Глава 14.Психологические методики в конфликтологии
Методики диагностики конфликтности на разном уровне взаимодействия
Изучение самооценки конфликтности
Методика С.М. Емельянова[31, с. 102 - 104]
Инструкция.
Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для оценки 10 пар утверждений. Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки, отмечая кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое качество проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
Текст опросника
1.Рветесь в спор | Уклоняетесь от спора | |
2.Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном | |
3.Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать | Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего | |
4.Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов | Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов | |
5.Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента | Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента | |
6.Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку | В напряженной обстановке чувствуете себя неловко | |
7.Считаете, что в споре надо проявлять свой характер | Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции | |
8.Не уступаете в спорах | Уступаете в спорах | |
9.Считаете, что люди легко выходят из конфликта | Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта | |
10.Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя | Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины |
Процедура обработки и интерпретации данных.
На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.
Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов — на высокую; 50 баллов — на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.
Найдите среднее значение по результатам оценки всех членов группы. Это значение отражает самооценку групповой конфликтности.
Личностная агрессивность и конфликтность
Методика Е. П. Ильина и П. А. Ковалева[44, с. 401 - 404]
Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса (приводится ниже) в соответствующем квадратике поставьте знак “+” (“да”), при несогласии — знак “-” (“нет”).
Процедура обработки и интерпретации данных.
Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы (“да”, “нет”) заносили в карту опроса:
Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: “вспыльчивость”, “наступательность”, “обидчивость”, “неуступчивость”, “компромиссность”, “мстительность”, “нетерпимость к мнению других”, “подозрительность”. За каждый ответ “да” или “нет” в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Ключ.
Ответы “да” по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы “нет” по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свидетельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.
Ответы “да” по позициям 2, 10, 18,42, 50, 58, 66, 74 и ответы “нет” по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости.
Ответы “да” по позициям 3,11,19, 27, 35, 59 и ответы “нет” по позициям 43, 51,67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости.
Ответы “да” по позициям 4,12,20, 28,36, 60, 76 и ответы “нет” по позициям 44, 52,68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.
Ответы “да” по позициям 5, 13, 21, 29,37, 45, 53 и ответы “нет” по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к компромиссности.
Ответы “да” по позициям 6, 22, 38,62, 70 и ответы “нет” по позициям 14, 30,46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.
Ответы “да” по позициям 7,23, 39, 55,63 и ответы “нет” по позициям 15, 31,47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к мнению других.
Ответы “да” по позициям 8, 24, 32,48, 56,64, 72 и ответы “нет” по позициям 16,40, 80 свидетельствуют о склонности к подозрительности.
Сумма баллов по шкалам “наступательность (напористость)”, “неуступчивость” дает суммарный показатель позитивной агрессивности, субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам “нетерпимость к мнению других”, “мстительность”, дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам “компромиссность”, “вспыльчивость”, “обидчивость”, “подозрительность” дает обобщенный показатель конфликтности.
Карта опроса.
№п/п | да | нет | № п/п | да | нет | № п/п | да | нет | №п/п | да | нет |
Текст опросника.
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
- Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
- Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
- Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
- Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
- Я часто злюсь, когда мне возражают.
- Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
- Я гораздо .более раздражителен, чем кажется.
- Мнение, что нападение — лучшая защита, — правильное.
- Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
- Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
- Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
- Я считаю, что добро эффективнее мести.
- Каждый человек имеет право на свое мнение.
- Я верю в честность намерений большинства людей.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
- Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
- Если кто-то “корчит” из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
- Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
- Я считаю, что лозунг из мультфильма: “Зуб за зуб, хвост за хвост” справедлив.
- Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
- С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
- Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
- Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
- Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
- Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
- В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
- Я уважаю людей, которые не помнят зла.
- Утверждение: “Ум — хорошо, а два — лучше” — справедливо.
- Утверждение: “Не обманешь — не проживешь” тоже справедливо.
- У меня никогда не бывает вспышек гнева.
- Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
- Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
- Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
- Я стараюсь избегать обострения отношений.
- Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
- Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
- Я осуждаю недоверчивых людей.
- Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
- Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
- Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
- Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
- Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
- Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
- Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
- Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
- В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
- Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им “рта не даю открыть”.
- Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
- Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
- В решении любой проблемы я предпочитаю “золотую середину”.
- У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
- Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
- Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
- Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
- Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
- Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
- Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
- Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
- Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
- Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
- Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
- Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
- При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
- У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
- Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной —моя или чужая.
- Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
- Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
- Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
- Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
- Обычно меня трудно вывести из себя.
- Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
- Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
- Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
- Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.
- Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
- Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
- Я никогда не подозреваю людей в нечестности.
Опросник К. Томаса “ Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте”
Адаптированный вариант Н.В. Гришиной[151, с. 398 - 402]
Методика предназначена для измерения личностной предрасположенности к той или иной тенденции поведения в конфликтной ситуации.
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. В каждой из 30 пар вариантов поведения в конфликтной ситуации необходимо выбрать высказывание а или б.