Стадии процесса игровой психотерапии при коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта

Стадии процесса игровой терапии возникают как результат взаимодействия между терапевтом и ум­ственно отсталым ребенком, протекающего в безоце­ночной, свободной атмосфере игровой комнаты, со­зданию которой способствует терапевт, демонстриру­ющий искреннюю заинтересованность и одобрение по отношению к ребенку. Эти уникальные живые отно­шения, в которых принимается и ценится особость и индивидуальность ребенка, дают ему ощущение дозво­ленности и позволяют расширить горизонты собствен-ного «Я» в соответствии с тем, насколько он чувствует меру принятия себя терапевтом. Это переживание и расширение собственных возможностей часто прояв­ляется в четко обозначенных стадиях изменений, на­ступающих по мере развития терапевтического про­цесса.

Анализируя случаи работы с детьми, страдающи­ми нарушением интеллекта, Хэндрикс заметила, что дети проходят определенные стадии терапевтическо­го процесса:

С 1 по 4 сеансы умственно отсталый ребенок про­являет любопытство, углубляется в исследовательскую, бессистемную и творческую игру, делает простые опи­сательные и информационные замечания и вырабаты­вает одновременно радость и тревогу;

С 5 по 8 — продолжает исследовательскую, бесси­стемную, творческую игру, возрастает общая агрессив­ная направленность игры, по-прежнему выражается радость и тревога; очевидны спонтанные реакции;

С 9 по 12 — исследовательская, бессистемная и агрессивная игра уменьшается, увеличивается игра, направленная на установление отношений, творчество и радость доминируют, вербальное взаимодействие с терапевтом возрастает и выдается больше информации о семье и себе самом;

С 13 по 16 — преобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений, доля агрес­сивных игр уменьшается, возрастают случаи выраже­ния счастья, волнения, отвращения, недоверчивости;

С 17 по 20 — преобладают разыгрывание сценок и ролевая игра, агрессивные высказывания продолжа­ются, усиливается построение отношений с терапев­том, доминирующей эмоцией становится радость; ре­бенок продолжает сообщать сведения о себе и о семье;

С 21 по 24 — преобладают игры, направленные на построение отношений, а также драматические и ро­левые игры, возрастает число игр с изображением несчастных случаев [24, с. 31],

Эти исследования свидетельствуют о том, что в процессе детской игры можно различать четкие моде­ли установления терапевтических отношений в игро­вой комнате. По мере развития психотерапевтических отношений умственно отсталые дети начинают выражать чувства более непосредственно и реалистично, тщательнее сосредотачиваются на них и более точно их определяют. Сначала дети погружаются в иссле­довательскую, бессюжетную, творческую игру. На вто­ром этапе дети чаще играют в агрессивные игры и боль­ше рассказывают о себе и о своей семье. На последних приемах важными становятся драматическая игра и установление отношений с терапевтом.

Большое значение отводится оборудованию игро­вой комнаты. Игрущки и материалы, необходимые для игровой психотерапии при коррекции агрессив­ного поведения, можно сгруппировать в три больших класса:

1. Игрушки из реальной жизни:

— кукольное семейство;

— кукольный домик;

— детская посуда;

— машины;

— «медицинский набор» и т. п.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию и страх:

— игрушечные солдатики;

— оружие;

— маски воина, бандита, чудовища и т. д.

3. Средства для творческого самовыражения:

— пластилин или глина;

— краски, карандаши и фломастеры;

— конструктор, детская мозаика и т. д.

Следует отметить, что помимо преодоления агрес­сии в поведении, игровая терапия оказывается эффек­тивной при решении самых разнообразных детских проблем: при невротических и соматических расстрой­ствах у детей; для улучшения эмоционального состо­яния детей после развода родителей; для снижения тревоги у госпитализированных детей; для облегчения состояния при психосоматических заболеваниях; для улучшения успеваемости детей, испытывающих затруд­нения в обучении; для коррекции эмоционального со­стояния детей, подвергшихся насилию или живших в условиях психической напряженности («заброшенные дети») и т. д.

Таким образом, игровая терапия способствует развитию ребенка с нарушением интеллекта, помогая ему узнать и принять самого себя, Игровая терапия спо­собствует также познанию мира. В ответ на атмосферу дозволенности, царящую в игровой комнате, на чувство безопасности, позволяющее до конца быть самим со­бой, и осторожное требование терапевтических огра­ничений дети научаются самоконтролю и свободе са­мовыражения в сочетании с ответственностью.

Большей частью то, что приобретает ребенок в игровой терапии, не относится к сфере когнитивного научения, но есть развивающееся, переживаемое, интуитивное познание самого себя, которое осуществ­ляется в процессе терапевтического опыта. Игровой терапевт сохраняет и транслирует ребенку постоян­ное внимание и уважение к нему независимо от его поведения, независимо от того, пассивен ли он в игре, или отреагирует агрессию, или хнычет и требует по­мощи в самом простом задании. Дети ощущают ува­жение терапевта, чувствуют, что их уважают, а по­скольку отсутствует оценка и присутствует постоян­ное сиюминутное принятие, дети интериоризируют это уважение: иными словами, дети научаются уважать себя, следовательно, научаются уважать и других.

