвержения, чувство оди­ночества, наличие конфликтов в межличностных от­ношениях, неудовлетворенность в семейной ситуа­ции, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», дис­гармоничная, искаженная самооценка, низкая сте­пень самопринятия.

Применение арттерапевтических методов незаме­нимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости или излиш­ней стеснительности, арт-терапия позволяет объеди­нить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом. Арттерапевтический метод позволяет психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Как правило, арттерапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развива­ющие возможности игры.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Применение арттерапевтических методов при кор­рекции агрессивного поведения умственно отсталых детей позволяет получить следующие позитивные результаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессив­ного проявления) социально приемлемые, допус­тимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей.

3. Дает возможность невербального контакта (опос­редованного продуктом арт-терапии), способству­ет преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирова­ния и регуляции работы на пути достижения це­лей.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоцио­нальных состояний, создает предпосылки для ре­гуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-кон-цепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, со­зданного клиентом.

Таким образом, арт-терапия открывает перед деть­ми с нарушением интеллектуального развития широкие возможности для игры, выражения эмоций, общения, рефлексии, творчества. Применение арт-терапии дает положительные результаты в коррекционной работе с этими детьми, позволяет направлять их худо­жественную деятельность таким образом, чтобы она оказывала благотворное влияние на развитие их лич­ности.

Игровая психотерапия

Идеология игровой терапии основывается не на догадках, не на пробах и ошибках, не на идее, вдруг осенившей психотерапевта. Игровая терапия — это хорошо продуманный, состоятельный в философском плане, основанный на принципах развития и подтвер­жденный исследованиями подход, позволяющий по­мочь детям справляться со своими проблемами и пре­одолевать их.

Игровая терапия — психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психическое развития и направленный на облегчение эмоциональ­ного стресса у детей с помощью разнообразных выра­зительных и дающих пищу воображению игровых материалов.

Давно признано, что игра занимает значительное • место в жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак Рус­со очень верно подметил: для того чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его иг­рой. В отличие от взрослых, для которых естествен­ным средством общения является язык, для ребенка естественное средство общения — это игровая дея­тельность.

О первостепенном значении игры для естествен­ного развития ребенка свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребен­ка. Игра — это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Де­тей не надо учить играть; не надо заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, «когда ребенок теряет время на игру». Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется дос­тойной. К сожалению, во многих работах игра опре­деляется как работа ребенка [24, с. 18]. По-видимо­му, это попытка хоть каким-то образом «узаконить» игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важ­ным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подго­товкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести. В отли­чие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непос­редственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представ­лениями.

Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, но замечательно понимал значение детской игры. Он писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая дея­тельность ребенка — это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он уст­раивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» [24, с. 18].

Игру детей можно оценить более полно, если при­знать, что она является для них средством коммуника­ции. Дети более полно и более непосредственно выра­жают себя в спонтанной, инициированной ими сами­ми игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут за­няться. Игра— это средство обмена информацией, и требовать от ребенка, чтобы он говорил — значит автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, накладывая ограничения, которые факти­чески говорят ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова». Терапевт несет ответственность за то, чтобы спустить­ся на уровень ребенка и общаться с ним при помощи тех средств, которые удобны ребенку.

Рабочая система терапевтических отношений с умственно отсталым ребенком лучше всего создается в игре, и отношения эти являются краеугольным кам­нем той деятельности, которую называют психотера­пией. Игра дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осу­ществляться самовыражение ребенка... В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать... Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Он высво­бождает чувства и установки, которые настойчиво стре­мились вырваться на свободу» [24, с. 22].

Чувства и установки, которые ребенок с нарушени­ем интеллекта, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбран­ную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика.

Чувства умственно отсталого ребенка часто не­возможно выразить вербально, На этом уровне раз­вития у него не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того, что он чувствует; в эмо­циональном плане он не может настолько сосредо­точиться на интенсивности своих переживаний, что­бы можно было их адекватно выразить в словах. Мир ребенка — это мир конкретных вещей, и так к нему и следует подходить, если мы хотим установить кон­такт с ребенком. Игра — это конкретное самовыра­жение ребенка и способ его приспособления к соб­ственному миру. Большинство умственно отсталых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но проигрывая их так, как им хочется, дети могут научиться постепенно справ­ляться в ними.

Основное внимание в игровой терапии уделяется тому, чтобы облегчить усилия умственно отсталого ребенка с агрессивным поведением, направ­ленные на то, чтобы стать более адекватным как лич­ность, справляясь с текущими и будущими проблема­ми, которые могут влиять на его жизнь. В этом смысле цель игровой терапии при коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта состоит в том, чтобы помочь ребенку:

— развить более позитивную Я-концепцию;

— стать более ответственным в своих действиях и поступках;

— стать более самоуправляемым;

— выработать способность к самопринятию;

— в большей степени полагаться на самого себя;

— выработать способность к самостоятельному при­нятию решений;

— овладеть чувством контроля;

— развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

— развить внутренний источник оценки;

— обрести веру в себя.

Эти цели игровой терапии задают общие рамки для понимания параметров подхода и его осуществления. Поскольку специфические цели для ребенка не уста­навливаются, терапевт свободен облегчить разработ­ку этих целей, ориентированных на конкретную лич­ность.

Наши рекомендации