Обыгрывая чувства в присутствии взрослого, кото­рый понимает и принимает всю интенсивность этих чувств, умственно отсталые дети учатся понимать, что их чувства могут быть приняты. Дети учатся также быть более открытыми в выражении своих чувств. Коль скоро чувства были выражены открыто и приня­ты, они перестают быть столь интенсивными, и ими можно управлять более адекватно. По мере того, как дети научаются ответственно управлять своими чув­ствами, чувства более не управляют ими. Следователь­но, в процессе игры дети становятся свободными и понимают, что они могут преодолеть собственные чувства.

Б системе отношений игровой терапии терапевт верит в способность ребенка использовать свои внут­ренние ресурсы, и поэтому ему удается устоять перед искушением сделать что-то, что лишит детей возмож­ности испробовать собственные силы. По мере того, как терапевт разрешает детям бороться за то, чтобы сделать что-то самим, дети научаются принимать на ., себя ответственность. Когда детям позволяют самим рассчитывать свои действия, предлагать собственное решение проблем, решать собственные задачи — реализуются и разви­ваются их творческие ресурсы. В этом случае дети гораздо лучше справляются с собственными пробле­мами и испытывают чувство удовлетворения от того, что они действуют самостоятельно. При этом дети научаются при столкновении с проблемами использо­вать свой внутренний потенциал и творчески подхо­дить к их решению.

По мере того как ребенок чувствует, что его прини­мают таким, какой он есть, без всяких заранее обус­ловленных ожиданий, он постепенно начинает пони­мать собственную ценность и значимость. Этот про­цесс общения и проникновения в собственное «Я» осу­ществляется как прямо, так и косвенно. Встречая бе­зоценочное принятие себя таким, какой он есть, и не испытывая необходимости в том, чтобы быть другим, ребенок постепенно научается принимать себя на эмоциональном уровне. Такое возросшее самоприня­тие является основным фактором, способствующим развитию позитивной Я-концепции.

Таким образом, проведение игровой терапии по­зволяет решать многие проблемы, возникающие у ребенка, причем делать это ненавязчиво, не заставляя ребенка строго следовать инструкции, а лишь вовле­кая ребенка с нарушением интеллекта в деятельность, так близкую ему и так любимую им.

Хромотерапия

Хромотерапия {лечение цветом) —• древний есте­ственный метод лечения и изменения состояния чело­века, основанный на использовании узкополосных (монохроматических) излучений оптического диапазо­на волн. Монохроматические излучения участвуют в осуществлении гомеостатических реакций молекуляр­ного, клеточного, тканевого уровня, а также уровня функциональных систем и организма в целом, они являются естественными регуляторами биохимических, биофизических и энергоинформационных процессов в организме человека, способствуют достижению пси-хосоматической гармонии, могут успешно заменять лекарства и служить универсальным средством лече­ния многих заболеваний.

Хромотерапия осуществляется через глаза. Энер­гетический поток света воспринимается колоссальной сетью сосудов, концентрированной пигментреагент-ной системой радужки и сетчатки, и далее беспрепят­ственно и мгновенно передается в регуляторные цен­тры мозга. Далее свет вызывает в организме целый каскад превращений, воздействуя на органы и систе­мы: активизирует физиологические процессы, восста­навливает баланс внутренней среды, поддерживает устойчивость клеточного метаболизма, регулирует обмены веществ, повышает жизнестойкость клеток и тканей, повышает иммунитет и поддерживает природ­ный механизм гомеостаза [15, с. 18]. Исследования ряда ученых (Дерибере, Жуар, Подольский, Кравков, Фере) по применению цвета и цветового света в каче­стве терапевтического сродства позволили сделать сле­дующие выводы:

Голубой — антисептический цвет. Он напоминает о мире и побуждает к размышлениям, снижает мус­кульное напряжение и кровяное давление.

Зеленый — положительно влияет на нервную сис­тему. Это — болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, исте­рии, усталости.

Желтый — тонизирующий. Стимулирует мозг, зре­ние, нервную систему, нейтрализует негативные дей­ствия. Может быть эффективен в случае умственной недостаточности.

Оранжевый — стимулирует чувства и слегка уско­ряет пульсацию крови. Создает ощущение благополу­чия и веселья; улучшает пищеварение.

Красный — теплый и раздражительный, Он стиму­лирует мозг, укрепляет организм [15, с. 132].

Известно, что дети с нарушением интеллекта дос­таточно часто соматически ослаблены, психически не уравновешены. Для улучшения их здоровья, эмо­ционального фона можно использовать занятия по хромотерапии. Причем, проводить эти занятия как в активной (окрашивание стен класса в цвета, способ­ствующие снятию напряжения на занятиях, улучше­нию работоспособности), так и в пассивной форме

Наши рекомендации